Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Лячин Геннадий Петрович

 
Лячин Геннадий Петрович
01.01.1955 - 12.08.2000
Герой Российской Федерации


    Даты указов
1. 26.08.2000 Медаль № 695

    Памятники
  Надгробный памятник (вид 1)
  Надгробный памятник (вид 2)
  Мемориальная доска в Волгограде


Лячин Геннадий Петрович - командир атомного подводного ракетного крейсера "К-141" ("Курск") 7-й дивизии подводных лодок Краснознамённого Северного флота, капитан 1-го ранга.

Родился 1 января 1955 года в совхозе "Сарпинский" Сарпинского района Сталинградской (ныне Волгоградской) области. Сын совхозного механизатора. Русский. В 1972 году окончил среднюю школу № 85 в городе-герое Волгограде.

В Военно-Морском флоте СССР с 1972 года. В 1977 году окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола (Ленинград), Направлен для прохождения службы командиром группы управления ракетной боевой части (БЧ-2) на дизельную ракетную подводную лодку "К-58" Северного флота (пос.Видяево, Мурманская область). С 1980 года старший лейтенант Лячин Г.П. - командир БЧ-2 подводной лодки, вскоре становится капитан-лейтенантом.

С октября 1984 года по 1986 год капитан 3-го ранга Г.П. Лячин - старший помощник командира подводной лодки "Б-77". В 1986 году его направляют на учебу в Высшие специальные офицерские классы ВМФ СССР (окончил в 1987 году). В этот период он становится капитаном 2 ранга, а по возвращении вновь назначается на должность старпома на ПЛ "Б-478".

В октябре 1988 года капитан 2-го ранга Г.П. Лячин назначен командиром дизельной ракетной ПЛ "Б-304" (проект 651) 35-й дивизии подводных лодок Северного флота. В условиях сокращения ВМФ в апреле 1991 года Г.П. Лячин с понижением назначен старшим помощником подводной лодки, правда не дизельной, а атомной, проекта 949А, экипаж которой лишь формировался, а сама лодка ещё строилась на стапелях Северодвинска. С сентября 1991 года по март 1993 года вновь сформированный экипаж обучался в Обнинском учебном центре ВМФ, а по возвращении на Север - в Видяево - принял свой корабль - АПРК "К-119" ("Воронеж"). До 1996 года старший помощник командира ПЛ Лячин вместе с экипажем "Воронежа" несёт боевую вахту, отрабатывая ракетные и торпедные стрельбы. За этот период АПРК "Воронеж" три года подряд объявлялся лучшим в дивизии.

В феврале 1996 года "Воронеж" выходил на боевую службу в Северную Атлантику, где экипаж отрабатывал задачи вместе с возвращавшимся из Средиземного моря авианесущим крейсером "Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов". В боевом походе старпом нёс командирскую вахту вместе с командиром подводного крейсера капитаном 1-го ранга Ежовым, и тот был спокоен, когда Лячин его заменял. Однажды в штормовую погоду во время вахты Г.П. Лячина, в районе с очень интенсивным судоходством лодку выбросило на поверхность. Но капитан 2-го ранга Лячин не растерялся. Пока командир добежал из третьего отсека до второго, старпом уже заполнил цистерны, погрузился и дал ход.

В декабре 1996 года Г.П. Лячин назначен командиром "близнеца" "Воронежа" - АПРК "К-141" ("Курск"), вскоре ему присвоено звание капитана 1 ранга. На этом посту Г.П. Лячин фактически стал первым командиром новой российской океанской школы конца XX-го века. Именно ему было поручено вывести атомоход "Курск" после долгого перерыва на просторы Средиземноморья, именно он сделал все от него зависящее для возвращения престижа российского флота.

В 1999 году капитан 1-го ранга Г.П. Лячин выводит "Курск" в средиземноморский боевой поход, перед этим выполнив на "отлично" ракетные стрельбы на приз Главкома ВМФ России. Поход АПРК "Курск" осуществлялся с 5 августа по 19 октября 1999 года по замыслу и под управлением командующего КСФ адмирала Попова В.А., который дал ему следующую характеристику: "Командиру "Курска" удалось полностью реализовать наш замысел. Корабль скрытно прорвался в Средиземное море через Гибралтар. Это был не прорыв, а песня!"

