Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Уклеба Кирилл Никифорович

 
Уклеба Кирилл Никифорович
28.12.1913 - 1997
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 27.02.1945 Медаль № 5791


Уклеба Кирилл Никифорович - командир 15-го гвардейского отдельного сапёрного эскадрона 14-й гвардейской Мозырской кавалерийской дивизии 7-го гвардейского Бранденбургского кавалерийского корпуса 1-го Белорусского фронта, гвардии капитан.

Родился 28 декабря 1913 года в селе Курсеби ныне Ткибульского района республики Грузия в семье рабочего. Грузин. Окончил 10 классов и Грузинский индустриальный институт. Работал инженером в городе Северодвинск Архангельской области.

В Красной Армии с 1941 года. В 1942 году окончил Борисовское военно-инженерное училище в городе Архангельск.

В действующей армии с октября 1942 года. Был заместителем и командиром сапёрной роты, эскадрона. Воевал на Юго-Западном, Центральном, Белорусском, 1-м Белорусском фронтах. Член КПСС с 1943 года. В боях трижды ранен.

Участвовал:
- в контрнаступлении под Сталинградом с выходом на реку Чир и к станции Обливская – в 1942 году;
- в освобождении Ростовской области, в боях на Донбассе за город Дебальцево, в освобождении Левобережной Украины и города Чернигов, в форсировании Днепра с завоеванием плацдарма – в 1943;
- в Калинковичско-Мозырской операции, в боях за город Ковель, в Брестско-Люблинской операции, в том числе в освобождении городов Хелм, Люблин, в боях на Пулавском плацдарме – в 1944;
- в Висло-Одерской операции, в том числе в освобождении городов Томашув, Калиш, в форсировании рек Пилица, Варта и Одер с завоеванием плацдармов, в Восточно-Померанской и Берлинской операциях, в том числе во взятии города Бранденбург – в 1945.

Командир 15-го гвардейского отдельного сапёрного эскадрона 14-й гвардейской кавалерийской дивизии 7-го гвардейского кавалерийского корпуса гвардии капитан Уклеба отличился в боях при прорыве обороны противника на Пулавском плацдарме в январе 1945 года. Разведывал пути для продвижения кавалерийских частей и подразделений, под огнём противника наводил мосты и переправы через реки Пилица, Варта и Одер.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Уклебе Кириллу Никифоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5791).

С 1946 года майор К.Н.Уклеба - в запасе. Жил в Тбилиси. Работал начальником стройуправления. Заслуженный строитель Грузинской ССР. Умер в 1997 году. Похоронен в Тбилиси.

Награждён орденами Ленина (27.02.45), Октябрьской Революции, Красного Знамени (08.06.45), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (13.01.45; 11.03.85), 2 орденами Отечественной войны 2-й степени (04.08.44; 28.09.44), орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды (01.04.43), медалями.

Во время революционных событий 1917-18 годов отец Кирилла Уклебы с семьёй в поисках работы переехал из городка Ткибули в Тифлис (Тбилиси), где и осел. Здесь Уклеба-младший окончил десятилетку, а за ней, замахнувшись на высшее образование, и Грузинский индустриальный институт. С детства Кирилл был приучен отцом не выбирать, где полегче, поэтому по окончанию института сам выбрал распределение в город Северодвинск, что на берегу Белого моря. Но долго работать строителем ему не пришлось – началась Великая Отечественная война.

Уже в июле 1941 года Уклебу призвали в армию. В это время в Архангельск из белорусского города Борисов было эвакуировано военно-инженерное училище, которое как нельзя кстати подходило под гражданское образование Уклебы, поэтому направление молодого строителя в военкомате было сразу определено без вариантов. Как только училище развернулось на новом месте, Уклеба стал его курсантом. Учился год, в августе 1942 года получил сразу звание лейтенанта и специальность военного инженера. В это время на Дону и Волге занималось пламя Сталинградской битвы. Советское командование перебрасывало к городу всё новые подразделения, формировало новые армии и даже фронты. Поэтому неудивительно, что лейтенант Уклеба в инженерном Управлении РККА в Москве получил направление на Юго-Западный фронт. Там он попал в 21-ю горно-кавалерийскую дивизию 8-го кавалерийского корпуса, где был сразу назначен заместителем командира сапёрной роты в отдельном сапёрном эскадроне. В конце октября 1942 года кавкорпус был передан в состав 5-й танковой армии и передислоцировался на Задонский плацдарм в район города Серафимович.

