Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Webalta

Баршт Абрек Аркадьевич

 
Баршт Абрек Аркадьевич
02.12.1919 - 21.03.2006
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 10.04.1945 Медаль № 5997

    Памятники
  Надгробный памятник


Баршт Абрек Аркадьевич - командир эскадрильи 118-го отдельного разведывательно - корректировочного авиаполка (2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт), майор.

Родился 2 декабря 1919 года в селе Старая Збруевка, ныне Голопристанского района Херсонской области (Украина), в семье служащего. Еврей. В 1934 году переехал с родителями во Владивосток. Окончил среднюю школу во Владивостоке. Учебу в школе с 1937 года совмещал с занятиями в аэроклубе, который окончил осенью 1938 года. В том же году поступил в Читинскую летную школу пилотов, позже переведенную в Батайск.
Был победителем первенств по боксу военных училищ Северо - Кавказского военного округа 1939 - 1940 годов в полулегком весе.
В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу летчиков в звании младшего лейтенанта и служил в ней в качестве летчика-инструктора в одном инструкторском звене с Алексеем Маресьевым. Подготовил много квалифицированных пилотов. После начала Великой Отечественной войны был направлен в запасной авиаполк для переподготовки летчиков на самолеты «МиГ-3» и «Харрикейн». Неоднократно подавал рапорты об отправке в действующую армию.

В апреле 1942 года прибыл на Западный фронт под город Ржев в 179-й истребительный полк, летавший вначале на «Харрикейнах», а затем – на Як-1 и Як-9. Полк входил в состав 49-й армии, 202-й истребительной, 204-й бомбардировочной авиадивизий. Выполнял боевые задачи по прикрытию с воздуха войск, военных объектов, сопровождению штурмовиков и бомбардировщиков, ведению разведки и корректировки артиллерийского огня.

С апреля 1944 года до конца войны воевал на 1-м Украинском фронте в 118-м отдельном разведывательно - корректировочном авиаполку.
К 23 марта 1945 года совершил 365, а к концу войны – 369 успешных боевых вылетов, из них 28 – на корректировку артиллерийского огня. По его данным было уничтожено до 50 вражеских танков, 15 артиллерийских батарей, до батальона живой силы противника. Сбил 4 самолета противника.
В воздушных боях был дважды ранен.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Баршту Абреку Аркадьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. В 1949 году окончил Военно-воздушную академию. Служил в Прикарпатском военном округе, в Китайской Народной Республике, командовал истребительным авиаполком МиГ-17 в составе Морской авиации Тихоокеанского флота, служил начальником отдела боевой подготовки истребительной дивизии ПВО на Сахалине.
В дальнейшем служил старшим инспектором авиации в армии ПВО в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург).

С 1965 года полковник Баршт – в запасе. Работал начальником Гражданской обороны крупного ленинградского завода, начальником учебно-летной базы Российского государственного гидрометеорологического университета, возглавлял планерный клуб. Являлся вице-президентом Северо-Западного регионального управления Федерации любителей авиации России, руководителем Северо-Западного отделения всероссийского фонда "Победа-1945".

Скончался 21 марта 2006 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Военный летчик 1-го класса. Награжден орденом Ленина (10.04.1945), 2 орденами Красного Знамени (13.09.1943; 29.04.1957), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (15.08.1944) степени, двумя орденами Красной Звезды (23.07.1942; 30.04.1954), медалями.

Первые боевые вылеты А.А.Баршт совершил в апреле 1942 года. Один и в группе Баршт вылетал на самолетах «Як-1», «Як-7б», «Як-9» на разведку и обнаруживал скопления вражеских войск, по которым затем наносила удары бомбардировочная авиация. Вылетал также на сопровождение штурмовиков, на прикрытие наземных войск.
В боях совершенствовалось его мастерство. Он стал командиром звена, потом эскадрильи. Был одним из основателей метода корректировки артиллерийского огня с истребителя.

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза:

В Отечественной войне тов. Баршт произвел 365 успешных боевых вылетов, из них 230 в истребительном полку. В 118-м авиаполку произвел 135 успешных боевых вылетов, из них на корректировку артиллерийского огня – 28, визуальную разведку – 29 и сопровождение фоторазведчиков – 78.
В результате произведенных 28 корректировок уничтожил 15 артиллерийских батарей, до 50 танков, до батальона пехоты противника.
На счету тов. Баршта 4 лично сбитых самолета противника. Его эскадрилья произвела 1032 успешных боевых вылета, потеряв лишь 1 самолет, из которых на визуальную разведку – 219, корректировку артиллерийского огня – 74, прикрытие фоторазведчиков – 739. Корректировкой артиллерийского огня было уничтожено и подавлено 54 артиллерийских батареи, 54 танка и до полка пехоты.
По личной инициативе тов. Баршт освоил сам и обучил летный состав эскадрильи корректировке артиллерийского огня с самолетов-истребителей.
За отличное руководство подразделением, успешное выполнение 365 боевых вылетов на Як-9, лично сбитые 4 самолета, проявленное мужество и героизм в борьбе с врагами Родины тов. Баршт Абрек Аркадьевич достоин присвоения звания героя Советского Союза.
Начальник разведотдела штаба артиллерии 1 Украинского фронта гвардии полковник Заика
23 марта 1945 года


Отрывок из книги А. В. Станков. Поршневые истребители «ЯК» периода 1941-1945 гг. в полках ВВС. Выпуск 2-й. – Киев: ИИЦ «Украина и мир», 1999.

