Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Рябцев Михаил Евсеевич

Рябцев Михаил Евсеевич

04.06.1923 - 26.10.1989

Герой Советского Союза

Даты указов

27.06.1945

Медаль № 6062

Рябцев Михаил Евсеевич - командир звена 2-го Оршанского Краснознамённого ордена Суворова гвардейского истребительного авиационного полка (322-я истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант.

Родился 4 июня 1923 года в городе Борисов Минской области (Белоруссия) в семье рабочего. Белорус. Окончил 8 классов. Призван в армию в 1941 году после окончания курса обучения в Минском аэроклубе. В 1942 году окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов, эвакуированную в июле 1941 года в Зерноград Ростовской области, а в ноябре 1941 года – в Туркмению.

На фронтах Великой Отечественной войны с марта 1943 года. Воевал на Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Сражался на Курской дуге, участник освобождения Белоруссии (в том числе городов Орша, Витебск, Борисов, Минск), Литвы, боёв на территории Восточной Пруссии и Германии. Летал на истребителях Ла-5 и Ла-7.

К маю 1945 года М.Е.Рябцев совершил 147 боевых вылетов, сбил 15 самолётов противника, в том числе 11 истребителей FW-190 и три истребителя Ме-109.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии старшему лейтенанту Рябцеву Михаилу Евсеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6062).

После войны М.Е.Рябцев продолжал службу в Военно-воздушных силах. В 1955 году окончил Военно-воздушную академию. Служил в войсках противовоздушной обороны, освоил 18 типов самолётов, в том числе новейших реактивных истребителей.

С 1975 года полковник М.Е.Рябцев – в запасе. Жил в Москве. Работал в КБ П.О.Сухого. Умер 26 октября 1989 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (участок 2).

Награждён орденом Ленина (27.06.1945), двумя орденами Красного Знамени (5.05.1944 и 5.04.1945), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (24.08.1944 и 11.03.1985), орденом Красной Звезды (21.07.1943), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями.

Почётный гражданин Борисова.


Боевое крещение М.Е.Рябцев получил во 2-м гвардейском истребительном авиационном полку 1-й воздушной армии 8 июня 1943 года, когда по решению Ставки ВГК была проведена крупная воздушная операция по уничтожению авиации противника на аэродромах. Поводом для проведения операции послужили ночные налёты немецких бомбардировщиков на город Горький. В результате трёх бомбовых ударов в период с 4 по 7 июня был сильно разрушен автомобильный завод имени Молотова. Серьёзно пострадали и другие предприятия города.

Было решено с целью срыва дальнейших налётов разгромить авиационную группировку немецкой бомбардировочной авиации. Одной из крупных баз её сосредоточения являлся аэродром у деревни Сеща Брянской области. На бомбардировку этого аэродрома 8 июня вылетела большая группа пикирующих бомбардировщиков Пе-2 и штурмовиков Ил-2. Их сопровождали истребители 2-го гвардейского истребительного авиационного полка, в числе которых находился М.Е.Рябцев.

При подходе к цели на аэродроме Сеща было обнаружено около 90 вражеских бомбардировщиков, а также истребители FW-190, которые парами и четвёрками пытались противодействовать нанесению удара по аэродрому. Истребители прикрытия вступили с ними в бой. По наблюдению экипажей штурмовиков, в результате удара на аэродроме в общей сложности было уничтожено до 20 и повреждено до 15 самолетов противника. В свою очередь, истребители прикрытия доложили, что после удара на аэродроме они наблюдали 18 очагов пожара в районе стоянок самолетов и ангаров, а также сильные взрывы. При отходе от цели два FW-190 атаковали Пе-2 из состава второй группы 2-го бомбардировочного авиаполка. Ведущий группы прикрытия командир эскадрильи лейтенант Косолапов в паре с младшим лейтенантом Левченко вступили с ними в воздушный бой. Косолапов, сблизившись на 100–80 метров, после 5–6 очередей сбил один «фоккер». Второй «фоккер» пытался атаковать Косолапова, но был контратакован Левченко и вышел из боя.

Летом 1943 года на фронтовой аэродром прибыло 12 истребителей Ла-5. Они были построены на средства дружественного монгольского народа. Истребители были вручены эскадрилье 2-го гвардейского истребительного полка, которая получила наименование «Монгольский арат». В этой эскадрилье М.Е.Рябцев сражался до конца войны.

Летом 1943 года М.Е.Рябцев воевал над Курской дугой. С 12 июля по 10 августа лётчики 2-го гвардейского истребительного полка совершили 657 боевых вылетов и сбили в воздушных боях 66 самолётов противника. Только в Орловской операции лётчики эскадрильи в воздушных боях уничтожили 21 немецкий самолёт. С 14 июля по 28 августа М.Е.Рябцев сбил четыре самолёта противника (один бомбардировщик Не-111 и три истребителя – один Ме-109 и два FW-190).

За образцовое выполнение боевых задач при освобождении Орла и Белгорода полк был награждён орденом Красного Знамени.

Отличились гвардейцы и при освобождении Белоруссии. За период с 22 июня по 17 августа 1944 года они произвели около девятисот боевых вылетов и уничтожили пятьдесят немецких самолётов. Полку было присвоено наименование Оршанского.

