Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Камозин Павел Михайлович

 
Камозин Павел Михайлович
16.07.1917 - 24.11.1983
Дважды Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 01.05.1943 Медаль № 1148
Орден Ленина № 15064
2. 01.07.1944 Медаль № 23

    Памятники
  Бронзовый бюст в Брянске
  Надгробный памятник


Камозин Павел Михайлович – заместитель командира авиаэскадрильи 269-го истребительного авиационного полка (236-я истребительная авиационная дивизия, 5-я воздушная армия, Черноморская группа войск Закавказского фронта), младший лейтенант;
командир авиаэскадрильи 66-го истребительного авиационного полка (329-я истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Отдельная Приморская армия), старший лейтенант.

Родился 3 (16) июля 1917 года в городе Бежица Брянского уезда Брянской губернии (позднее город вошёл в черту Брянска). Русский. В 1932 году окончил 6 классов школы в родном городе, в 1934 году – школу фабрично-заводского ученичества. В 1934–1936 годах работал слесарем на паровозостроительном заводе «Красный Профинтерн» в Бежице. В 1936 году окончил Бежицкий аэроклуб, был оставлен в нём лётчиком-инструктором.

В армии с декабря 1937 года. В октябре 1938 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком 2-го истребительного авиационного полка (в Киевском особом военном округе; город Васильков Киевской области, Украина). Летал на истребителях И-15бис и И-16.

Участник похода советских войск в Западную Украину в сентябре 1939 года в должности лётчика 2-го истребительного авиационного полка.

В апреле – августе 1940 – оперативный дежурный штаба 38-й авиационной бригады, с августа 1940 года – оперативный дежурный штаба 44-й истребительной авиационной дивизии (в Киевском особом военном округе; город Умань Черкасской области, Украина).

Участник Великой Отечественной войны: в июне – августе 1941 – оперативный дежурный штаба 44-й истребительной авиационной дивизии. Воевал на Юго-Западном фронте (июнь – август 1941). Участвовал в оборонительных боях на Украине.

С августа 1941 года в 25-м запасном авиационном полку (город Кюрдамир, Азербайджан) переучивался на истребитель ЛаГГ-3, после чего был назначен лётчиком-инструктором 25-го запасного авиаполка, который с марта 1942 года базировался в городе Аджикабул (Азербайджан). Обучил около 40 молодых лётчиков.

В октябре – декабре 1942 – командир звена 246-го истребительного авиационного полка, в декабре 1942 – мае 1943 – заместитель командира авиаэскадрильи 269-го истребительного авиационного полка. Воевал в составе Черноморской группы войск Закавказского фронта (октябрь 1942 – февраль 1943) и на Северо-Кавказском фронте (февраль – май 1943). Участвовал в Туапсинской, Новороссийско-Майкопской и Краснодарской операциях.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года старшему лейтенанту Камозину Павлу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.

Летом 1943 года в 25-м запасном авиационном полку (город Аджикабул, Азербайджан) переучился на американский истребитель Р-39 «Аэрокобра».

В октябре 1943 – декабре 1944 – заместитель командира авиаэскадрильи и командир авиаэскадрильи 66-го истребительного авиационного полка. Воевал на Северо-Кавказском фронте (октябрь – ноябрь 1943) и в составе Отдельной Приморской армии (октябрь 1943 – май 1944). Участвовал в Керченско-Эльтигенской и Крымской операциях.

16 ноября 1943 года его самолёт был серьёзно повреждён огнём вражеской зенитной артиллерии. Совершил вынужденную посадку на нейтральной полосе.

5 декабря 1943 года в воздушном бою в районе города Керчь (Крым) его самолёт был подбит. На самолёте с остановившимся мотором лётчик совершил вынужденную посадку на своей территории – у берега косы Тузла (Темрюкский район Краснодарского края). При посадке «аэрокобра» была разбита, но сам лётчик не пострадал и на следующий день вернулся в полк.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года капитан Камозин Павел Михайлович награждён второй медалью «Золотая Звезда»**.