Абрек Аркадьевич Баршт — командир разведэскадрильи на «яках». Опытный пилот и воздушный разведчик. Именно за разведвылеты он получил звание Героя. Несмотря на то, что при разведке и корректировке запрещено вступать в воздушный бой, ситуация иногда вынуждает принимать вызов или обороняться.

На «Яке» — «акуле» удалось сбить только один самолет. Это был ведущий большой многоярусной группы «фоккеров» — FW 190D-9 из VI./SG 77. Герой-летчик вспоминает этот вылет: «...Поздней осенью 1944 г. группа самолетов 118-го ОКРАП была переброшена на Южный фронт 1-го Украинского фронта в район западноукраинского города Чортково. Расположившись близ села Глыбоке Място, лежавшее внизу между возвышенностями, мы приступили к полетам в этом районе.

В один из ясных дней декабря 1944 г., уже совершив два боевых вылета, я получил задание на сопровождение трех Ил-2-фоторазведчиков в район Станислава (ныне Ивано-Франковск). Это было сложное задание. Дело в том, что фотографирование производилось с высоты 2000 м, а Ил-2 на такие высоты не рассчитаны — снизу они беззащитны. Да еще на боевом курсе звено размыкалось по фронту, чтобы с одного захода заснять пошире.

Вылетев четверкой на это ответственное задание, я постоянно думал о ненадежности прикрытия двумя парами. Боевой порядок в этой ситуации мы построили таким образом: пара — ст. лейтенант Матосов с ведомым Любимовым — непосредственное прикрытие («вратари» на нашем жаргоне), а я с ведомым Сережей Гордадзе — верхний эшелон. Мы держались выше метров 500-800, маневрируя, чтобы сохранить скорость, с фланга на фланг. Погода была ясной. В середине дня солнце было на юге, а маршрут «илов» над целью шел с юга на север. Поэтому мы старались держаться так, чтобы внезапная атака со стороны солнца была исключена.

Вот мы подошли к развороту «илов» на боевой курс — «илы» начали размыкание. И...! Влево, градусов на 30 я увидел три четверки со стороны противника на встречном курсе — истребители. Строй противника — колонна четверок с небольшим пеленгом с двух сторон от первого звена и небольшим превышением каждой группы, идущей левее и правее. Идут чуть ниже нас.

Нас они, видимо, еще не заметили. «А когда заметят, то вряд ли кто-нибудь из нас уйдет...», — подумалось мне в те секунды. Я командую: «Борис (Матосов) — остаешься с «илами», а я — атакую фрицев!» Пользуясь моментом слепоты противника (у меня солнце сзади), на встречном курсе атакую ведущее звено. Газ полный и с небольшим снижением, поэтому скорость хорошая. Сразу видно, что противник не очень опытный. Ведущее звено, резко маневрируя, стало разбегаться кто куда, ведомые звенья также потеряли строй, а мы с Сережей за счет скорости сделали боевой разворот и оказались сзади и выше черт знает какой «каши», состоящей из «фоккеров»...

«Илы» ушли на свой маршрут, не замеченные немцами, а мы повторили атаку по подходящему верхнему ФВ-190. Однако я не смог вывернуться на него — слишком круто, а Сережа, поскольку шел сзади, сумел обстрелять его и, по-моему, удачно, а затем пошел за мной. Ниже я увидел другого «фокку» — длинноносого, с желтым коком и угольником на борту и сверху под ракурсом 1/4 слева с дистанции 200 м открыл по нему непрерывный огонь. «Ф» беспорядочно кувыркаясь, стал падать со шлейфом дыма...

Оглянувшись, я не увидел Гордадзе. Позднее выяснилось, что я слишком резко выполнил маневр и Сергей не удержал строй, потеряв меня. Он прошел, разыскивая меня, на север, затем вернулся к «илам», проводил их до базы вместе с парой Бориса. «Илы» задачу свою выполнили.

...Наверное, в нашем районе еще шел воздушный бой, потому что ко мне вдруг пристроился одинокий Ла-5 с красным коком.

Ниже нашей, внезапно созданной пары, я увидел звено Ме-109 и пошел в атаку сзади – сверху на параллельном курсе. Эти ребята оказались грамотными: они пошли со снижением и пары разомкнулись метров на 200 (я, допустим, атакую правую — меня бьет левая, или наоборот). По привычке оглянувшись на ведомого, я увидел, что он круто уходит от меня. Чем-то, видимо, я ему не понравился. А может, своих увидел — не знаю.

Однако, пока я соображал, обстановка слегка переменилась: за это время «худые» сделали крутые горки и теперь уже они оказались надо мной и немедленно с двух сторон атаковали, поджидая удобного момента вползания в прицел. Я никогда не проигрывал для себя такой вариант боя, но поступил по-своему правильно — резко убрал газ и облегчил винт, одновременно делая переворот. Но ручку на себя подтягивать не стал и вверх колесами шел прямо со снижением и обратной перегрузкой. Фрицы, наверное, развернулись, желая найти меня после переворота «по правилам». Я их больше не видел.

Через несколько секунд, оказавшись в отвесном пикировании, я глянул на показатель скорости — 750 км/ч! Я ужаснулся: сейчас должна оторваться обшивка на крыльях! Боясь создать разрушающую перегрузку ручкой, я осторожно стал выбирать триммер. Самолет потихоньку стал выходить на горизонт.

Очень переживал за двигатель — выдержит ли раскрутку в этом диком пике. Но матчасть работала исправно до аэродрома...»

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Герои Советского Союза: краткий биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Герои твои, Херсонщина. Симферополь, 1980
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Механиков Л.П. Полет: Воспоминания.-Харьков,2001
 Свердлов Ф.Д. В строю отважных.-М.:«Книга и бизнес»,1992