Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Левитан Владимир Самойлович

Левитан Владимир Самойлович

01.05.1918 - 02.09.2000

Герой Советского Союза

Даты указов

26.10.1944

Медаль № 4607

Левитан Владимир Самойлович – командир эскадрильи 88-го гвардейского истребительного полка (8-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии капитан.

Родился 1 мая 1918 года в селе Жеребец ныне Токмакского района Запорожской области (Украина) в семье рабочего. Еврей. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Окончил 7 классов, затем ФЗУ, работал токарем, учился в аэроклубе. Призван в армию в 1937 году. В 1939 году окончил Севастопольскую военно-авиационную школу пилотов (ныне Качинское высшее военное авиационное училище) в звании младшего лейтенанта.
Службу начал в 5-м истребительном авиаполку в Новосибирске, затем в 13-м смешанном авиаполку, дислоцированном под Красноярском. В 1940 году в составе сформированной из лучших летчиков части 38-й эскадрильи был переведен в станицу Апшеронская Краснодарского края. В начале 1941 года эскадрилью передали во вновь формировавшийся 264-й истребительный авиационный полк. Левитан был назначен командиром звена.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с октября 1941 года. Сражался на Южном, с февраля по апрель 1942 года – на Северо-Кавказском, с июня по октябрь 1943 года на Воронежском и с 20 октября 1943 года до конца войны на 1-м Украинском фронтах. Служил в 264-м истребительном авиаполку; с февраля по август 1942 года – в 170-м истребительном авиационном полку в составе 9-й армии, затем 217-й истребительной авиадивизии; с декабря 1942 года – в 166-м истребительном авиационном полку 217-й истребительной авиационной дивизии. 1 мая 1943 года 166-й истребительный авиаполк был преобразован в 88-й гвардейский, 217-я истребительная авиадивизия – в 8-ю гвардейскую.

К 24 июня 1944 года В.С.Левитан совершил 291 боевой вылет на истребителях ЛаГГ-3 и ЛА-5 на штурмовку войск противника, разведку, прикрытие наземных войск, перехват и отражение налетов в системе ПВО, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков. Участвовал в 64 групповых воздушных боях. Лично сбил 19 и в группе – 4 самолетов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Левитану Владимиру Самойловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

К концу войны совершил 352 (по другим данным – 326 ) успешных боевых вылета (из них 178 - на ЛаГГ-3, 144 - на Ла-5 и 4 - на Ла-7), участвовал более чем в 100 воздушных боях, сбил лично 20 самолётов противника и 12 в группе. Последний боевой вылет совершил 26 марта 1945 года.

В начале апреля 1945 года был направлен на Высшие курсы воздушно-стрелковой подготовки в город Липецк. В июне Левитан вернулся в свой полк, находившийся в Чехословакии, на должность помощника командира части по воздушно-стрелковой службе. Весной 1947 года 88-й ГИАП был расформирован, Левитан переведен на должность заместителя командира 163-го ГИАП, который находился в Польше. Через год назначен командиром 979-го истребительного авиаполка. Последний из освоенных им типов самолета – реактивный истребитель Як-17. Летал до 1951 года, когда медкомиссией он не был допущен к летной работе. Однако с авиацией не расстался – с отличием окончил курсы подготовки начальников штабов и получил назначение в Северный военный округ, в город Петрозаводск, на должность начальника командного пункта штаба воздушной армии. В дальнейшем он стал заместителем начальника штаба этого соединения; ему было присвоено звание полковника. В Петрозаводске Левитан прослужил до 1957 года, затем был переведен на ту же должность в Ташкент.

В марте 1959 года полковник В.С.Левитан был по болезни комиссован и уволен в запас. В том же году вернулся в родное Запорожье и поступил на завод "Коммунар" мастером в экспериментальном цехе. В конце года в связи с началом производства "Запорожцев" был командирован в Горький (ныне Нижний Новгород) и Москву для приобретения опыта работы на автомобильных предприятиях, после чего стал начальником гарантийной станции своего завода. В 1960 – 1970 годах Левитан создавал гарантийную сеть Запорожского автозавода в Советском Союзе, затем был переведен на должность директора спортсооружений "Коммунара". В 1973 году его опыт работы в автосервисе решил использовать ВАЗ, предложив организовать сеть обслуживания "Жигулей" в Запорожской области. С порученным делом ветеран Великой Отечественной войны справился успешно.

