Герой Социалистического Труда
Искусство: Артисты
Борисова Юлия Константиновна

Борисова Юлия Константиновна

17.03.1925 - 08.08.2023

Герой Социалистического Труда

Даты указов

21.03.1985

Медаль № 20229

Орден Ленина № 416754

Борисова Юлия Константиновна – советская российская актриса театра и кино, артистка Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, народная артистка СССР.

Родилась 17 марта 1925 года в Москве в семье служащих Константина Ивановича и Серафимы Степановны Борисовых. После окончания Училища имени Б.В.Щукина в 1949 году Борисова была принята в Государственный академический театр имени Е.Б.Вахтангова. Первые шаги на сцене актриса сделала в амплуа лирических героинь: Магда («Заговор обречённых» Н.Вирты, 1949), Геро («Много шума из ничего» У.Шекспира, 1949), Галя («Макар Дубрава» А.Е.Корнейчука, 1949), Эпонина («Отверженные» В.Гюго, 1950), Джулия («Два веронца» У.Шекспира, 1952).

Все эти героини Борисовой обладали прекрасной внешностью, обаянием молодости, трогательностью и обещанием будущих возможностей. Подлинное открытие большой актрисы с её уникальной индивидуальностью произошло в роли Анисьи Молоковой в спектакле «На золотом дне» Д.Н.Мамина-Сибиряка (1955). Вместо бытовой мелодрамы Борисова создала глубокую трагедию богато одарённой души, поруганной и изувеченной укладом жизни купечества Сибири, создала с удивительной психологической тонкостью, мощным темпераментом и яркой театральной выразительностью. С тех пор практически ни одна работа Борисовой не оставалась незамеченной. Её талант многогранен, но более всего актрисе интересны образы, которым свойственны сердечный порыв, смятение чувств и кипение страстей.

Даже её хрупкие юные героини, имея разные характеры, поразительно стойко, страстно противостоят ударам судьбы. Борисова – всегда адвокат своих героинь, её интересует становление женской человеческой личности. Это и Наташа («Город на заре» А.Н.Арбузова, 1957), и Люся («Две сестры» Ф.Кнорре, 1957), и Банат («Неписаный закон» Н.Пистоленко, 1958), и Аня («Коронация» Л.Г.Зорина, 1959), и, наконец, Валя («Иркутская история» А.Н.Арбузова, 1959). Все они на пороге жизни, все они имеют мечты и стремления, переживают такие же драмы и радости, как и их современница актриса Борисова, но особо выделяется образ Вали, в котором актриса тонко и точно сыграла взросление души, осмысление своего места в жизни и чуда, произошедшего от любви.

Особую страницу в актёрской биографии Борисовой занимает работа над ролью Настасьи Филипповны («Идиот» Ф.М.Достоевского, 1958). Актрисе довелось сыграть её и в кино, и на сцене. Многие специалисты полагают, что более глубоко и ёмко это было в театре, где последовательнее прослежена судьба этой женщины, мятущейся между благородством и ожесточённостью, между любовью и ненавистью.

Точность социальной характеристики, чистота, целомудренная поэтичность, духовная сила отличают многие роли Борисовой. Женщины со сложной судьбой, несчастной любовью – у неё всегда натуры избранные, незаурядные. Умная, независимая Нефёдова («Одна» С.И.Алёшина, 1956), потерянная в жестоком мире Гитель («Двое на качелях» У.Гибсона, 1963), виртуозная притворщица, «царица блажи», жертвующая жизнью во имя любви, – Клеопатра («Антоний и Клеопатра» У.Шекспира, 1971), романтическая, талантливая чарующе открытая, но растратившая свою жизнь Лика Мизинова («Насмешливое моё счастье» Л.А.Малюгина, 1965), неприкаянная, ищущая выхода своим жизненным силам Елена Андреевна («Леший» А.П.Чехова, 1979), яростная в своём отчаянии Мария («Мария Тюдор» В.Гюго, 1985) и, конечно, хрупкая и нежная, но удивительно мужественная и стойкая Гелена («Варшавская мелодия» Л.Г.Зорина, 1967).

Борисовой пришлось играть во многих пьесах: и стойких революционерок – Мария («Конармия» И.Э.Бабеля, 1966) и Виринея («Виринея» Л.Н.Сейфуллиной, 1967), и деловых женщин – Анна Георгиевна («Из жизни деловой женщины» А.Б.Гребнева, 1974).

30 июля 1969 года ей было присвоено звание «Народный артист СССР».

Есть ещё грань таланта актрисы – создание образов комедийных, почти эксцентрических: это весёлая, озорная и гордая казачка Павлина («Стряпуха» и «Стряпуха замужем» А.Софронова, 1959, 1961), и взбалмошная и хитроумная Эпифания («Миллионерша» Б.Шоу, 1964), и капризная, своенравная Турандот («Принцесса Турандот» К.Гоцци, 1963), и беспомощная, доверчивая королева Анна («Стакан воды» Э.Скриба, 1988). Все эти образы поражают смелостью откровенной театральности, блеском актерского мастерства.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1985 года за большие заслуги в развитии советского театрального искусства Борисовой Юлии Константиновне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Борисовой довелось сыграть и женщин своей профессии: Кручинину («Без вины виноватые» А.Н.Островского, 1993, 2005), где она виртуозно воплощает трагическую судьбу женщины, актёрское призвание и красоту человеческой души, и Патрик Кэмпбелл («Милый лжец» Д.Килти, 1994) – умную, ироничную, пронёсшую через многие годы любовь к Б.Шоу.

Помимо работы в театре Борисова снималась в кинокартинах: «Три встречи» (1949), «Идиот» (1958), «Посол Советского Союза» (1970); в фильмах-спектаклях «Много шума из ничего» (1955), «Город на заре» (1958), «Иркутская история» (1973), «Миллионерша» (1974), «Антоний и Клеопатра» (1980).

Борисова – ярчайший представитель вахтанговской школы, ей подвластны и максимальное душевное обнажение, и публичная исповедь, и яркая театральность, почти гротеск.

Депутат Верховного Совета РСФСР 6-го созыва (1963–1967).

Жила и работала в Москве. Умерла 8 августа 2023 года. Похоронена в Москве на Даниловском кладбище.

Награждена 2 орденами Ленина (02.07.1971; 21.03.1985), орденами Октябрьской Революции (17.03.1975), Трудового Красного Знамени (07.03.1960), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й (28.10.2019), 3-й (06.03.1995) и 4-й (14.03.2010) степени, медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.

Народный артист СССР (30.07.1969). Лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского (1966), Государственной премии Российской Федерации (1994), премии «Театральная весна» (1989), первый лауреат Высшей театральной премии Москвы «Хрустальная Турандот» (1991), премии «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству» (2000), Международной премии имени К.С.Станиславского (2006).


 

Биографию подготовил: © Виталий Смирнов (г. Северодвинск)

Источники

Народные артисты Советского Союза. Том 1. – Москва, 2007.