Кроме вылетов на прикрытие бомбардировщиков и штурмовиков, М.Е.Рябцев проявил себя как один из лучших воздушных разведчиков 322-й истребительной авиационной дивизии. В Висло-Одерской операции, когда перед дивизией была поставлена задача прикрывать с воздуха главную группировку войск 1-го Украинского фронта, наносящую удар с сандомирского плацдарма, М.Е.Рябцев вёл разведку немецких аэродромов, выявляя на них скопления самолётов.

В конце января и в начале февраля 1945 года лётчики дивизии уничтожили несколько десятков вражеских самолетов. Как отмечает командир 322-й дивизии А.Ф.Семёнов, особенно успешно действовали в это время майор Г. В. Диденко, капитаны В. И. Королев, Ф. М. Лебедев, В. В. Зайцев, А. И. Майоров, И. Т. Кошелев, старшие лейтенанты М. Е. Рябцев, П. А. Сомов, П. М. Непряхин, П. Я. Марченко, Г. И. Бессолицын, Н. Г. Марин, лейтенант Г. В.Уткин.

Когда 2-й гвардейский полк перебазировался на новое место, на прежнем аэродроме остались четыре самолёта, у которых нужно было отремонтировать двигатели. На эту трудоёмкую работу по всем расчётам требовалось до двух дней. Этот срок вовсе не устраивал командира звена старшего лейтенанта М.Е.Рябцева. Он вместе с подчиненными ему лётчиками, техниками и механиками почти всю ночь ремонтировал самолёты и к утру ввёл их в строй. Тем не менее выпавший в течение ночи снег угрожал срывом намеченному на утро вылету. Рябцеву пришлось мобилизовать на расчистку полосы всех, кто был на аэродроме, даже обратиться за помощью к командованию находившейся поблизости стрелковой части. Все это делалось для того, чтобы его звено успело к выполнению очередной боевой задачи, поставленной полку.

В период весенней распутицы противник был вынужден базировать свою авиацию скученно, почти исключительно на стационарных аэродромах. Появились наилучшие возможности для уничтожения её на земле. Командование дивизии усилило воздушную разведку и постоянно держало наготове группы истребителей с подвешенными бомбами. Важную цель раньше других выследил старший лейтенант М. Е. Рябцев. Выполняя очередной разведывательный полет, он доложил по радио о скоплении вражеской авиации на аэродроме Зарау. Командир дивизии приказал командиру 2-го гвардейского авиационного полка немедленно нанести удар.

Подойдя к Зарау, летчики застали на земле не менее шестидесяти — семидесяти самолётов различных типов. Кроме того, над аэродромом кружила девятка Ю-87. Эскадрилья «Монгольский арат» сбросила бомбы на ближайшую стоянку, затем на бреющем полете прошла вдоль остальных стоянок, ведя огонь из пушек. На аэродроме сразу же возникло несколько очагов пожара. Развернувшись, истребители пошли на штурмовку вторично. Другая эскадрилья вступила в бой с вражескими самолётами и сбила три бомбардировщика и два истребителя.

В апреле 1945 года 322-я дивизия дивизии и все её полки были награждены орденами. Дивизии вручили орден Суворова 2-й степени, 2-му гвардейскому полку — орден Суворова 3-й степени.

16 апреля 1945 года во время Берлинской операции эскадрилья «Монгольский арат» произвела успешную штурмовку аэродрома, на котором вспыхнуло до десятка пожаров. Кроме того, эскадрилья провела над аэродромом воздушный бой с десятью «фокке-вульфами» и трёх из них уничтожила. Сама же вернулась без потерь и благополучно произвела посадку в сложных условиях. Не менее напряжёнными были и последующие дни наступления, когда наши наземные войска углубляли и расширяли прорыв вражеской обороны на главном направлении.

Особенно ожесточённые воздушные бои разгорелись в районе Коттбуса. Туда противник бросил крупные силы авиации, и обстановка складывалась иногда так, что нашим лётчикам приходилось быть в меньшинстве. Здесь опять блестяще проявила себя эскадрилья «Монгольский арат». Возглавляемая командиром эскадрильи капитаном И.Т.Кошелевым восьмёрка Ла-7 успешно провела воздушный бой против двенадцати «фокке-вульфов». Использовав преимущество в высоте и скорости, наши лётчики навязали противнику свою волю, заставили его действовать на вертикалях. В результате два вражеских самолёта были сбиты, остальные рассеялись.

25 апреля лётчики эскадрильи «Монгольский арат» штурмовали вражеский узел сопротивления.

Утром 2 мая 1945 года М.Е.Рябцев совершил свой последний полёт над Берлином, будучи ведомым командира дивизии в восьмёрке истребителей Ла-7. Восьмёрка нанесла бомбардировочно-штурмовой удар по скоплению вражеских войск западнее Берлина. По указанию пункта наведения истребители дважды атаковали наземные цели. Сначала сбросили бомбы, потом вели огонь из пушек.

В конце дня лётчики узнали, что берлинский гарнизон полностью прекратил сопротивление.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Быков М.Ю. Асы Великой Отечественной. - М.: Эксмо; Яуза, 2007.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Навечно в сердце народном. 3-е изд., доп. и испр. Минск, 1984

Растренин О.В. Расколотое небо. - М.: Эксмо; Яуза, 2007

Семёнов А.Ф. На взлете. — М.: Воениздат, 1969