Атомоход сначала скрытно прошёл через Фареро-исландский противолодочный рубеж, а затем незамеченным прошёл тщательно контролируемый флотами НАТО Гибралтарский пролив. Внезапное появление в Средиземном море новейшего "убийцы авианосцев" вызвало панику в рядах 6-го флота США. К поискам "Курска" были привлечены противолодочные силы всех средиземноморских стран НАТО…

Тем не менее, К-141 так же внезапно исчезает, как и появилась, нанеся сокрушительный удар по американскому самолюбию. Сразу несколько начальников, включая командующего противолодочной обороной Гибралтарской зоны, лишаются своих должностей, а "Курск" и его командир, фактически, возводятся в ранг "личных врагов Америки".

Из официального документа: "В ходе выполнения задач боевой службы в Средиземном море АПРК "Курск" действовал в условиях подавляющего превосходства противолодочных сил вероятного противника. Выполнял задачу по наблюдению за авианосными ударными многоцелевыми группировками противника. Осуществлял слежение за ними и производил попутный поиск АПЛ иностранных государств, сохраняя скрытность и боевую устойчивость. По итогам боевой службы 72 члена экипажа представлены к правительственным наградам. Капитан 1-го ранга Г. Лячин представлен к званию Героя России. АПРК "Курск" признан лучшей подводной лодкой СФ. Губернатор Мурманской области вручил командиру корабля приз "Лучшая подводная лодка Северного флота".

По итогам соревнования за 1999 год АПРК К-141 "Курск" - лучший в 7-й дивизии. Пять его боевых частей - "отличные". 23% членов экипажа - мастера военного дела. Остальные 77% - специалисты 1-го и 2-го классов.

В последний год XX-го века капитан 1-го ранга Г.П. Лячин готовит экипаж к новому дальнему походу, но не в одиночку, а в составе мощной группировки. Россия вновь готовилась вернуться в Средиземное море…

10 августа 2000 года командир "Курска" выводит подводный атомоход в море, на трёхдневные плановые учения. 12 августа 2000 года Г.П. Лячин и все 117 членов экипажа АПРК "Курск" погибли в результате взрыва торпеды в первом отсеке подводной лодки.

Указом Президента Российской Федерации № 1578 от 26 августа 2000 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, капитану 1-го ранга Лячину Геннадию Петровичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Все члены экипажа награждены орденами Мужества (посмертно).

10 августа 2001 года Президент России В.В.Путин передал "Золотую Звезду" Героя России вдове Г.П.Лячина - Ирине Лячиной. 16 марта 2002 года командир подводной лодки капитан 1-го ранга Геннадий Лячин был опознан по фрагментам, обнаруженным в поднятом со дна "Курске". Останки командира опознаны вдовой Ириной Лячиной. По информации Генеральной прокуратуры РФ, следствию удалось идентифицировать по телам и фрагментам личности 114 подводников из 118, находящихся в момент катастрофы на корабле. Родственниками опознано 110 членов экипажа.

23 марта 2002 года капитан 1-го ранга Лячин Г.П. похоронен на аллее героев Серафимовского кладбища города Санкт-Петербурга вместе с шестью членами экипажа "Курска".

В августе 2003 года, в третью годовщину трагедии, там, на самом крупном захоронении моряков с "Курска", где нашли свой "последний причал" 32 члена экипажа, открыт и освящён величественный памятник-мемориал (архитектор Г.С. Пейчев).

Почётный гражданин Курска (2001; посмертно). Имя Героя России носит средняя общеобразовательная школа № 85 города-героя Волгограда, в которой открыт музей в память о её бывшем выпускнике. 18 мая 2001 года на здании школы открыта мемориальная доска.

 

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем (1955-2011)

    Источники
 Доценко В.Д. Мифы и легенды Российского флота. Изд. 2-е. - СПб.: 2000
 Сорокажердьев В.В. Они служили в Заполярье. Мурманск, 2009.
 Шигин В. Опустевший причал. Журнал Воин России, 2001, №№ 7-11