Герой Социалистического Труда
Армия: Железнодорожные войска
Бакарев Пётр Иванович

Бакарев Пётр Иванович

14.09.1907 - 11.11.1970

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 176

Орден Ленина № 16449

Бакарев Пётр Иванович – командир 5-й железнодорожной бригады, полковник.

Родился 14 сентября 1907 года в городе Кустанае, Республика Казахстан, в семье рабочего. Русский. С ранних лет жил в городе Севастополе у старшей сестры, работал подмастерьем. В 1920-е годы закончил вечерний рабфак.

В 1929-1930 годах проходил действительную службу в Красной Армии, в железнодорожных войсках в Белоруссии. После увольнения поступил в Ленинградский металлургический институт, окончил 2 курса. Здесь в 1932 году вступил в ВКП(б)/КПСС. В 1933 году вновь мобилизован в армию. Служил командиром взвода, роты в 14-м железнодорожном полку. В 1938 году окончил Военно-транспортную академию.

Великую Отечественную войну встретил в должности военного комиссара 5-й железнодорожной бригады, затем был заместителем командира – начальником политотдела бригады. В начале 1942 года полковник Бакарев принял командование бригадой, сменив ушедшего на повышение генерала Кабанова.

Летом 1942 года подразделения 5-й железнодорожной бригады под командованием полковника Бакарева обеспечивали работу Воронежского железнодорожного узла. На участке Острожка - Графская скопилось около 10 тысяч вагонов. Ими забиты были все тупики, подъездные пути, на километры вытянулись груженные составы. В этот сложный момент особенно проявились способность и умение П.И.Бакарева организовать личный состав на выполнение поставленной задачи, принимать быстрые и правильные решения.

В сложных условиях, под огнем противника, когда часть Воронежа был уже в руках врага, со станции одни за одним уходили эшелоны. Порой интервал между составами составлял 100-200 метров. Одновременно велись работы по восстановлению путей, ремонту и экипировке паровозов. В течение 6 суток эвакуационная операция была закончена. Только со станции Отрожка было выведено 73 паровоза, 450 пассажирских и 5800 товарных вагонов.

В 1943 году, когда воска Брянского фронта перешли в наступление, бригада полковника Бакарева вела восстановительные работы на участках Воронеж - Касторная, Касторная - Старый Оскол, Касторная - Курск и многих других. Восстановление велось в трудных условиях. Противник непрерывно бомбил и обстреливал артиллерией места работ. Разрушенные объекты были сильно минированы. Следуя за наступающими частями, подразделения бригады участвовали в строительстве мостов через такие крупные реки, как Днепр и Сейм.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» полковнику Бакареву Петру Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С февраля 1944 года и до конца войны полковник (позднее – генерал-майор технической службы) Бакарев был начальником Управления военно-восстановительных работ № 9 и командовал железнодорожными войсками 2-го Белорусского фронта. Подразделения УВВР-9 обеспечивали два железнодорожных направления западно-европейской колеи: Дзялдово - Торн - Быдгощь - Нойштеттин - Штаргард - Пиритц и Насельск - Торн - Быдгошь - Шнейдемюль - Штаргард.

В послевоенное время генерал-лейтенант технической службы Бакарев командовал 4-м и 2-м железнодорожными корпусами. В 1954-1955 годах находился в служебной командировке в Китае. С 1955 года был главным инженером - заместителем начальника Главного управления железнодорожных войск (ГУЖВ), с 1961 года - главным инженером железнодорожных войск, заместителем начальника железнодорожных войск по технической части. Обладая богатейшим опытом восстановления железных дорог в годы Великой Отечественной войны, незаурядными организаторскими способностями, талантом ученого, генерал-лейтенант П.И.Бакарев сумел создать коллектив ученых, конструкторов, практиков, разработать принципы действия войск в условиях ракетно-ядерной войны, заложить ту техническую базу, которая и сегодня во многом определяет производственные возможности основных частей. В 1969 году уволен в отставку.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 11 ноября 1970 года. Похоронен на Пятницком кладбище города Москвы (участок 14).

Генерал-лейтенант технических войск (08.08.1955) Награждён 3 орденами Ленина (13.09.1943; 05.11.1943; 30.12.1956), 2 орденами Красного Знамени (10.04.1945; 19.02.1951), орденами Кутузова 1-й степени (29.07.1945), Отечественной войны 1-й степени (30.04.1943), Трудового Красного Знамени (02.06.1962), 2 орденами Красной Звезды (27.03.1942; 05.02.1946), медалями.


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 1. М. 2000

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Железнодорожные войска России. Кн. 3. - М.: Стэха, 2002

Золотые звезды железнодорожных войск. Ленинград, 1985

Подводная археология   Т