19 ноября 1942 года началось историческое контрнаступление советских войск под Сталинградом. Конники 8-го кавкорпуса сразу были введены в прорыв и устремились к станице Чернышевской и реке Чир. Уже в ходе этого наступления Уклеба принял командование своей ротой. После окружения Сталинградской гитлеровской группировки кавалеристы оказались на внешнем фронте окружения и сразу встретили противодействие контратакующего врага. Сапёры, в том числе и роты Уклебы, были истинными тружениками войны. Именно они, как только подразделение занимало новый рубеж обороны, без сна и отдыха начинали строить новые командные и наблюдательные пункты, блиндажи и штабные временные сооружения, а там, где встречались реки – мосты или деревянные настилы на лёд. В нужную минуту сапёры брали в руки оружие и вступали в бой. Так на реке Чир и в районе станции Обливская ротой Уклебы в ноябре-декабре 1942 года было отрыто множество окопов и землянок, разобрано большое количество немецких и построено своих оборонительных сооружений. Здесь противник имел большие силы, и бои стали носить крайне ожесточённый характер. Станция Обливская была освобождена в середине декабря 1942 года, а 27 декабря – станция и посёлок Чернышковский. В последующих январских боях 1943 года кавалеристы корпуса наступали вдоль железной дороги Сталинград – Каменск, и рота Уклебы участвовала в освобождении 4 января города Морозовск, 15 января – станции Тацинской, 19 января – станицы Белокалитвенской, отодвинув на сотни километров на запад фронт окружения гитлеровской группировки в Сталинграде.

В феврале 1943 года началось освобождение Донбасса. Корпус в это время входил в состав 3-й гвардейской армии. 14 февраля 1943 года в составе корпуса сапёрный эскадрон, в котором воевал лейтенант Уклеба, совершил глубокий конный прорыв и ворвался на станцию Дебальцево. За этот рывок и освобождение важного железнодорожного узла 15 февраля корпус стал 7-м гвардейским кавалерийским, а дивизия – 14-й гвардейской кавалерийской. Но случилось так, что стрелковые подразделения не смогли пробиться вслед за мобильными конниками, и корпус оказался в окружении. 10 дней кавалеристы, в том числе и сапёрная рота Уклебы, сражались в окружённом городе, отразив десятки контратак крупных сил противника. К 24 февраля ряды конников сильно поредели, стали заканчиваться боеприпасы. И кавалеристы совершили практически невозможное – они концентрированным ударом пробили брешь в окружении и в районе посёлка Ивановка Ворошиловградской области вырвались из кольца. В этом дерзком рейде сапёрная рота гвардии лейтенанта Уклебы не только участвовала в боях, но и выполнила множество порученных ей работ. За умелое руководство подразделением гвардии лейтенант Уклеба был награждён орденом Красной Звезды.

В летних боях на Курской дуге кавалеристы не участвовали. Но когда началось общее наступление советских войск, и наши части приступили к освобождению Левобережной Украины, 10 сентября 1943 года 7-й гвардейский кавалерийский корпус был включён в состав 61-й армии Центрального фронта. 15 сентября рота гвардии лейтенанта Уклебы сколотила из подручных средств большое количество плотов для форсирования реки Десны у посёлка Короп, а 21 сентября участвовала в уличных боях в городе Чернигов.

То же самое было и на Днепре – рота лейтенанта Уклебы всю ночь на 28 сентября 1943 занималась подготовкой переправочных средств для штурмовых групп и в первую очередь для артиллерии. В этот же день десант переправился через Днепр в районе села Нивки, несколько севернее села Комарин Брагинского района Гомельской области, и овладел небольшим плацдармом. Но Уклебе на плацдарме сражаться не пришлось – днём 28 сентября он был у самой реки ранен осколком снаряда во время постройки причала.