С 1987 года - на пенсии.

Скончался 2 сентября 2000 года. Похоронен в Запорожье.

Награжден орденом Ленина (26.10.1944), 2 орденами Красного Знамени (09.09.1942; 09.07.1943), орденами Кутузова 3-й степени (06.09.1943), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды, медалями.
Имя Героя увековечено на плите Аллеи Славы в Запорожье.


В.С.Левитан на фронте – с октября 1941 года, воевал на мелитопольском направлении Южного фронта, в районе Бердянска, Таганрога, затем принимал участие в сражении за Ростов. Два раза был сбит.
Вскоре из-за больших потерь эскадрилья была расформирована. Звено Левитана было переведено в 170-й истребительный авиационный полк, который в феврале 1942 года вступил в боевые действия на Южном фронте. 23 марта, сбив итальянский истребитель Macchi C-210, Левитан открыл счет своим победам. В апреле ему в составе семерки 170-го ИАП под командованием капитана Устинова пришлось участвовать в бою против 26 вражеских истребителей: 14 «Макки» и 12 Ме-109. Советские летчики смогли сбить два "Макки" и без потерь вернулись на свой аэродром.
В мае 170-й полк поддерживал с воздуха наступающие южнее Харькова войска, а затем прикрывал части, выходящие из окружения в районе Изюм – Барвенково. При общем отступлении полк оказался у Терека. В тяжелых летних боях он понес серьезные потери, поэтому в конце августа был снят с фронта и направлен в Аджикабул (Азербайджан). Здесь 170-й ИАП получил новые самолеты ЛаГГ-3. Левитан стал заместителем командира 2-й эскадрильи.
Полк был готов к отправке на фронт, но 21 декабря 1942 года был расформирован. Эскадрилью, где служил Левитан, направили на Моздокское направление и включили в 166-й истребительный авиаполк, входивший в состав 217-й авиадивизии. 15 января 1943 года старший лейтенант Левитан стал командиром эскадрильи.

Южный фронт в это время наступал. Летчики прикрывали наземные войска и штурмовую авиацию, вели разведку, сами штурмовали отступающие вражеские части, бомбили мосты и переправы в районах: Журавская, Березанская, Асыко-Ейская, Ново-Михайловская. Действовать пришлось в крайне тяжелых погодных условиях, при частой смене полевых аэродромов - только за январь полк сменил шесть точек базирования. До конца наступательной операции эскадрилья Левитана не утратила ни одного самолета и ни одного летчика, в то время как дивизия понесла большие потери. За умелое руководство Левитан был награжден орденом Красного Знамени.
8, 9 и 10 февраля полки 217-й истребительной авиадивизии нанесли удары по вражеским аэродромам в районе станиц Тимашевская и Славянская. Всего пилоты дивизии заявили об уничтожении 33 самолетов из 40, находившихся на аэродроме. 10 февраля Левитан возглавлял группу истребителей, атаковавших аэродром у станицы Славянская. В результате было уничтожено 6 Ю-52 на земле, 2 МЕ-109 на взлете и один Ю-88 с планером в воздухе. После двухмесячных боев на Кубани в летной книжке Левитана появилась запись, гласящая, что он лично "рассеял и уничтожил до 250 солдат и офицеров противника, 25 автомашин с грузами, 20 повозок с грузами, один паровоз в эшелоне, зенитную батарею, бензоцистерну и мост через реку".

Вскоре 166-й полк убыл в город Иваново. Там в течение марта – апреля он был доукомплектован летным составом и получил новые истребители Ла-5.
25 апреля полк снова прибыл на фронт. Он был переименован в 88-й гвардейский. 217-ю истребительную авиадивизию переименовали в 8-ю гвардейскую и передали в состав 2-й воздушной армии. С 12 мая полк принял участие в боевых действиях в районах Обояни, Свободы, Коротояка, Острогожска. В конце мая эскадрилье Левитана была поставлена задача: не допускать вражеские самолеты-разведчики к местам переброски и рассредоточения наземных войск. Около месяца истребители находились в засадах в нескольких километрах от линии фронта. Со своей задачей они справились, уничтожив десяток ФВ-189. Поскольку на перехват "рамы" поднималось одно или два дежурных звена, то сбитые записывались на общий счет. 2 июля эскадрилья Левитана участвовала в отражении массированного налета противника на Курск. За мужество и отвагу, проявленные в боях под этим городом, Левитан был награжден вторым орденом Красного Знамени.

