Герой Социалистического Труда
Искусство: Киноискусство
Александров Григорий Васильевич

Александров Григорий Васильевич

23.01.1903 - 16.12.1983

Герой Социалистического Труда

Даты указов

23.01.1973

Медаль № 18300

Орден Ленина № 421218

Александров (настоящая фамилия – Мормоненко) Григорий Васильевич – выдающийся советский кинорежиссёр, сценарист и педагог, народный артист СССР, профессор.

Родился 10 (23) января 1903 года в городе Екатеринбург. Русский. В 1917 году окончил Екатеринбургскую музыкальную школу по классу скрипки. Работал помощником костюмера, декоратором, электротехником в Екатеринбургском оперном театре. В 1920 году окончил курсы режиссёров Рабоче-крестьянского театра. В 1921-1924 годах актёр Первого Рабочего театра Пролеткульта в Москве. Тогда же начал работать в творческом содружестве с С.М.Эйзенштейном – сначала как актёр в его театральных постановках (роль Глумова в спектакле «Мудрец» по пьесе А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты», 1923), затем как актёр и ассистент режиссёра в фильме «Стачка», актёр и сорежиссёр в фильме «Броненосец «Потёмкин» (1925).

Александров с энтузиазмом воспринимал теоретические поиски и практические новации С.М.Эйзенштейна в области монтажа и актёрского исполнения в кино, вместе с ним и В.И.Пудовкиным выступил одним из авторов творческого манифеста «Будущее звуковой фильмы» (1928). Совместно с С.М.Эйзенштейном написал сценарии и поставил фильмы «Октябрь» (1927) и «Старое и новое» (1929), выезжал вместе с ним в творческую командировку в США и Мексику, где работал над картиной «Да здравствует Мексика!» (1979).

В 1930-е годы Александров обратился к жанру музыкальной комедии. С большим успехом дебютировал фильмом «Весёлые ребята» (1934, Кубок Международного кинофестиваля в Венеции), органично объединив в художественном пространстве фильма комическую эксцентрику, лирическую сюжетную линию и музыку И.О.Дунаевского. Картина имела значительный успех не только в СССР, но и за рубежом (под названием «Москва смеётся»), удостоилась искренних комплиментов Чарли Чаплина.

Не менее шумным успехом и всеобщей популярностью в СССР пользовался и следующий фильм Александрова – «Цирк» (1936; Высшая премия на Международной выставке в Париже, 1937), где и в сюжете, и в рисунке исполнения главных ролей (Л.П.Орлова, С.Д.Столяров), и в музыке И.О.Дунаевского на первый план вышли мотивы социально-патриотической мелодрамы, а комические гэги и репризы лишь интонировали всё действие в весёлом и оптимистичном ключе.

Однако и здесь, и в своих последующих комедиях – «Волга-Волга» (1938), «Весна» (1947, Международная премия кинофестивале в Венеции), режиссёр умело и изобретательно сочетал элемент политической пропаганды с чистой развлекательностью, вводил в действие колоритных сатирических персонажей, благодаря чему у зрителя не возникало ощущения идеологического нажима.

5 июня 1948 года ему было присвоено звание «Народный артист СССР».

Позднее, работая в жанре политического памфлета («Встреча на Эльбе», 1949) и биографического фильма («Композитор Глинка», 1952), Александров пошёл на уступки политической конъюнктуре. В конце 1950-х годов пытался вернуться к формальным экспериментам в жанре музыкального ревю («Человек человеку», 1958; «Русский сувенир», 1960). В завершение своей творческой биографии поставил картину о советских разведчиках («Скворец и Лира», 1973), которая, однако, единодушно была расценена как полная неудача и в прокат не вышла.

В 1951-1957 годах художественный руководитель режиссёрского курса во ВГИКе.

Среди других работ режиссёра фильмы: «Сентиментальный романс» (1930), «Интернационал» (1932), «Доклад товарища Сталина о проекте Конституции СССР на VII Чрезвычайном Съезде Советов» (1937), «Первое мая» (1938), «Светлый путь» (1940), «Одна семья» (1943), «Каспийские люди» (1944), «Ленин в Польше» (1961), «Перед Октябрём», «Ленин в Швейцарии» (оба – 1965), «Любовь Орлова» (1983, документальный).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 января 1973 года Александрову Григорию Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В истории отечественного кино Александров остался непревзойдённым мастером музыкальной комедии «большого» стиля, сумевшим свести в единое русло патетику и эксцентрику.

Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 16 декабря 1983 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 3).

Награждён тремя орденами Ленина (1.02.1939, 6.03.1950, 23.01.1973), тремя орденами Трудового Красного Знамени (22.01.1953, 28.03.1963, 4.11.1967), орденами Дружбы народов (21.01.1983), Красной Звезды (11.01.1935), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.

Лауреат Сталинской премии (1941, 1950).

Автор книги воспоминаний «Эпоха и кино» (1976).

Супруга Александрова – Любовь Петровна Орлова (1902-1975), актриса театра и кино, народная артистка СССР (1950), лауреат Сталинской премии (1941, 1950). Это был второй брак Александрова.


 

Биографию подготовил: © Виталий Сергеевич Смирнов (город Северодвинск)