Герой Социалистического Труда
Армия: Генералитет
Мозжорин Юрий Александрович

Мозжорин Юрий Александрович

28.12.1920 - 15.05.1998

Герой Социалистического Труда

Даты указов

17.06.1961

Медаль № 10003

Орден Ленина № 344243

Мозжорин Юрий Александрович – заместитель начальника научно-исследовательского института №4 Министерства обороны СССР, генерал-майор инженерно-технической службы, Московская область.

Родился 28 декабря 1920 года в деревне Орехово ныне Московской области. Русский. Из семьи железнодорожного служащего. С отличием окончил среднюю школу в 1938 году. Поступил в Московский авиационный институт (МАИ), мечтая о специализации в аэродинамике. В 1940 году перешёл в Московский авиационно-технологический институт, в который из МАИ и ряда других вузов были отобраны лучшие студенты. Одновременно с учёбой работал в конструкторском бюро В.Ф. Болховитинова.

В начале Великой Отечественной войны, 27 июня 1941 года, он добровольцем призвался в Красную Армию. Рядовой Мозжорин воевал миномётчиком 444-го стрелкового полка 108-й стрелковой дивизии в 16-й армии Западного фронта. Воевать пришлось до обидного мало - 20 июля он прибыл на фронт, а 14 августа 1941 года в боях под Вязьмой получил тяжёлое ранение. Находился в госпитале в Ульяновске, после выздоровления, но и добился возвращения в армию. Сначала Мозжорина направили в Ульяновское училище связи бронетанковых войск, но в январе 1942 года, убедившись в том, что он почти готовый авиационный инженер, перевели в Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского в лабораторию новейшей техники. Академия находилась в эвакуации в Свердловске, в 1943 году вернулась в Москву. В июне-сентябре 1944 года находился на стажировке в действующей армии на 2-м Прибалтийском фронте. В академии прошёл дополнительные курсы подготовки специалистов по экспериментальной аэродинамике и в 1945 году получил диплом с отличием военного инженера-механика.

С января 1946 года - старший инженер кафедры аэродинамики Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского. С июня 1946 года находился в долгосрочной командировке в Германии. Когда на основе одного из гвардейских миномётных полков была создана первая в Советской армии ракетная бригада особого назначения (БОН), которой предстояло освоить эксплуатацию сначала трофейных, а затем и отечественных управляемых баллистических ракет дальнего действия, то в октябре 1946 года помощником по технической части командира БОН стал 25-летний старший лейтенант Мозжорин.

С марта 1947 года - в аппарате только что созданного ракетного управления (4-е управление) Главного артиллерийского управления, старший инженер 18-го отдела, с мая 1948 - старший офицер 1-го отдела, с ноября 1949 - заместитель начальника 1-го отдела. В 1951 году 4-е управление выделилось в самостоятельное Главное управление ракетного вооружения (ГУРВО), и где закладывались основы командования будущих Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), а Ю.А. Мозжорин стал в нём начальником 1-го отдела. Его стремление досконально познать ракетную технику характеризует тот факт, что, будучи уже крупным начальником и известным специалистом, он нашёл для себя возможным пройти Высшие инженерные курсы при Московском государственном техническом университете имени Н.Э.Баумана, на которых переучивались на инженеров-ракетчиков специалисты других профессий, и наряду с ними выполнил и успешно защитил дипломную работу – проект перспективной ракеты дальнего действия. С мая 1953 года - заместитель командующего артиллерией.

В 1955 году Мозжорин был переведён в головной Научно-исследовательский институт ракетных войск – НИИ-4 – заместителем начальника, руководителем баллистической специальности. На институт постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) была возложена головная роль по разработке новых радиотехнических систем траекторных измерений, техническому и технологическому проектированию полигонного измерительного комплекса (ПИК).

В течение 1955-1956 годов под руководством Мозжорина был разработан эскизный проект ПИКа, затем технический проект, и в августе 1956 года начаты строительные работы на измерительных пунктах по трассе испытаний МБР. В конце этого и начале следующего года промышленностью страны была изготовлена и поставлена на строящийся космодром Байконур, вся аппаратура, предусмотренная проектом. В 1-м квартале 1957 года первая очередь ПИКа, включающая в себя семь измерительных пунктов, была введена в эксплуатацию и полностью обеспечила летные испытания первой МБР.

Но параллельно в стране интенсивно развернулись работы по созданию первых космических аппаратов (КА), обусловившие новые и гораздо более широкие задачи наземного измерительного комплекса. Руководство проектированием первого космического командно-измерительного комплекса (КИК) было также поручено Мозжорину. Затем ему пришлось сыграть главную роль в доработке КИКа и его оснащении системами дальнего космоса для обеспечения полётов автоматических межпланетных станций (АМС), начиная с первых АМС «Луна» в 1959 году. При этом было достроено 11 измерительных пунктов. За работы по созданию КИКа для обеспечения полёта первого искусственного спутника Земли Мозжорину было присвоено звание лауреата Ленинской премии.

Апогеем этого периода работы Мозжорина стало его участие в развитии КИКа для обеспечения испытании первых пилотируемых космических кораблей «Восток», в значительной степени состоявшем в автоматизации всех процессов получения и обработки информации. В исключительно короткий срок в НИИ-4 создаётся автоматизированный пункт управления полётом космических кораблей – прообраз современного Центра управления полётами (ЦУП).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечении успешного полета советского человека в космическое пространство Мозжорину Юрию Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Таким образом, в 1956-1961 годах под научным руководством Мозжорина был создан первый в мире космический командно-измерительный комплекс, представляющий собой сложную совокупность быстро совершенствующихся систем наземных средств обеспечения полетов ИСЗ, АМС и пилотируемых кораблей, включающую в себя средства навигации аппаратов и управления ими, телеметрические средства, средства связи и телевидения, системы единого времени, координационно-вычислительные центры и, наконец, средства поисково-спасательного комплекса. По существу, Мозжорин заложил в НИИ-4 основы научной школы разработки и практического применения наземных средств обеспечения космических полётов.

По рекомендации С.П.Королёва и Г.А.Тюлина 31 июля 1961 года Мозжорин оказался на посту директора – научного руководителя НИИ-88 Государственного комитета СССР по оборонной технике – головной организации ракетно-космической промышленности. Под руководством Мозжорина НИИ-88 вырос в получивший всемирную известность Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, который выполняет в нашем государстве основные научно-организаторские и научно-исследовательские функции в области создания и применения ракетно-космической техники.

Быстрое создание КВЦ НИИ-88 и его успешная работа, а затем и создание на его базе нового Центра управления полетами космических кораблей – самое известное, но далеко не единственное достижение коллектива института, руководимого Мозжориным. Хотя именно впечатляющая деятельность ЦУПа принесла ему известность, не менее значим для развития РКТ его вклад в формирование уникальной экспериментальной базы отрасли, которой сегодня, как национальным достоянием, может гордиться не только институт, но и все наше государство. Главное, чего добился Мозжорин в институте, – это органическое единство совместной работы теоретических и экспериментальных подразделений ЦНИИмаша, создание комплексной научной школы проектно-системных исследований, обеспечивающего разработку планов развития РКТ в научных и прикладных целях. Мозжорин не только руководил разработкой всех прогнозов и планов развития РКТ, но и постоянно выступал основным экспертом при оценке всех предлагающихся в отрасли программ и проектов. Он был непременным участником, а во многих случаях и председателем основных государственных, межведомственных комиссий и советов.

Возраст и здоровье заставили Мозжорина в ноябре 1990 года выйти в отставку. Продолжал работать главным научным сотрудником ЦНИИмаша, в последние годы он уделял большое внимание исследованию истории ЦНИИмаша и всей отрасли. Он активно сотрудничал в комиссии РАН по разработке научного наследия пионеров освоения космического пространства, руководил секцией истории РКТ Королёвских научных чтений.

В 1962-1991 годах Мозжорин заведовал кафедрой Московского физико-технического института.

Скончался 15 мая 1998 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Доктор технических наук (1958), профессор (1971), академик Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, в 1994-1998 годах - её вице-президент.

Генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1966, с 1971 - генерал-лейтенант-инженер). Награждён 2 орденами Ленина (17.06.1961; 09.11.1970), орденом Октябрьской Революции (15.01.1976), орденами Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (21.04.1945) степени, 2 орденами Красной Звезды (20.04.1956; 30.12.1956), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (24.12.1996), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1958), Государственной премии СССР (1984).

Почётный гражданин города Королёв (1995). На здании ЦНИИмаш в городе Королёв Московской области открыта мемориальная доска в честь Героя.


 

Биографию подготовил: © Виталий Смирнов (г. Северодвинск)