На рассвете 5 июля, когда началась Курская битва, командир полка майор Рымша поставил полку боевую задачу на перехват вражеских бомбардировщиков в районе Красной Яруги. В тот день Левитану увеличить свой счет не удалось. Однако на следующий он в одном бою сбил сразу 2 "Мессершмитта". Схватка была жаркой, летчики полка дрались против 27 пикирующих бомбардировщиков Ю-87 и 6 Ме-109, сбили 2 пикировщика и пять истребителей прикрытия. 7 июля 8-я ГИАД получила задачу не допустить самолеты противника к станции Прохоровка, на которой выгружались и с ходу шли в бой танкисты генерала М.Е.Катукова. Летчикам удалось сорвать удар по Прохоровке, уничтожив над ней 17 вражеских машин, и не понести при этом потерь.
8 июля на аэродромы не вернулись самолеты командиров всех трех полков 8-й ГИАД. Однако в целом итог боев на Курской дуге для летчиков дивизии был позитивным. В воздухе они уничтожили около 250 самолетов, из них 22 на счету эскадрильи Левитана. За умелое руководство подразделением во время наступления летом 1943 года он был награжден орденом Кутузова 3-й степени.

Вскоре воздушные бои начались над Украиной. 11 августа 1943 года стал самым знаменательным днем в боевой биографии Левитана. В ъВозглавляемая им шестерка Ла-5 этот день он за два вылета сбил 4 бомбардировщика Ю-87.
Осенью 1943 года получил тяжелые ранения командир полка В.П.Бабков. На время его отсутствия Левитан был назначен исполняющим обязанности командира полка и возглавлял часть при освобождении Киева, Фастова и Белой Церкви, а также во время Корсунь-Шевченковской операции. В январе 1944 года в полк вернулся Бабков, и Левитан снова принял свою эскадрилью. Во время зимнего наступления 88-й ГИАП участвовал в боях по освобождению Винницы и Тернополя. 23 января (по другим данным, на день раньше) Левитан в паре со своим заместителем старшим лейтенантом Высочиным вылетели на разведку в районе Винницы. Не долетая до линии фронта, они встретили четыре вражеских истребителя, с ходу атаковали их и сбили два самолета. Однако подоспевшая к месту боя пара FW-190 подожгла Ла-5 Высочина. Выпрыгнувший с парашютом раненый летчик попал в плен.
В 1944 году 88-му ГИАП довелось действовать над Польшей.
К июню 1944 года Левитан совершил 291 боевой вылет; в 64 воздушных боях лично сбил 19 и в составе группы – 4 самолета противника. Был представлен к званию Героя Советского Союза.

Из наградного листа:

Тов. Левитан на фронте Отечественной войны с германским фашизмом участвует с первого дня ее начала по 7.07.1943 года. Произвел лично 193 успешных вылета с боевым налетом 149 часов, из них на самолете ЛАГГ-3 – 175 вылетов с налетом 136 часов, на самолете ЛА-5 – 18 вылетов с налетом 13 часов, из которых:
на штурмовку войск и аэродромов противника – 37 полетов;
на разведку – 7 полетов;
прикрытие наших наземных войск – 26 полетов;
прикрытие и отражение налетов авиации противника в системе ПВО – 123 полета.
Штурмовыми действиями по войскам противника уничтожил автомашин – 4, до 60 солдат и офицеров.
Участвовал в 34 воздушных боях, в результате которых сбил лично 4 и в группе 3 самолета противника.
Эскадрилья, которой командует тов. Левитан, за этот период времени произвела 1904 боевых самолето-вылета, провела 71 групповой воздушный бой, в которых сбито 39 вражеских самолета, кроме того, 17 самолетов уничтожено при штурмовках вражеских аэродромов.
Штурмовыми действиями эскадрильи по скоплениям войск противника уничтожено: до 930 автомашин, 140 вагонов, 13 паровозов, 3 склада, до 1130 солдат и офицеров. Боевых потерь как лично, так и в эскадрилье за это время не было.
За вышеперечисленную боевую работу тов. Левитан награжден двумя орденами «Красное Знамя»
Продолжая громить немецких захватчиков, гвардии капитан Левитан. с 7.07.1943 года по 22.06.1944 года на самолете ЛА-5 произвел еще 98 успешных боевых вылетов с налетом 77 часов. Участвовал в 30 групповых воздушных боях в большинстве с превосходящим количеством самолетов противника, в которых сбил 15 вражеских самолетов: Ю-87 – 7; МЕ-109 – 6; ХЕ-111- 1; ФВ-190 – 1.
Личных боевых потерь не имеет.
Эскадрилья под руководством тов. Левитана с 7.07.1943 года по 22.06.1944 года произвела 274 боевых самолето-вылета с налетом 225 часов, провела 66 воздушных боев, в которых было сбито 65 самолетов противника при своих безвозвратных потерях – 8 летчиков, 15 самолетов.
За умелое руководство эскадрильей, в результате чего был нанесен большой ущерб в живой силе и технике противника, личную отвагу и бесстрашие гвардии капитан Левитан награжден орденом Кутузова III степени.
Боевой путь тов. Левитана в воздушных сражениях с фашистскими стервятниками украшен многими блестящими победами, невзирая на перевес противника. Достаточно привести один пример, когда тов. Левитан за один день сбил 4 самолета противника.
11 августа 1943 года в 7.25 – 8.20 тов. Левитан вел группу из 6 самолетов ЛА-5 на прикрытие своих войск. В районе Боромля встретили 3 группы до 30 самолетов противника Ю-87, прикрываемые 8 МЕ-109. Тов. Левитан, чтобы не дать самолетам противника сбросить бомбы на наши войска, первым врывается в строй самолетов, атакует их. В результате смелого поступка самолеты противника были обращены в бегство, беспорядочно сбросив бомбы. В этом бою тов. Левитан сбил 2 самолета Ю-87. 11 августа 1943 года в 14.20 – 15.20 тов. Левитан вел группу из 6 ЛА-5 на прикрытие наших войск в район Боромля. Встретили 15 самолетов Ю-87 под прикрытием МЕ-109Ф. Тов. Левитан смело врывается в группу самолетов противника, такой неожиданностью ошеломляет их. Противник беспорядочно мимо цели сбрасывает бомбы и уходит. В этом бою тов. Левитан сбил 2 Ю-87.
Всего за три года Отечественной войны гвардии капитан Левитан произвел 291 боевой вылет с налетом 255 часов, из коих на ЛАГГ-3 – 175 полетов, на ЛА-5 – 116 полетов.
Из них:
на штурмовку войск противника – 39 вылетов;
на разведку – 11 вылетов;
на прикрытие наземных войск – 124 вылета;
на перехват и отражение налетов в системе ПВО – 80 вылетов;

на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков – 37 вылетов.
Участвовал в 64 групповых воздушных боях. Лично сбил 19 и в группе – 4 самолетов противника: Ю-87 – 7, ХЕ-111 – 1, ФВ-190 – 1, МЕ-109 – 9, МАККИ-210 – 1.
Личных боевых потерь не имеет.
Эскадрилья за время командования тов. Левитана произвела 2715 боевых самолето-вылетов с налетов 2412 часов, провела 215 воздушных боев. Сбито 85 и уничтожено на земле 17 самолетов противника. Свои потери – 8 летчиков. 15 самолетов.
Штурмовыми действиями эскадрильи уничтожено 950 автомашин, до 160 вагонов. 13 паровозов, 3 склада, до 1230 солдат и офицеров противника.
В плену и окружении не был.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть, мужество и героизм достоин высшей правительственной награды – звания «Герой Советского Союза». Командир 88 гвардейского истребительного авиационного полка Герой Советского Союза гвардии подполковник Бабков
24 июня 1944 года


19 января 1945 года при сопровождении группы Пе-2 юго-западнее Кракова Левитан сбил ФВ-190. Это был двадцатый, последний самолет, уничтоженный им за годы войны.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Бодрихин Н.Г. Советские асы. М., 1998

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Карленко Д. Левитан Владимир Самуилович. Сайт «Уголок неба»

Подвигом славны твои земляки. - Запорожье: 1962

Свердлов Ф.Д. В строю отважных.-М.:«Книга и бизнес»,1992