С июля по ноябрь 1944 года лётчики 66-го истребительного авиаполка выполняли задачи по прикрытию Полтавского аэроузла, используемого авиацией союзников для «челночных» налётов на Германию и Румынию.

С декабря 1944 – заместитель командира авиаэскадрильи 101-го гвардейского истребительного авиационного полка. Воевал на 2-м Белорусском фронте (декабрь 1944 – март 1945). Участвовал в Млавско-Эльбингской и Восточно-Померанской операциях.

5 марта 1945 года во время боевого вылета на его «аэрокобре» заклинило мотор. Во время вынужденной посадки с убранными шасси самолёт был разбит, а лётчик получил тяжёлые травмы. До мая 1945 года находился на излечении в госпитале.

За время войны совершил 179 боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3 и Р-39 «Аэрокобра», в 65 воздушных боях сбил лично 35 и в составе группы 13 самолётов противника***.

После войны продолжал командовать авиаэскадрильей 101-го гвардейского истребительного авиационного полка (в Северной группе войск, город Быдгощ, Польша; с января 1946 – города Абсдорф и Айзенштадт, Австрия). Летал на истребителях Р-39 «Аэрокобра» и Р-63 «Кингкобра». С сентября 1946 года капитан П.М. Камозин – в запасе.

С декабря 1946 – пилот, а в сентябре 1947 – августе 1952 – заместитель командира 204-го авиаотряда спецприменений по лётной службе (Московское управление ГВФ; город Брянск). Пилот 3-го класса (1947). В августе 1952 – марте 1955 – заместитель командира авиаэскадрильи по лётной службе в 170-м авиаотряде спецприменений ГВФ (город Брянск), в марте 1955 – апреле 1957 – заместитель командира 189-го авиаотряда ГВФ по лётной части (город Брянск). Участвовал в проведении сельскохозяйственных работ и аэрофотосъёмки на самолётах По-2 и Як-12.

После ухода с лётной работы трудился диспетчером службы движения в 189-м авиаотряде ГВФ и диспетчером отдела перевозок Брянского аэропорта. В 1970–1979 – инструктор тренажёра в Брянском объединённом авиаотряде.

Жил в городе Брянск. Умер 24 ноября 1983 года. Похоронен в Брянске на Центральном кладбище Советского района.

Награждён орденом Ленина (01.05.1943), 2 орденами Красного Знамени (23.03.1943; 21.11.1943), орденами Александра Невского (31.01.1944), Отечественной войны I степени (19.12.1942), медалями.

Почётный гражданин Брянска (1966).

Бронзовый бюст П.М.Камозина установлен в Брянске (открыт в 1950 году). Его именем названы улицы в Брянске и селе Отрадное Брянского района, переулок в городе Сочи (Краснодарский край). В Брянске на здании аэропорта и Бежицкого авиаспортивного клуба ДОСААФ установлены мемориальные доски. Имя П.М.Камозина носят Брянский авиационно-спортивный клуб и средняя школа №11 в Брянске.

Примечания:
1) Награждён за выполнение 82 боевых вылетов и участие в 23 воздушных боях, в которых лично сбил 12 самолётов противника (на 18 апреля 1943 года);
2) Награждён за выполнение 131 боевого вылета и участие в 56 воздушных боях, в которых сбил лично 29 и в составе группы 13 самолётов противника (на начало февраля 1944 года);
3) Согласно исследованиям М.Ю.Быкова, документальные подтверждения имеются на 34 личные и 4 групповые победы.

Воинские звания:
младший лейтенант (16.10.1938)
старший лейтенант (28.03.1943)
капитан (26.02.1944)
капитан гражданской авиации (29.06.1950)

В одном из первых боевых вылетов – 7 октября 1942 года П.М.Камозин одержал тройную победу, сбив в районе Туапсе три Ме-109. За первый месяц боёв он сбил четыре неприятельских самолёта. Несколько раз ему довелось вылетать на боевые задания вместе с подполковником Д.Л.Каларашем – известным в довоенное время лётчиком-испытателем, виртуозным истребителем в годы войны, посмертно удостоенным звания Героя Советского Союза.

