Дважды Герой Социалистического Труда
Научная деятельность
Новожилов Генрих Васильевич

Новожилов Генрих Васильевич

27.10.1925 - 28.04.2019

Дважды Герой Социалистического Труда

Даты указов

26.04.1971

Медаль № 16740

Орден Ленина № 404246

23.06.1981

Медаль № 162

Орден Ленина № 459096

Новожилов Генрих Васильевич – генеральный конструктор ОКБ Московского машиностроительного завода «Стрела» Министерства авиационной промышленности СССР.

Родился 27 октября 1925 года в Москве в семье военных Василия Васильевича Соколова (1900-1987) и Ираиды Ивановны Новожиловой (1901-1979). Русский. В Великую Отечественную войну с матерью оказался в эвакуации в городе Пенза, там окончил девять классов. В Москву вернулся в августе 1942 года. Пошёл работать на кафедру физики Московского авиационного института (МАИ), а год спустя стал студентом самолётостроительного факультета МАИ.

На преддипломную практику его направили в ОКБ-240, которым руководил С.В.Ильюшин. В ОКБ существовало незыблемое правило – студентов немедленно зачисляли в штат. Таким образом, 1 июля 1948 года Г.В.Новожилов стал инженером-конструктором. А практика оказалась самой что ни на есть работой в отделе фюзеляжа, руководил которым В.А.Борог (впоследствии – Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР). В 1949 году Г.В.Новожилов окончил МАИ.

В послевоенные годы страна восстанавливала разрушенные войной города и заводы, в обстановке исключительной секретности готовила первое испытание ядерного устройства, разворачивала производство баллистических ракет и реактивных самолётов. Поршневая авиация уходила в прошлое: в поверженной Германии реактивные боевые самолёты уже строились пусть небольшими, но сериями.

14 мая 1949 года И.В.Сталин на обширном заседании правительства подвёл итоги государственных испытаний реактивных фронтовых бомбардировщиков Ил-28 и Ту-14 и подписал постановление Совета Министров №1890-700 о принятии на вооружение машины С.В.Ильюшина. Серийное производство «двадцать восьмых» развернули одновременно на трёх заводах – в Москве, Воронеже и Омске, а чуть позднее подключили заводы в Иркутске и Куйбышеве. Ил-28 разрабатывали, не имея никакого технического задания, в инициативном порядке. Группе С.В.Ильюшина, в которую входил и Г.В.Новожилов, трудно было состязаться в «пробиваемости» с А.Н.Туполевым, который одновременно с ними строил хоть и по государственному заказу, но оказавшуюся не вполне удачной машину Ту-14, во многом аналогичную Ил-28.

29 декабря 1952 года Совет Министров СССР принял постановление о создании околозвукового фронтового бомбардировщика Ил-54 со стреловидным крылом, которым собирались менять «двадцать восьмые». Впервые самолёт поднялся в воздух 3 апреля 1955 года.

В 1956 году Г.В.Новожилова избрали секретарём партийного комитета завода. К тому времени он прошёл все положенные ступени инженерной карьерной лестницы, стал конструктором первой категории, занимался и пассажирским Ил-14, и реактивным штурмовиком Ил-40, наконец, лётными испытаниями Ил-54. Партийные дела он сдал в сентябре 1958 года и вернулся в чистую инженерию, но уже на более высоком уровне: его назначили заместителем главного конструктора пассажирского Ил-18 и поручили организовать эксплуатацию этих машин в «Аэрофлоте». Г.В.Новожилов высказал С.В.Ильюшину свои сомнения относительно такого «перемещения», приводя веские, как ему самому казалось, доводы: Ил-18 он не строил, с эксплуатацией не очень знаком. Однако генерального не переубедил.

В ту пору Г.В.Новожилову пришлось много летать по стране и за рубежом. Выпадали и тяжкие моменты, когда он участвовал в работе аварийных комиссий – представлял разработчика и докапывался до истинных причин катастроф, дабы исключить их повторение. Он считал Ил-18 особо ценной для себя машиной и говорил, что без той производственной школы не было бы и генерального конструктора Г.В.Новожилова.

Шесть лет он отдал «восемнадцатому» и в 1964 году последовало очередное повышение – его назначили первым заместителем генерального конструктора, а задачу сформулировали следующим образом: поставить «на крыло» дальнемагистральный Ил-62 и организовать его серийное производство. Результатом работ по Ил-62 стало присуждение весной 1970 года группе ильюшинцев, в их числе и Г.В.Новожилову, Ленинской премии. А год спустя, когда государство подвело итоги выполнения восьмого пятилетнего плана, Г.В.Новожилов в первый раз был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

В 1970 году Г.В.Новожилов был назначен генеральным конструктором ОКБ Московского машиностроительного завода «Стрела».

25 марта 1971 года Г.В.Новожилов пригласил С.В.Ильюшина на «Ходынку» – Центральный аэродром имени М.В.Фрунзе, откуда выполняли первые полёты практически все машины ОКБ. В тот день готовили к подъёму новый военно-транспортный самолёт – огромный Ил-76. Подъём «крылатого грузовика» поручили Герою Советского Союза Э.И.Кузнецову, сменившему в должности шеф-пилота ОКБ легендарного дважды Героя Советского Союза В.К.Коккинаки.

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 26 апреля 1971 года за выдающиеся заслуги в выполнении пятилетнего плана 1966-1970 годов и создание новой техники Новожилову Генриху Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Ещё в 1969 году в Опытно-конструкторском бюро началась разработка первого российского широкофюзеляжного пассажирского самолёта, названного Ил-86. К тому времени отечественные перевозки пассажиров приблизились к 100-миллионному рубежу, спрос на воздушный транспорт был огромен, к тому же за океаном совершил первый полёт опытный «Боинг-747».

