Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Сухой Павел Осипович

 
Сухой Павел Осипович
22.07.1895 - 15.09.1975
Дважды Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 12.07.1957
2. 09.07.1965 Медаль № 94

    Памятники
  Надгробный памятник
  Мемориальная доска в Москве
  Бюст в Гомеле
  Университет в Гомеле
  Памятный знак в Гомеле
  Памятный знак в Гомеле (фрагмент 1)
  Памятный знак в Гомеле (фрагмент 2)
  Мемориальная доска в Гомеле
  Аннотационная доска в Гомеле
  Мемориальная доска в Москве (на здании МГТУ)


Сухой Павел Осипович – советский авиаконструктор, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации, доктор технических наук, профессор.

Родился 10 (22) июля 1895 года в селе ныне городе Глубокое Витебской области (Белоруссия) в семье учителя народной школы Осипа Андреевича и Елизаветы Яковлевны Сухих. Белорус. В 1914 году окончил с серебряной медалью Гомельскую гимназию. С июня 1915 года учился в Московском технологическом училище.

В 1916 году был призван в армию, окончил 2-ю Петроградскую школу прапорщиков и с августа того же года служил в запасном полку в Екатеринбурге. В 1917 году участвовал в Первой мировой войне на Северо-Западном фронте: младший офицер 733-го пехотного полка, с октября 1917 года - начальник пулемётной команды того же полка. В марте 1918 года демобилизован.

Вернулся в родные края, в 1918 - 1920 годах работал учителем средней школы в городах Лунинец и Гомель, инструктором промышленной кооперации Гомельского райсоюза.

В сентябре 1920 года снова приехал в Москву и возобновил учёбу. После окончания Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана в 1925 году распределён на работу в отдел АГОС (авиации, гидроавиации и опытного строительства, в будущем стал основой конструкторского бюро А.Н.Туполева) в составе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), инженер-конструктор. Активно участвовал в разработке самолётов А.Н. Туполева АНТ-3, ТБ-1, АНТ-5, ТБ-3, Р-6, Р-7, И-5, АНТ-13, АНТ-14, АНТ-17. С октября 1930 года - начальник бригады АГОС, выезжал в длительные командировки на авиазаводы Германии и Италии.

С мая 1932 года - начальник объединённой бригады № 3 ЦАГИ. Именно тогда началась его самостоятельная контрукторская деятельность: им начато создание самолёта АНТ-25, предназначенного для сверхдальних перелётов. Самолёт был спроектирован и построен в сжатые сроки, в июле 1933 года экипаж М.М. Громова совершил на нём сверздальний перелёт по замкнутому маршруту. Следующим успехом стало создание самолёта АНТ-37бис ("Родина"), на которой женский экипаж М. Расковой, П. Осипенко и В. Гризодубовой в 1938 году совершил сверхдальний перелёт Москва - Дальний Восток.

С мая 1936 года - заместитель начальника Конструкторского отдела Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР, работал над близним бомбардировщиком ББ-1 (в серийное производство запущен не был).

С февраля 1939 года - главный конструктор авиазавода № 135 в Харькове. Принимал решающее участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.

С апреля 1940 года - главный конструктор авиазавода № 289, на базе конструкторского бюро которого выросло знаменитое на весь мир Конструкторское бюро П.О. Сухого (ныне – ОАО «ОКБ Сухого»), базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно с ноября 1940 года - директор этого завода. В 1942-1943 годах под его руководством был создан бронированный штурмовик Су-6 (Сталинская премия 1-й степени, 1943). В 1949-1953 годах заместитель главного конструктора в КБ А.Н.Туполева. С 1953 года главный конструктор вновь воссозданного своего КБ (с 1956 – генеральный конструктор).

В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. После воссоздания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11 и Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолёты. Были также разработаны ряд не реализованных проектов, например Су-13.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за выдающиеся заслуги в области создания новых образцов авиационной техники Сухому Павлу Осиповичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

На самолетах конструкции Сухого установлены два мировых рекорда высоты (1959, 1962) и два мировых рекорда скорости полёта по замкнутому маршруту (1960, 1962).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июля 1965 года за создание новых образцов авиатехники и в связи с семидесятилетием со дня рождения Сухой Павел Осипович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».

В 1958-1974 годах - депутат Верховного Совета СССР.

Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 15 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён тремя орденами Ленина (16.09.1945, 12.07.1957, 10.07.1975), орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени (2.11.1938), орденом Красной Звезды (22.12.1933), орденом «Знак Почёта» (13.08.1936), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1968), Сталинской премии 1-й степени (1943), Государственной премии СССР (1975, посмертно), Государственной премии Российской Федерации (1996, посмертно).

Доктор технических наук (13.09.1940). Награждён золотой медалью имени А.Н.Туполева АН СССР (1975, № 1).

В городе Гомель установлены бюст Героя и мемориальная доска на здании бывшей гимназии, в которой он учился, в Москве – мемориальные доски на доме, в котором он жил, и на здании МГТУ. Его именем названы Гомельский государственный технический университет, улицы в Москве (2004) и Гомеле. В 1985 году в школе №1 города Глубокое был открыт музей П.О.Сухого.

 

© Биография предоставлена В.С.Смирновым (г. Северодвинск)

    Источники
 Пономарёв А.Н. Советские авиационные конструкторы. Москва, 1990.