Фронтовая судьба этого лётчика была яркой и неповторимой, как судьба любого великого воина. По своей «закрученности» интрига его ратной жизни напоминает порой сюжет захватывающего приключенческого фильма.

16 ноября 1943 года, в одном первых боевых вылетов в новом полку на новой для себя «аэрокобре», его самолёт был серьёзно повреждён яростным огнём зенитной артиллерии, и лётчик приземлил его на нейтральной полосе, прямо у окопов своего боевого охранения…

5 декабря 1943 года, в тяжёлом бою над Керчью, он уничтожил два вражеских Ю-87. Отбивая атаку на своего ведомого – младшего лейтенанта А.В.Владыкина, П.М.Камозин сбил Ме-109. Другие «мессера» в это время атаковали самого Павла Михайловича и вскоре подбили его «аэрокобру». П.М.Камозин искусно маневрировал, не позволяя немецким лётчикам добить его истребитель. Однако немецкий ас Г.Липферт сумел попасть в его самолёт, у которого отказал двигатель. П.М.Камозин выровнял самолёт и продолжал тянуть к нашей территории, сбросив дверцу для возможного прыжка с парашютом. В этот момент один из «мессеров» проскочил вперёд, и Павел Михайлович, приподняв нос своего самолёта, открыл огонь. По словам П.М.Камозина, Ме-109 загорелся и ушёл на свою территорию. Под атаками трёх Ме-109 лётчик продолжал тянуть на свою территорию и, в конце концов, совершил вынужденную посадку у берега косы Тузла. При посадке «аэрокобра» была разбита, но сам лётчик не пострадал и на следующий день вернулся в полк.

31 декабря 1943 года, во время боевого вылета в Крыму, он заметил транспортный самолёт, шедший в окружении шести «мессершмиттов». Маскируясь в лучах солнца, Павел Михайлович набрал высоту и, приказав ведомому младшему лейтенанту А.В.Владыкину открыть огонь, разогнал истребитель до предельной скорости. Сблизившись с целью, длинной очередью поразил «юнкерс», после чего, форсируя моторы, вместе с ведомым ушёл на свою территорию…

В своей ратной жизни Павел Михайлович провёл десятки воздушных боёв, одерживал победы над «хейнкелями» и «юнкерсами», «рамами» и «лаптёжниками», «мессерами» и «фоками». Ему доводилось эффектно спасать товарища, выбивая из-под хвоста его самолёта вражескую машину, гореть самому, приземлять подбитый истребитель на переднем крае, приводняться зимой на берег моря, капотировать на разбитой снарядами взлётно-посадочной полосе и попросту падать вместе с машиной после отказа мотора…

С конца 1944 года Павел Михайлович неоднократно вылетал на боевые задания в паре с младшим лейтенантом В.В.Масловым.

5 марта 1945 года во главе пятёрки «аэрокобр» П.М.Камозин сопровождал восьмёрку «бостонов» в район города Берент (ныне Косцежина, Польша). При отходе от цели они были атакованы 12 ФВ-190. В момент атаки на самолёте Павла Михайловича заклинило мотор. С высоты 3.500 метров он спланировал на свою территорию и произвёл вынужденную посадку с убранными шасси. При посадке самолёт был разбит, а лётчик получил тяжёлые травмы. День Победы он встретил в госпитале.

Биография предоставлена А.А.Симоновым

    Источники
 Васенков В. Сыновья летят дальше//Брянский рабочий от 15.02.87
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Дважды Герои Советского Союза. - М.: Воениздат, 1973.
 Люди бессмертного подвига. Книга 1. М., 1975
 Надеждин М. Герои рождаются на земле//Брянский рабочий от 18.09.1982
 Новицкий А. Что значит - жить//Брянский рабочий от 10.05.1985
 Самосадный Л. Герой среди нас//Брянский рабочий от 16.07.1982
 Симонов А.А., Бодрихин Н.Г. Боевые лётчики – дважды и трижды Герои Советского Союза. – М., 2017.
 Соколов Я., Русанов Р. На земле Пересвета. - М.: Современник, 1984
 Фаев Ю. Легендарный Камозин//Брянское время, 1997, № 29