Однажды Г.В.Новожилов возвращался из Сочи в одном самолёте с двумя министрами – авиационной промышленности П.В.Дементьевым и гражданской авиации Б.П.Бугаевым. Разговор, естественно, зашёл о создаваемом Ил-86, ведь лайнер предназначался для обслуживания больших потоков пассажиров в места массового отдыха. Для таких рейсов его предусмотренная постановлением правительства дальность в 2400 километров представлялась вполне достаточной. Однако Г.В.Новожилов сообщил министрам, что в ОКБ в инициативном порядке изучают вопрос об увеличении дальности вдвое. И его поймали на слове: министры пододвинули ему листок бумаги, поставили на нём «5000 километров» и заставили подписаться. По сей день все российские авиаперевозчики, эксплуатирующие Ил-86, используют его на линиях подобной протяжённости.

Создание небывалой для российской авиапромышленности машины, 350 пассажирских кресел – дело нешуточное, началось с проработки возможных вариантов. Г.В.Новожилов припоминает, что рассматривали трансформации пассажирского Ил-62 и даже транспортного Ил-76. В конце концов, принялись за разработку совершенно нового аэроплана. На исходе 1976 года из ворот опытного завода ОКБ на лётное поле Центрального аэродрома выкатили первый опытный Ил-86. Командиром корабля утвердили опять-таки Э.И.Кузнецова, правым лётчиком – заслуженного летчика-испытателя СССР Героя Советского Союза Г.Н.Волохова, штурманом – заслуженного штурмана-испытателя СССР В.Щёткина, бортинженером – И.Якимца.

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 23 июня 1981 года Новожилов Генрих Васильевич награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».

В марте 1981 года в Ташкенте (Ташкентское производственное объединение имени В.П.Чкалова – давний и постоянный партнёр ильюшинцев) подняли в воздух модифицированный военно-транспортный Ил-76МД. В августе взлетел самолёт-лаборатория Ил-76К, предназначенный для тренировок космонавтов в условиях кратковременной невесомости. 1982 год стал годом первого полёта очередной модификации Ил-76ТД и взлётом экспериментального реактивного штурмовика Ил-102. Год спустя отправили в небо заправщик Ил-78 и летающий госпиталь Ил-76МД «Скальпель».

28 сентября 1988 года заслуженный летчик-испытатель СССР С.Г.Близнюк (в будущем – Герой Советского Союза), сменивший Э.И.Кузнецова в должности шеф-пилота ОКБ, поднял с Центрального аэродрома в Москве опытный дальнемагистральный Ил-96-300, а через полтора месяца, уже в Воронеже, С.Г.Близнюк взлетел на построенной там второй «девяносто шестой» (Воронежский авиазавод – ещё один постоянный партнёр «илов»). В марте 1990 года совершил первый полёт новый пассажирский самолёт для местных воздушных линий – двухмоторный турбовинтовой Ил-114. Пройдёт некоторое время, и поднимется Ил-96 с американскими двигателями.

17 мая 1994 года И.Гудков на подмосковном аэродроме «Раменское» поднял легкокрылую многоцелевую «птичку» Ил-103. 1 августа 1995 года А.Н.Кнышов (в будущем – Герой России) совершил в Ташкенте первый полёт на очередной версии Ил-76, уже с литерами «МФ», оснащённой пермскими двигателями ПС-90. Правда, термин «версия» для Ил-76МФ не очень-то и подходит. Это совершенно новый летательный аппарат, своим рождением обязанный опять-таки инициативе ОКБ и ташкентского завода.

Последнее десятилетие, когда знаменитое ОКБ оказалось без госзаказа, практически без поддержки государства, стало тяжёлым испытанием для генерального конструктора Г.В.Новожилова и его коллег. Однако, несмотря на все трудности, ОКБ «Ильюшин» продолжает поднимать в воздух один за другим новые самолёты, потребные для XXI века.

Его научные работы связаны с аэродинамическими исследованиями, надёжностью сложных конструкций, разработкой принципиально новых подходов к так называемой технологичности разрабатываемых машин и механизмов. Около полутора сотен изобретений и этих самых «нововведений» защищены патентами. Доктор технических наук (1975), профессор, член-корреспондент (с 1979) и действительный член (с 1984) АН СССР (ныне – РАН).

В последние годы жизни Г.В.Новожилов являлся главным советником генерального директора по науке ОАО «Авиационный комплекс имени С.В.Ильюшина». Умер 28 апреля 2019 года.

Награждён 3 орденами Ленина (02.10.1969; 26.04.1971; 23.06.1981), орденами Октябрьской Революции (27.10.1975), Трудового Красного Знамени (22.07.1966), «Знак Почёта» (12.07.1957), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 1-й (29.01.2016), 2-й (27.10.2000) и 3-й (11.10.1995) степеней, Дружбы народов (29.12.1992), медалями.

Заслуженный конструктор Российской Федерации (01.08.2005). Лауреат Ленинской премии (1970), премии Правительства РФ. Награждён Золотой медалью имени А.Н.Туполева АН СССР (1991, за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники).

Член ВКП(б)/КПСС в 1951-1991 годах. В 1974-1989 годах депутат Верховного Совета СССР, в 1989-1991 годах – народный депутат СССР.


 

Биографию подготовил: © Виталий Смирнов (г. Северодвинск)

Источники

Герои Социалистического Труда: биобиблиогр. слов. Т.1. – Москва, 2007.

Пономарёв А.Н. Советские авиационные конструкторы. Москва, 1990.