Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Балабуев Пётр Васильевич

 
Балабуев Пётр Васильевич
23.05.1931 - 17.05.2007
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 03.04.1975 Медаль № 16558
Орден Ленина № 422632

    Памятники
  В Киеве на Городском кладбище "Берковцы"
  Мемориальная доска в Киеве


Балабуев Пётр Васильевич – первый заместитель генерального конструктора Киевского механического завода Министерства авиационной промышленности СССР.

Родился 23 мая 1931 года в хуторе Валуйск ныне Луганской области Украины. С 1954 года после окончания Харьковского авиационного института работает в конструкторском бюро О.К. Антонова. Инженер-конструктор, начальник сборочной мастерской, начальник сборочного цеха, ведущий инженер по лётным испытаниям, заместитель главного конструктора и начальник филиала ОКБ на серийном заводе в Ташкенте в период запуска в серию крупнейшего в мире на то время транспортного самолёта Ан-22 "Антей" - все это за первое трудовое десятилетие.

В 1965 году Пётр Васильевич назначается директором завода № 573 (с 1966 года - Киевского механического завода, КМЗ) Минавиапрома СССР. Он был Главным конструктором во время создания тяжёлого дальнего самолёта для перевозок крупногабаритных грузов Ан-124 "Руслан", который сегодня широко известей всему миру. Затем — первый заместитель генерального конструктора.

Все эти годы стремительно развивается авиационная наука и техника. Совершенствуется аэродинамика, наука о прочности самолётных конструкций, появляются новейшие материалы и технологии, новые силовые установки, внедряются современные методы организации производства, планирования и управления, появляется мощная вычислительная техника. П.В. Балабуев в курсе всех новшеств. Он прекрасно ориентируется в бурном информационном потоке, выделяет главное, расставляет акценты, организовывает внедрение в повседневную деятельность фирмы важнейших научных достижений.

П.В. Балабуев являлся крупным авиационным конструктором и учёным. Он участвовал в создании около 100 типов и модификаций самолётов "Ан". Под его руководством в АНТК имени О.К. Антонова проведены фундаментальные исследования и решен ряд основополагающих проблем, результаты которых имеют первостепенное значение для развития транспортной авиации.

В частности, разработаны научные основы проектирования многоцелевых самолётов народно-хозяйственного применения, тяжелых транспортных самолётов, базирующихся на грунтовых аэродромах, сформирована и развита концепция аэродинамической и весовой компоновки широкофюзеляжных транспортных самолётов с умеренной суперкритической профилировкой крыльев большого удлинения и малым запасом устойчивости, которая впервые в мире была реализована на самолёте Ан-124, благодаря чему его лётно-технические характеристики превышают на 30-35% характеристики зарубежного аналога.

П.В. Балабуев разработал ряд научных положений и реализовал на практике в АНТК имени О.К. Антонова методы автоматизированного проектирования и конструирования самолёта на этапах его создания - от общих видов до изготовления деталей агрегатов планера на станках с программным управлением. В результате создана отечественная научная школа автоматизированного проектирования и конструирования транспортных самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР ("закрытым") от 3 апреля 1975 года Балабуеву Петру Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

В 1984 году Пётр Васильевич буквально из рук своего учителя, создателя фирмы, имя которого она теперь носит, берет на себя управления предприятием. Олег Антонов перед смертью составил завещание о назначении его своим преемником. Министерство авиационной промышленности СССР и ЦК КПСС утвердили это назначение.

С 1984 по 1991 год — генеральный конструктор КМЗ имени О.К. Антонова Минавиапрома СССР, а с 1991 по 2005 год — генеральный конструктор Авиационного научно-технического комплекса (АНТК) имени О.К. Антонова.

Особенно ярко талант авиаконструктора и организатора авиапромышленности П.В. Балабуева проявился в годы независимости Украины. В период распада СССР он первым среди всех руководителей КБ страны добился разрешения выкупить для фирмы самолёт Ан-124 и начать его коммерческую эксплуатацию.

Постепенно в АНТК сложилось подразделение по международным транспортным перевозкам, доходы от которого в сочетании с другой хозрасчетной деятельностью фирмы позволили в период тяжелого экономического кризиса сохранить уникальные кадры специалистов и продолжить создание новейших самолётов.

При активном участии П.В. Балабуева создается ряд международных консорциумов, ассоциаций, корпораций, авиакомпаний, куда входит АНТК имени О.К. Антонова и ряд авиационных, моторных, приборных, финансовых предприятий России, Украины, Узбекистана. В эти годы спроектированы, построены, введены в эксплуатацию самолёты Ан-38, несколько модификаций Ан-74, Ан-32, прошёл программу испытаний Ан-70, разработаны Ан-218 и Ан-180.

В 1994 году Пётр Васильевич выступил инициатором создания регионального пассажирского самолёта нового поколения Ан-140. Вся программа создания этой машины заняла около пяти лет. Но Ан-140 стал знаменитым не только тем, что был единственным пассажирским самолётом в бывшем СССР, который построили и довели до эксплуатации за последние годы. Он выиграл тендер, объявленный правительством Ирана, на лучший проект регионального самолёта для освоения национальной промышленностью.

В конце 1995 года был подписан контракт, по условиям которого АНТК помогает организовать производство Ан-140 на иранском предприятии НЕSA. 4 февраля 2001 года первый Ан-140, построенный в Иране с большой долей участия украинских предприятий, впервые поднялся в небо.

Благодаря П.В. Балабуеву окрепли позиции транспортного подразделения АНТК – авиакомпании “Авиалинии Антонова” на международном рынке воздушных перевозок крупногабаритных и сверхтяжёлых грузов. Авиакомпания получила заказы, для выполнения которых нужен самолёт ещё больших размеров, чем “Руслан”. В связи с этим было проведено большой комплекс работ по модернизации Ан-225 "Мрия" и подготовке его для коммерческой эксплуатации.

Указом Президента Украины № 1635/1999 от 30 декабря 1999 года за исключительные заслуги перед Украинским государством в развитии авиации, выдающиеся достижения в создании новых транспортных, пассажирских и специальных самолётов Петру Васильевичу Балабуеву присвоено звание Героя Украины с вручением ордена Державы.

В 2005 году П.В. Балабуев вышел на пенсию. Жил в городе-герое Киеве. Скончался 17 мая 2007 года. Похоронен в Киеве на Городском кладбище "Берковцы".

Доктор технических наук (1978), профессор.

Лауреат Государственной премии СССР (1973). Лауреат Государственной премии Украинской ССР (1979), Заслуженный деятель науки и техники Украины (1991). Лауреат Премии имени Петра Великого (2001). Премия имени Эдварда Уорнера (2001).

Награждён советскими орденами Ленина (03.04.1975), Трудового Красного Знамени (22.07.1966), российским орденом Дружбы (1998), украинскими орденами Державы (1999), "За заслуги" 3-й, 2-й и 1-й степеней (1992, 1996 и 1998), Ярослава Мудрого 5-й степени (2001), медалями.

Удостоен звания "Почётный гражданин города Киева" (1998).

В Киеве на доме, в котором жил П.В.Балабуев, установлена мемориальная доска.

 

Биография предоставлена Игорем Сердюковым

    Источники
 Пономарёв А.Н. Советские авиационные конструкторы. Москва, 1990.