Вернувшись в родную часть в январе 1944 года, Уклеба стал гвардии старшим лейтенантом и участвовал в окончательной фазе Калинковичско-Мозырской операции, проводимой войсками Белорусского фронта. Тяжелейший труд сапёров не реке Припять в Полесских болотах принёс большую пользу – здесь предстояло войскам 61-й армии держать оборону до лета 1944 года.

В апреле 1944 года 7-й гвардейский кавалерийский корпус был передан в состав 69-й армии 1-го Белорусского фронта и передислоцировался на Волынь. В этом же месяце Уклеба был назначен командиром 15-го гвардейского отдельного сапёрного эскадрона. Первым делом нужно было выровнять линию фронта в районе города Ковеля. Эскадрон Уклебы участвовал в боях за этот город, а затем целых 2 месяца строил на новом рубеже обороны сооружения различного военного назначения.

17 июля 1944 года началась Брестско-Люблинская операция, в ходе которой войска 69-й армии устремились к реке Западный Буг и польскому городу Хелм. 20 июля на западном берегу Буга был захвачен плацдарм, и сапёры Уклебы под ураганным огнём противника принялись наводить многотонный деревянный мост для прохода танков. И за сутки такой мост был наведён, причём сам командир эскадрона Уклеба все эти сутки находился вместе с бойцами и лично участвовал в строительстве. В результате 11-й гвардейский танковый корпус переправился на польский берег и повёл решительное наступление в тыл Брестской группировке противника. За героизм, проявленный на реке Западный Буг, гвардии старший лейтенант Уклеба был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. Войска корпуса тем временем освободили города Хелм, Люблин в последних числах июля 1944 года вышли на Вислу.

На берегу Вислы эскадрон Уклебы несколько первых августовских дней занимался привычным делом – строительством переправочных плотов и небольших паромов. А когда был захвачен и достаточно расширен плацдарм в районе города Пулавы, сапёры на плацдарме принялись к отрыванию траншей полного профиля, строительству блиндажей, укрытий, иногда и ложных имитационных оборонительных позиций, по которым усердно гитлеровские бомбардировщики наносили бомбовые удары. За август месяц, когда на Пулавском плацдарме шли ожесточённые оборонительные бои, подопечные Уклебы вдоль и поперёк перерыли почти всю линию обороны своего соединения, умудрились на берегу Вислы вырыть и укрепить брёвнами даже несколько больших земляных укрытий для лошадей. Но во время очередной бомбардировки с воздуха 5 сентября 1944 года Уклеба попал в зону поражения упавшей бомбы и получил серьёзные контузию и ранения от поднятых взрывом материалов. В медсанбате за Вислой он провёл целых 2 месяца и вернулся в часть только в конце ноября 1944 года. За отличие в боях на Пулавском плацдарме гвардии старший лейтенант Уклеба был награждён вторым орденом Отечественной войны 2-й степени.

