Герой Социалистического Труда
Транспорт: Флот
Гуженко Тимофей Борисович

Гуженко Тимофей Борисович

15.02.1918 - 10.08.2008

Герой Социалистического Труда

Даты указов

14.09.1977

Медаль № 18881

Орден Ленина № 429454

Гуженко Тимофей Борисович – руководитель экспериментального рейса, Министр морского флота СССР.

Родился 15 февраля 1918 года в деревне Татариново, ныне Колпнянского района Орловской области в семье сельского кузнеца. Русский. В 1937 году с отличием окончил среднюю школу в посёлке на станции Ханженково, в 1942 году – эксплуатационный факультет Одесского института инженеров водного транспорта (в 1941 году с институтом был эвакуирован в Самарканд). Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года.

В годы Великой Отечественной войны после окончания института был направлен на работу в самый воюющий порт страны – в Мурманский морской торговый порт. Работал сменным механиком и начальником группы механизации. Вместе со всеми работниками Мурманского торгового порта обеспечивал выгрузку судов северных конвоев. Противник стремился всеми силами парализовать работу единственного незамерзающего советского порта на Севере, лишить воюющую страну наиболее короткого пути доставки вооружения, продовольствия и стратегических грузов. Порт всю войну подвергался непрерывным бомбардировкам вражеской авиации. Практически ежедневно бомбы разрушали сооружения и механизмы портового хозяйства, убивали и калечили докеров. В этих боевых условиях отдел механизации порта отвечал за скорейшее восстановление разрушенных и поврежденных портовых механизмов. Большой вклад в эту работу внёс Т.Б. Гуженко.

В 1943 году он был переведён преподавателем во Владивостокский морской техникум, но через несколько месяцев вновь вернулся во фронтовой Мурманск. С 1944 года был уже начальником отдела механизации порта, с 1945 года – секретарём партийного бюро порта, с 1946 по 1949 год – исполнял обязанности главного инженера порта.

В 1951 году окончил Академию морского флота в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Почти десять лет проработал на Дальнем Востоке: с 1951 года начальник Холмского морского порта, с 1953 года начальник Корсаковского морского порта (оба – в Сахалинской области). С 1955 года - начальник Сахалинского морского пароходства Минморфлота СССР (самый молодой в СССР начальник морского пароходства).

В 1960-1962 годах - начальник Управления кадров Министерства морского флота СССР. В 1962-1966 годах - заместитель заведующего Отделом транспорта и связи ЦК КПСС. В 1966-1970 годах - первый заместитель Министра морского флота СССР.

С января 1970 года по сентябрь 1986 года - Министр морского флота СССР.

По единодушным отзывам коллег, Т.Б. Гуженко был человеком неукротимой энергии. На пост министра он пришёл уже имея разработанную программу развития морского флота страны и добился претворения её в жизнь. В достаточно короткий срок морской флот СССР из дотационной отрасли превратился в одного из ведущих доноров народного хозяйства (в 1980-х годах Министерство морского флота СССР поднялось на пятое место среди почти 80 отраслевых министерств по объёму валютных поступлений). Произвёл техническое переоснащение как флота, так и портовой инфраструктуры страны, широко применял в производстве лучшие достижения в области науки и техники. На основе применения новых подходов была полностью перестроена организация управления морским транспортом. Торговый флот СССР полностью удовлетворял потребности страны во внутренних и внешнеторговых перевозках, занимал пятое место по тоннажу в мировом торговом флоте.

Особое внимание уделял развитию экономики Арктики и арктического судоходства. Его заслугой стало создание мощного атомного ледокольного флота СССР. К моменту назначения его министром СССР имел один опытный атомный ледокол «Ленин», к моменту ухода Т.Б. Гуженко на пенсию флот имел четыре действующих атомохода и ещё четыре строились на верфях. В целях демонстрации политическому руководству страны возможностей атомного флота и экспериментального подтверждения возможности расширения судоходства по Северному морскому пути, Т.Б. Гуженко организовал первую в мире экспедицию надводного судна на Северный полюс. Сознавая, что это достаточно рискованное мероприятие, министр лично возглавил эту экспедицию, приняв таким образом на себя всю ответственность за её возможный провал.

Однако поход окончился полным триумфом: 17 августа 1977 года советская морская экспедиция на атомном ледоколе «Арктика» впервые в мировой истории достигла Северного полюса на надводном корабле. Поход на «верхушку планеты» и возвращение были произведены разными маршрутами без поломок и аварий в минимальные сроки. Успех этого похода способствовал ускоренному строительству атомного ледокольного флота, применение которого расширило период навигации в Северном Ледовитом океане почти на 100 суток ежегодно, а в ряде районов Арктики позволило опять-таки впервые в мире открыть круглогодичную арктическую навигацию (например, в такие важнейшие арктические порты, как Дудинка, Игарка и Анадырь).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1977 года за выдающиеся заслуги в подготовке и осуществлении экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика» в район Северного полюса и проявленные при этом мужество и героизм руководителю экспериментального рейса, Министру морского флота СССР Гуженко Тимофею Борисовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Согласно тому же указу Героями Социалистического Труда стали капитан атомного ледокола «Арктика» Ю.С. Кучиев, главный инженер корабля О.Г. Пашнин, старший мастер атомной паропроизводительной установки корабля Ф.Ф. Асхадуллин, член-корреспондент АН СССР Н.С. Хлопкин. Многие члены экипажа были награждены орденами и медалями.

В сентябре 1986 года Т.Б.Гуженко был освобождён с поста министра. Официально – в связи с уходом на пенсию по состоянию здоровья, хотя здоровье всегда имел отменное и по меркам тогдашнего руководства был не очень стар (68 лет). Подлинной причиной его снятия с должности была катастрофа пассажирского лайнера «Адмирал Нахимов» на рейде Новороссийска в августе 1986 года, повлекшая гибель судна и большого числа людей на борту (погибло 423 человека из 1243 пассажиров и членов экипажа). С сентября 1986 года – персональный пенсионер союзного значения.

Член ЦК КПСС в 1976-1989 годах, депутат Верховного Совета СССР 8-го -11-го созывов (1970-1986).

Жил в городе-герое Москве. Скончался 10 августа 2008 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Награждён советскими 4 орденами Ленина (3.08.1960, 25.08.1971, 21.12.1973, 14.09.1977), орденами Октябрьской Революции (15.12.1982), Трудового Красного Знамени (09.08.1963), Красной Звезды (17.07.1945), российским орденом «За морские заслуги» (7.02.2003), медалями, в том числе 2 «За трудовое отличие» (1.05.1944, 5.11.1954), а также орденами и медалями иностранных государств.

Удостоен ряда почётных званий: «Почётный работник морского флота», «Почётный полярник».

Именем Героя назван арктический танкер «Тимофей Гуженко» (спущен на воду и введён в эксплуатацию в 2009 году). На здании Одесского института инженеров морского флота установлена мемориальная доска (2009).

 


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров

Источники

Доценко В.Д. Морской биографический словарь. ‒ Санкт-Петербург, 1995.

Ивкин В.И. Государственная власть СССР. 1923-1991. – Москва, 1999.

Слава и гордость морского флота. Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда. ‒ М., 1991.