Особенно отличился командир сапёрного эскадрона Уклеба в ходе Висло-Одерской операции. Перед её началом, в декабре 1944 года, ему было присвоено звание гвардии капитана. Весь подготовительный период к операции сапёры Уклебы занимались ночными вылазками в нейтральную полосу, проделыванием проходов в многочисленных минных полях и проволочных заграждениях. В декабрьские и январские ночи его подчинёнными было сняты тысячи вражеских мин и обеспечено более двух десятков проходов. На протяжении этого периода гвардии капитан Уклеба отдыхал лишь урывками, все свои силы направляя на организацию выполнения поставленных задач. Кроме работы в нейтральной полосе, сапёрами Уклебы велась тщательная разведка огневых средств и сооружений первой полосы обороны противника. И к началу наступления командиром эскадрона были сформированы группы уничтожения этих выявленных вражеских объектов. За отличное выполнение боевого задания по прорыву обороны противника ещё до начала наступления гвардии капитан Уклеба был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Уже 14 января 1945 года конники корпуса вошли в прорыв, причём эскадрон Уклебы обеспечивал этот прорыв разрушением оборонительных укреплений врага, блиндажей, дотов и дзотов, многих полос колючей проволоки. На 4-й день наступления, 17 января 1945 года, конники его эскадрона достигли реки Пилица в районе города Томашув и участвовали в захвате плацдарма, обеспечивая продвижение главных сил корпуса по сооружённому на льду Пилицы деревянному настилу из брёвен, поливаемому всё время ледяной водой. Затем эскадроны кавкорпуса совершили многокилометровый рывок к городу Калиш и вышли на реку Варта. Во время этого марша сапёры Уклебы занимались в основном минной и дорожной разведкой путей следования конников, шли всё время впереди других подразделений, часто первыми вступая в бои с встреченными подразделениями противника. На Варте сапёрами был повторен сценарий Пилицы с намороженной переправой. А 29 января 1945 года они достигли реки Одер, где штурмовые группы сходу по льду форсировали её, захватив плацдарм на западном берегу. Противник кроме многочисленных контратак десанта, артиллерийским огнём и воздушными бомбардировками полностью искрошил лёд на Одере, и сапёрному эскадрону Уклебы пришлось, напрягая все силы, под ураганным огнём гитлеровцев строить деревянный наплавной мост для переправы на западный берег реки других подразделений. Наплавной мост очень часто разрушался гитлеровцами, и сапёры, в том числе и лично Уклеба, работая в ледяной воде, устраняли повреждения. В результате кавалеристами сабельным штурмом был занят населённый пункт Приттаг, и плацдарм расширен, что дало возможность сапёрам Уклебы навести ещё один наплавной мост, по которому на Одерский плацдарм переправился целый кавалерийский полк. К 3 февраля 1945 года за Одером сражалась уже вся 14-я гвардейская кавалерийская дивизия, и сапёры приступили к привычному строительству оборонительных объектов уже на плацдарме. За героизм, проявленный при форсировании реки Одер, гвардии капитан Уклеба немедленно был представлен к званию Героя Советского Союза.

В конце февраля 1945 года 7-й гвардейский кавалерийский корпус был передислоцирован на правый фланг 1-го Белорусского фронта и участвовал в Восточно-Померанской операции, где эскадрон Уклебы участвовал в боях на реке Драге, в освобождении города Пиритц и других населённых пунктов Восточной Померании. Здесь Уклебе было присвоено звание гвардии майора.

Последней операцией Великой Отечественной войны для командира эскадрона Уклебы была битва за Берлин. В ходе неё его эскадрон в составе корпуса на плечах отступающих фашистов захватил несколько фольварков, обходя столицу рейха с севера, а затем вдоль канала совершил рывок в город Бранденбург, в котором его кавалеристы участвовали в захвате многих важных городских пунктов и отрезали путь к отступлению фашистам по каналу из Берлина в сторону Эльбы в зону союзных американских войск. В этих боях сапёры не только участвовали в боях, но и занимались разминированием, подрывом упорно оборонявшихся бронированных огневых точек врага. В одном из последних боёв 1 мая 1945 года командир эскадрона Уклеба был тяжело ранен и эвакуирован в госпиталь, где пришёл в сознание уже после Дня Победы. За отличие в ходе битвы за Берлин гвардии майор Уклеба был награждён орденом Красного Знамени.

Лечение в госпитале длилось достаточно долго. При выписке из него гвардии майор Уклеба бы признан ограниченно годным к несению воинской службы. В начале 1946 года он решил её оставить и вернуться к своей довоенной строительной специальности. Вернувшись на родину в Грузию, Кирилл Никифорович Уклеба многие годы работал начальником строительного управления и за доблестный труд в послевоенное время был удостоен ещё 2-х орденов – Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции, нескольких медалей и звания «Заслуженный строитель Грузинской ССР».

Биография предоставлена Валерием Воробьевым (1964-2013)

    Источники
 Герои Советского Союза: краткий биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации