Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Котов Павел Григорьевич

 
Котов Павел Григорьевич
03.01.1911 - 12.01.2007
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 31.12.1980 Медаль № 19406
Орден Ленина № 458610

    Памятники
  Надгробный памятник
  Мемориальная доска
  Морская кадетская школа


Котов Павел Григорьевич – заместитель главнокомандующего ВМФ СССР по кораблестроению и вооружению – начальник кораблестроения и вооружения ВМФ СССР, адмирал-инженер.

Родился 21 декабря 1910 года (3 января 1911 года) в деревне Матвейково (ныне не существует; территория Новодугинского сельского поселения Новодугинского района Смоленской области) Сычёвского уезда Смоленской губернии в семье потомственных корабелов. Его дед строил эскадренный броненосец «Гангут», а отец трудился на строительстве линейных кораблей для Балтийского флота, работал в бригаде сборщиков легендарного бронепалубного крейсера 1-го ранга «Аврора». Он был воспитан в трудовой рабочей семье, где ценился не только труд как средство пропитания, но и как среда, где воспитываются черты рабочей интеллигенции с её высоким стремлением к образованию.

С июля 1922 года по декабрь 1929 года занимался земледелием в хозяйстве матери в деревне Матвейково. Потомственный судостроитель в третьем поколении, он по семейной традиции в 1930 году отправился в город Ленинград (ныне – Санкт-Петербург) на Судостроительный завод имени Андре Марти (ныне – ОАО «Адмиралтейские верфи»), на котором трудились его отец и братья. Но первые месяцы 1930 года он работал подручным слесаря: с февраля по апрель – на 1-м механическом хлебозаводе, а с апреля по май – на картографической фабрике «Глобус».

С мая 1930 года по сентябрь 1932 года – помощник сборщика корпусного цеха, а с декабря 1932 года по февраль 1933 года – разметчик корпусного цеха Судостроительного завода имени Андре Марти. В 1930 году он поступил учиться в вечернюю школу, преобразованную вскоре в рабочий факультет при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ныне – Петербургский государственный университет путей сообщения).

После обучения сборке корабельных корпусов трудился на строительстве ДПЛ типа «Щука» для Тихоокеанского флота. Комплексная бригада сборщиков во главе с П.Г.Котовым за короткий срок подготовила к отправке в город Владивосток несколько лодок для их достройки на «Дальзаводе» имени К.Е.Ворошилова (ныне – ОАО «ЦС «Дальзавод»). Причём разобранные на отдельные отсеки лодки перевозились на специальных железнодорожных платформах. Все переправленные таким образом на Дальний Восток субмарины показали высокие мореходные и боевые качества.

Окончив в 1933 году без отрыва от производства рабочий факультет при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, он готовился к поступлению в Ленинградский кораблестроительный институт (ныне – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет). Однако в том году был объявлен широкий набор в высшие военно-морские училища, и по путёвкам районных комитетов ВКП (б) и ВЛКСМ его направили в училище для сдачи экзаменов. Хорошо выдержав их, он попросил отправить его в Военно-морское инженерное училище имени Ф.Э.Дзержинского (ныне – Военный институт (военно-морской политехнический) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова») на кораблестроительный сектор.

Учился он отлично и дипломную работу по разработке эскизного проекта лёгкого крейсера с выполнением необходимых расчётных, проектных и чертёжных работ защитил также с высшей оценкой. В 1938 году по окончании им было высказано желание получить назначение в военное представительство на судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре, где строились лёгкие крейсеры. В тот же день комиссар училища вызвал к себе курсанта П.Г.Котова, настоятельно рекомендовал ему отказаться от этого назначения и дать согласие на выпуск сразу в звании батальонного комиссара с назначением на один из кораблей Балтийского или Черноморского флотов. Однако ему удалось убедить комиссара, что его место на судостроительном заводе.

В июне 1938 года он стал помощником военного представителя контрольно-приёмного аппарата (КПА) Управления кораблестроения (УК) по приёмке корабельной брони на Мариупольском металлургическом комбинате имени Ильича (Донецкая область Украинской ССР). Однако в сентябре 1938 года он вернулся в Ленинград и стал помощником военного представителя КПА уполномоченного УК на Балтийском заводе (ныне – ОАО «Балтийский завод»), где строились лёгкие крейсеры. В июле 1940 года он был переведён в город Колпино (Колпинский район Ленинграда) на должность районного инженера КПА специальных учреждений УК на Ижорский завод (ныне – ОАО «Ижорские заводы»), который изготавливал и поставлял броневые листы, необходимые для строительства артиллерийских башен и бронирования крупных надводных кораблей.

С первых дней Великой Отечественной войны П.Г.Котов, будучи одним из представителей Главного управления кораблестроения (ГУК) в Ленинграде, принимал энергичные меры к подготовке надводных и подводных сил Балтийского флота к отражению наступления врага на море. Корабли, стоявшие на судоремонтных предприятиях, быстро вводились в строй и направлялись на боевые позиции. Талантливый инженер, он внёс немало ценных предложений по ускорению ремонта повреждённых в боях кораблей. В труднейших условиях вражеской блокады города П.Г.Котов помог корабелам достроить несколько подводных лодок, которые успешно действовали на вражеских коммуникациях в последний период войны.

Его имя навечно вошло в историю Ленинградской битвы как творца «броневого пояса» на сухопутном фронте. В июле 1941 года, зная о том, что на заводах и складах есть несколько десятков тысяч тонн неиспользованной корабельной и танковой брони, он обратился в Чрезвычайную комиссию по вопросам обороны города с предложением создать вокруг Ленинграда кольцо из мощных броневых сооружений. 31 июля 1941 года комиссия положительно рассмотрела предложение и вынесла специальное решение о начале изготовления и установки броневых дотов, а также рекомендовала П.Г.Котову самому возглавить эту работу.

В те дни «броневого капитана» – так называли солдаты П.Г.Котова – можно было встретить на позициях войск 23-й, 42-й, 55-й и 67-й армий Ленинградского фронта. Вместе с командирами дивизий и полков он намечал места установки укрытий. Под его руководством и непосредственном участии с июля 1941 года по январь 1943 года из 18400 тонн брони были изготовлены более 8000 броневых оборонительных сооружений 40 типов, в том числе 363 артиллерийских дота (под орудия калибром от 45 до 152 мм), 1184 дота – для пулемётчиков, 588 – для расчётов противотанковых ружей, 2300 – для снайперов, кроме того, было использовано 2300 лобовых броневых плит с амбразурами и заслонками для дзотов. Это был настоящий броневой рубеж, преградивший фашистским полчищам путь к Ленинграду.

За это ещё в конце 1941 года инженер-капитан 3-го ранга П.Г.Котов был представлен к высшей награде СССР – ордену Ленина. Наградной лист подписал инженер-контр-адмирал А.А.Жуков 28 декабря 1941 года. Однако П.Г.Котов тогда был награждён всего лишь орденом Красной Звезды. Это была его первая государственная награда.

Занимаясь фронтовыми делами, П.Г.Котов оставался районным инженером КПА УК на Ижорском заводе, а с августа 1942 года ещё и на Балтийском заводе. Он обеспечил приёмку выполненных в 1942 году на Балтийском заводе работ по ремонту линкора «Октябрьская революция», крейсеров «Киров» и «Петропавловск», эсминца «Сторожевой», оказывавших огневую поддержку сухопутным войскам. Вместе с конструкторами он улучшил проект, а затем организовал серийную постройку нового типа тральщиков, остро необходимых флоту для борьбы с минной опасностью в Балтийском море, бронекатеров для поддержки десантов, тендеров для перевозки грузов через Ладожское озеро.

Ещё шла Великая Отечественная война, когда в марте 1943 года он был назначен в Москву для участия в разработке плана строительства флота и восстановления судостроительных заводов на должность начальника 1-го отдела (с 1944 года – 2-й отдел) УК (отдел надводных кораблей). В том же году он успешно выполнил важное задание СНК СССР по организации серийной постройки 88 единиц катеров «малый охотник» на заводе в посёлке (ныне – город) Сосновка (Кировская область), во Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре проверял качество новых лёгких крейсеров и сторожевых кораблей. Советы и предложения опытного корабела основательно помогли судостроителям повысить боеспособность новых военных судов.

В 1944 году ВМФ СССР по указанию руководства страны развернул работу по подготовке «Программы военного кораблестроения на период 1946-1955 годов» (ПВК-46). По распоряжению командования флоты представили свои предложения о том, какой состав кораблей нужен ВМФ. Рассмотрение этих предложений организовали по секциям, одну из которых – секцию по крупным надводным кораблям (линкоры, тяжёлые крейсеры и авианосцы) – возглавил командующий Тихоокеанским флотом адмирал И.С.Юмашев, а инженер-капитан 2-го ранга П.Г.Котов стал секретарём этой секции. Подготовка ПВК-46 стала самым крупномасштабным делом, в котором ему пришлось участвовать в конце Великой Отечественной войны и в первые мирные месяцы.

Народный комиссар ВМФ СССР адмирал флота Н.Г.Кузнецов прекрасно организовал эту огромную и сложную работу. К работе над ПВК-46 им были привлечены все флотские звенья. На основе анализа опыта использования сил флота в войне с Германией определялось, каким должен быть послевоенный флот и каковы должны быть оперативно-тактические требования для всех классов боевых кораблей и вспомогательных судов. Отдел П.Г.Котова был определён головным в ГУК по подготовке материалов ПВК-46. В конце ноября 1945 года ПВК-46 была утверждена. В ней предусматривалась постройка 5850 кораблей и судов, в том числе 589 кораблей основных классов. А в октябре 1946 года был утверждён план важнейших научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, обеспечивающих строительство флота.

Между тем служебное положение П.Г.Котова продолжало быстро изменяться. С мая 1946 года – заместитель начальника, а с марта 1950 года – начальник Управления надводных кораблей. С мая 1952 года инженер-контр-адмирал П.Г.Котов – заместитель начальника ГУК ВМС СССР. Работая в ГУК, являющимся генеральным заказчиком проектирования и строительства кораблей, он постоянно находился в гуще этих событий. Обладая настойчивым характером и стремясь постоянно к освоению всего нового в кораблестроении, он пользовался авторитетом как специалист и уверенно продвигался по служебной лестнице. В эти годы успешно реализовывались планы строительства кораблей: на четырёх заводах строились лёгкие крейсеры проекта 68-бис, на пяти – эскадренные миноносцы проекта 30-бис, на четырёх – средние ДПЛ проекта 613.

В конце 1952 года П.Г.Котов был вызван в ЦК КПСС, где ему сообщили, что по представлению Н.Г.Кузнецова и с одобрения Н.А.Булганина его кандидатура рассматривается для назначения заместителем секретаря Постоянной комиссии по вопросам обороны. Так он несколько лет работал в центральных органах власти страны: с января 1953 года – заместитель секретаря Постоянной комиссии по вопросам обороны при Президиуме ЦК КПСС, председателем которой был Маршал Советского Союза Н.А.Булганин. В марте 1953 года, после смерти И.В.Сталина, комиссия была расформирована, а Н.А.Булганин был назначен министром обороны СССР. Несмотря на просьбу П.Г.Котова отпустить его обратно на незанятую должность заместителя начальника ГУК ВМС СССР, Н.А.Булганин назначил его адмиралом для особых поручений – помощником министра обороны СССР по военно-морским вопросам. С февраля 1955 года по март 1957 года он был помощником Н.А.Булганина, ставшего председателем СМ СССР.

Как помощник министра обороны СССР П.Г.Котов видел, что Н.А.Булганин не очень вникал в проблемы флота, а доклады главнокомандующего ВМФ СССР практически не читал и положение дел на флотах не очень знал. П.Г.Котов проявил инициативу, сумел при поддержке главнокомандующего ВМФ СССР Н.Г.Кузнецова организовать ряд поездок Н.А.Булганина на Черноморский флот (в 1953 году), а затем и на Северный флот (в 1954 году), в ходе которых министр многое увидел и принял ряд решений о развитии инфраструктуры флотов. Для их реализации были созданы необходимые строительные мощности.

После поездки в КНР Н.С.Хрущёв, Н.А.Булганин и А.И.Микоян посетили в сопровождении главнокомандующего войсками на Дальнем Востоке Р.Я.Малиновского и главнокомандующего ВМФ СССР Н.Г.Кузнецова Тихоокеанский флот (в 1954 году), побывав в Порт-Артуре (ныне – район Люйшунькоу города Далянь, КНР), Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре, выходили на кораблях в море. Все эти посещения способствовали проявлению большего внимания руководителей партии и правительства к проблемам флота. П.Г.Котов сопровождал Н.А.Булганина во всех таких поездках.

Непростым для П.Г.Котова был период 1954-1955 годов, когда руководство страны рассматривало «Программу военного кораблестроения на период 1956-1965 годов» (ПВК-56). Этот десятилетний план был представлен в СМ СССР 31 марта 1954 года. Рассматривался он на расширенном заседании Президиума ЦК КПСС, но из-за резких возражений Н.С.Хрущёва его утверждение отложили. По настоянию Н.Г.Кузнецова откорректированный проект плана вновь рассматривался на заседании Президиума ЦК КПСС в мае 1955 года. П.Г.Котов был свидетелем острых разногласий между Н.С.Хрущёвым и Н.Г.Кузнецовым. Последний не выдержал, занервничал и стал в резких тонах доказывать, что дальше тянуть с утверждением плана нельзя, так как заводы не знают, что им дальше делать. Н.С.Хрущёв ответил резкостью и закрыл заседание. Решение опять не было принято. А через несколько дней у Н.Г.Кузнецова случился инфаркт.

В конце октября 1955 года произошло трагическое событие: от мощного подводного взрыва на стоянке в Севастопольской бухте утонул линкор «Новороссийск». При этом погибло более 600 человек, включая аварийные партии с других кораблей. Это был тяжелейший удар для ВМФ СССР. Последовали и организационные выводы. Так, Адмирал Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов в декабре 1955 года был освобождён от должности главнокомандующего ВМФ СССР, в феврале 1956 года понижен в звании до вице-адмирала (с формулировкой «за крупные недостатки в руководстве флотами») и уволен с военной службы (с формулировкой «без права работать во флоте»).

В начале января 1956 года С.Г.Горшков был назначен главнокомандующим ВМФ СССР, и всё последующее строительство флота было связано с его именем. В том же году план военного кораблестроения в весьма сокращённом виде был утверждён как семилетний, а потом превратился в пятилетний. В течение 1956-1957 годов был проведён ряд совещаний в Министерстве обороны СССР и правительстве по уточнению задач флота, отработке планов проектирования и строительства кораблей на период 1959-1965 годов.

В этой работе принимал активное участие и Павел Григорьевич Котов, назначенный в марте 1957 года на должность заместителя начальника кораблестроения ВМФ СССР по научно-исследовательской работе. В этой должности он с увлечением и присущей ему энергией включился в работу по обеспечению строительства, испытанию и передаче флотам АПЛ с торпедным оружием, с баллистическими и крылатыми ракетами. Большую часть времени он проводил в Северодвинске, выходил в море на испытания, в том числе баллистических и крылатых ракет.

В 1958 году он в качестве заместителя председателя правительственной комиссии участвовал в испытаниях первой опытной АПЛ проекта 627 «К-3», построенной в Северодвинске на заводе № 402 (ныне – ОАО «ПО «Северное машиностроительное предприятие»). В середине апреля 1958 года заводские швартовые испытания на лодке были успешно завершены, атомные реакторы подготовлены к выходу на мощность. Физический запуск реакторов – выход их на минимально контролируемый уровень мощности, подтверждающий правильность сборки реакторов, – А.П.Александров произвёл заранее, после спуска лодки на воду ещё в сентябре 1957 года.

16 апреля 1958 года в Северодвинск прибыли заместитель председателя СМ СССР Д.Ф.Устинов, главнокомандующий ВМФ СССР С.Г.Горшков и председатель Государственного комитета СМ СССР по судостроению Б.Е.Бутома. Вечером 17 апреля под руководством А.П.Александрова началась ответственная подготовительная работа по выводу реакторов на мощность. В это время на лодке находилось большое число людей: вся правительственная комиссия, экипаж лодки, сдаточная команда завода, специалисты институтов И.В.Курчатова и Н.А.Доллежаля. Энергетики подняли мощность, ввели атомную установку в турбогенераторный режим, дали пар на турбину. Вся установка работала нормально. Дежурный матрос, стоявший на центральном посту, по указанию А.П.Александрова сделал историческую запись в вахтенном журнале: «Впервые в Советском Союзе без угля и мазута на подводной лодке дан пар».

К концу июня швартовые испытания всех систем корабля были закончены, и правительственная комиссия наметила подъём Военно-морского флага СССР на 1 июля, а выход в море на государственные испытания – на 4 июля 1958 года. Правительственная комиссия, учитывая результаты государственных испытаний, подтвердила главные тактико-технические характеристики АПЛ, заложенные в проект: скорость подводного хода с превышением на 1,5 узла, прочность на предельной глубине погружения и плавание на этой глубине. Главное – все убедились, что атомная энергетическая установка (АЭУ) и другие системы отвечают требованиям длительной и надёжной эксплуатации подводной лодки.

1 декабря 1958 года лодка возвратилась на завод для устранения замечаний, вскрытых за период испытаний. Для устранения недостатков зимой 1958-1959 годов она должна была находиться на заводе. Представители промышленности, считая, что все основные характеристики, заданные в проекте лодки, получены, что субмарина опытная, а во время устранения выявленных на испытаниях недостатков экипаж будет осваивать свой подводный корабль, предложили передать лодку флоту в опытную эксплуатацию и подписать соответствующий акт. Военные моряки – члены правительственной комиссии считали это возможным только после устранения всех замечаний комиссии и проверки в море. Однако Д.Ф.Устинов, несмотря на возражения представителей ВМФ СССР, распорядился подписать акт о принятии лодки. И 17 декабря 1958 года приёмный акт был подписан.

Северодвинский завод, заводы-смежники, конструкторские бюро в течение 1959-1960 годов с участием экипажа и представителей военной приёмки весьма добросовестно и в полном объёме выполнили все работы по устранению замечаний правительственной комиссии. Проверки в море в 1959 году подтвердили исправность и работоспособность АЭУ и всех систем лодки. Первая в СССР АПЛ «К-3» по главным характеристикам – мощности атомной установки, скорости хода, глубине погружения – превосходила первую в мире АПЛ, построенную в США в 1954 году.

Программа создания первой АПЛ была возведена в ранг национальной задачи и постоянно контролировалась правительством и политическим руководством страны. Подготовка и обучение состава электромеханической боевой части экипажа, обслуживающего АЭУ, проходили на натурном макете в Обнинске (Калужская область) под непосредственным руководством А.П.Александрова. В создании первенца отечественного атомного флота приняли участие более 130 предприятий и организаций всей страны.

С учётом опыта разработки проекта первой АПЛ СМ СССР принял постановление о создании серийных АПЛ с торпедным вооружением по проекту 627А. В проекте серийные АПЛ сохранили основные технические решения, оборудование, главную энергетическую установку и вооружение, принятое на опытной АПЛ проекта 627. Всего в Северодвинске по проекту 627 была построена одна АПЛ, а по проекту 627А – двенадцать АПЛ (в 1959-1964 годах).

В августе 1958 года инженер-вице-адмирал П.Г.Котов был назначен заместителем начальника кораблестроения и вооружения ВМФ СССР. Это было время, когда Запад переносил основную мощь стратегических ракетно-ядерных сил с континента на просторы Мирового океана. В борьбе за первенство в создании атомных субмарин наша страна не уступала Западу. И это было достигнуто благодаря самоотверженному труду таких людей, как П.Г.Котов. Месяцами он работал в конструкторском бюро, научно-исследовательских институтах, на верфях Северодвинска и Комсомольска-на-Амуре, неделями находился под водой, испытывал АПЛ на прочность, живучесть и манёвренность.

Вторая половина 1960 года для П.Г.Котова снова явилась серьёзным экзаменом. Судостроительный завод № 199 имени Ленинского комсомола (ныне – ОАО «Амурский судостроительный завод») в Комсомольске-на-Амуре строил первую для завода и головную в серии АПЛ проекта 659 «К-45» с крылатыми ракетами П-5 для поражения административных, промышленных, военных объектов и ВМБ, расположенных как на побережье, так и в глубине территории противника. Строительство лодки шло трудно, много было технических и организационных вопросов. Под угрозой был установленный СМ СССР срок сдачи АПЛ в состав флота в 1960 году. По просьбе руководителей Хабаровского края в Комсомольск-на-Амуре были командированы конструкторы и от флота П.Г.Котов. В середине сентября все недоработки были устранены, и АЭУ была подготовлена к пробному пуску, проведённому под руководством А.П.Александрова.

В конце сентября АПЛ в специальном транспортном доке вместе с группой специалистов, в том числе А.П.Александровым и П.Г.Котовым, была переведена в Татарский пролив. Она была выведена из дока и совершила самостоятельное плавание, а затем заводские испытания прошли в Японском море. В ходе испытаний были выявлены серьёзные замечания по технике, на устранение которых ушло немало времени. На государственные испытания лодка вышла только 31 декабря 1960 года, и П.Г.Котов своё 50-летие 3 января 1961 года отметил в море на борту АПЛ. Испытания были завершены только в апреле 1961 года.

Также П.Г.Котов активно участвовал в разработке проекта и строительстве, руководстве со стороны органов военного кораблестроения испытаниями опытной АПЛ проекта 645 «К-27», построенной в Северодвинске на заводе № 402. Она стала первой АПЛ, на которой была использована двухреакторная паропроизводящая установка с жидкометаллическими теплоносителями из сплава свинец-висмут. И предназначалась для нанесения торпедных ударов по боевым кораблям и транспортам противника.

В течение 15 лет службы в высших партийных, военных и правительственных органах власти П.Г.Котов имел возможность общаться и взаимодействовать с выдающимися учёными, конструкторами, руководителями предприятий, видными партийными и государственными деятелями и приобрести бесценный опыт взаимодействия с людьми, государственного подхода при решении крупных вопросов с промышленностью.

В августе 1965 года он был назначен заместителем главнокомандующего ВМФ СССР по кораблестроению и вооружению – начальником кораблестроения и вооружения ВМФ СССР. По должности стал членом Военного совета ВМФ СССР. Занимая высшую инженерную должность во флоте в течение более чем 20 лет, он настойчиво осуществлял техническую политику и реализацию требований флота к проектам новых кораблей, выполнению плана строительства мощного океанского ракетно-ядерного флота страны.

Так в деятельности П.Г.Котова наступил период, когда его вклад в развитие флота стал наиболее существенным и приобрёл государственное значение. Этот период характеризовался развёртыванием строительства кораблей в невиданных ранее в истории страны масштабах. Аналитический ум С.Г.Горшкова эффективно дополнялся исключительной организаторской силой П.Г.Котова. Это проявлялось сначала при формировании программы военного судостроения, а затем в её практической реализации.

Если в формировании идеологии программы военного кораблестроения решающая роль принадлежала С.Г.Горшкову, то жизненную силу практически всем мероприятиям по её выполнению придавали исключительные организаторские способности, энергия и энтузиазм П.Г.Котова. При этом свои взаимоотношения с организациями промышленности, от которых в конечном счёте зависело выполнение программы, он строил на принципе равной заинтересованности учёных, конструкторов и производственников в оснащении флота кораблями, соответствующими современному научно-техническому уровню. Строительство флота стало делом жизни П.Г.Котова, которому он отдавал всего себя.

В те годы на вооружение ВМФ СССР начали поступать корабли нового поколения – атомные ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, которые по своим основным тактико-техническим элементам не уступали подобным кораблям иностранных военных флотов. Началось строительство новейших эскадренных миноносцев проекта 956, ракетных крейсеров проекта 1164, больших противолодочных кораблей проекта 1155, больших десантных кораблей проекта 1174, тяжёлых атомных ракетных крейсеров проекта 1144, тяжёлых авианесущих крейсеров проекта 1143. Одновременно создавались тральщики, катера на подводных крыльях и воздушной подушке, экранопланы и вспомогательные суда обеспечения. Корабли и суда этих типов и сейчас составляют основу ВМФ России.

П.Г.Котов – один из руководителей проектирования, строительства и испытаний атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Постройкой ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667БДРМ и тяжёлых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 941 была завершена крупнейшая в истории подводного военного кораблестроения программа создания подводных ракетоносцев стратегического назначения, более 70 из которых были построены в Северодвинске.

Есть его доля труда и в том, что в 1971 году была достигнута рекордная за всю историю скорость подводного движения – 44,7 узла (АПЛ проекта 661 «К-162»), а в 1984 году – рекордная глубина погружения – 1027 м (АПЛ проекта 685 «К-278»), что осуществлялись походы к Северному полюсу, кругосветные плавания под водой. Немало он сделал и для того, чтобы ракеты, выпущенные из-под воды, пролетев тысячи километров, поражали цель со снайперской точностью. Он отдавал все свои силы и способности, чтобы надёжно защитить интересы страны в Мировом океане.

П.Г.Котов лично был причастен ко многим достижениям отечественного атомного судостроения. Он участвовал в разработке проекта корабля XXI века, на сегодняшний день самого большого в мире действующего неавианесущего ударного боевого корабля, – флагмана Северного флота тяжёлого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий»; шести крупнейших в мире АПЛ, занесённых в Книгу рекордов Гиннесса, – тяжёлых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 941.

Так П.Г.Котов принимал участие в формировании послевоенных программ кораблестроения. Он внёс вклад в создание и организацию серийного строительства важнейших типов кораблей. В результате выполнения планов военного кораблестроения, за реализацию которых непосредственно он отвечал, с середины 1960-х годов до середины 1980-х годов были созданы: устойчивая стратегическая ракетно-ядерная система подводного базирования, что обеспечило достижение стратегического паритета с США; постоянно действующая система борьбы с подводными лодками; система противодействия авианосным соединениям.

Получили дальнейшее развитие надводные силы общего назначения. Были созданы оперативные силы плавучего тыла, способные обеспечить свободу действий кораблей отечественного флота в любых районах Мирового океана. Всего в этот период было построено около 180 АПЛ с баллистическими и крылатыми ракетами и торпедно-реакторным вооружением, 100 крупных надводных кораблей, включая авианесущие и атомные ракетные крейсеры, 500 малых боевых надводных кораблей, 160 тральщиков и 300 вспомогательных кораблей и судов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1980 года «за большие заслуги в деле создания, освоения и развития вооружения и военной техники и в связи с семидесятилетием со дня рождения» Павлу Григорьевичу Котову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

П.Г.Котов обладал высокой и результативной работоспособностью. Все его помыслы и действия были направлены на решение вопросов кораблестроения. Процесс создания корабля, начиная с поиска его облика, проектирования и завершая государственными испытаниями, являлся для него чем-то святым. Он жил этим; не было ни одного случая, чтобы он в служебное время вёл разговоры на отвлечённые темы. Спуск каждого корабля на воду он сравнивал с рождением ребёнка, на спуске крупного корабля или выводе из дока головной атомной подводной лодки старался лично присутствовать.

Он всегда стремился быть в курсе хода испытаний кораблей, пусков ракет. Каждую неудачу на испытаниях он воспринимал близко к сердцу и требовал тщательного расследования причин неудачи и принятия мер. Он имел большой авторитет в ВМФ, среди судостроителей и представителей других отраслей промышленности, к нему относились с большим уважением и доверием главнокомандующий ВМФ СССР С.Г.Горшков, руководители оборонно-промышленного комплекса страны.

В марте 1986 года адмирал П.Г.Котов вышел в отставку. Он стал главным специалистом Научно-технического комитета ВМФ СССР, а позже – Морского научного комитета ВМФ России. В 1990-е годы внимание руководства страны и Министерства обороны к научным исследованиям стало заметно ослабевать, а в последующем объёмы фундаментальных исследований и научно-технических и опытно-конструкторских разработок промышленности в интересах ВМФ существенно сократились. В связи с этим роль и значение комитета постепенно уменьшались.

Однако П.Г.Котов пользовался большим уважением среди флотских кругов других государств. К нему обращались за консультациями. В частности, он консультировал представителей ВМС Республики Индия по вопросам развития флота. Уйдя в отставку в возрасте 75 лет, он продолжал интересоваться ходом строительства кораблей, тяжело переживая результаты перестройки, развал СССР, служению которому он посвятил всю свою жизнь. Он до конца своих дней оставался коммунистом, будучи в рядах партии более 70 лет (член ВКП (б) / КПСС / КПРФ с 1932 года).

Жил в городе-герое Москве. Скончался 12 января 2007 года на 97-м году жизни. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Воинские звания:
инженер-контр-адмирал (3.11.1951),
инженер-вице-адмирал (18.02.1958),
инженер-адмирал (25.10.1967),
адмирал-инженер (18.11.1971),
адмирал (26.04.1984).

Награждён советскими 2 орденами Ленина (6.04.1970, 31.12.1980), орденом Октябрьской Революции (19.02.1986), 3 орденами Красного Знамени (31.03.1946, 3.11.1953, 31.10.1967), орденами Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (28.04.1963), 3 орденами Красной Звезды (31.03.1942, 10.04.1945, 20.06.1949), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975), российским орденом Почёта (31.12.2000), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (3.11.1944), именным кортиком от главнокомандующего ВМФ СССР (2.01.1971), а также иностранными наградами, в том числе орденом «9 сентября 1944 года» 1-й степени с мечами (14.09.1974, НРБ).

Лауреат Ленинской премии (19.04.1974, за работу в области судостроения).

Почётный гражданин Северодвинска (10.06.1980).

25 октября 2011 года Морской кадетской школе города Северодвинска было присвоено имя адмирала П.Г.Котова, а 28 октября 2011 года на фасаде знания школы была открыта мемориальная доска в его честь.

Сочинения:
1. Вклад флотских новаторов // Техника и вооружение. – 1973. – № 7. – С. 36-37.
2. Броневой пояс Ленинграда // Мор. сб. – 1975. – № 5. – С. 75-79.
3. Океанский ракетоносный // Совет. патриот. – 1975. – 27 июля.
4. Боевой технике – неослабное внимание // Мор. сб. – 1975. – № 8. – С. 3-6.
5. На страже морских рубежей // Техника и вооружение. – 1976. – № 7. – С. 1-4.
6. Броневой пояс // Инженерные войска города-фронта. – Ленинград: Лениздат, 1979. – С. 140-143.
7. Военное кораблестроение в Ленинграде в годы Великой Отечественной войны // Краснознамённый Балтийский флот в Великой Отечественной войне 1941-1945: ст. и очерки. – Москва: Наука, 1981. – С. 380-398. – В соавт. с А.К.Усыскиным.
8. Этапы развития советского военного кораблестроения // Военно-истор. журн. – 1982. – № 7. – С. 53-58.
9. Жизнь, отданная флоту: к 80-летию со дня рождения адмирала-инженера Н.Исаченкова // Мор. сб. – 1982. – № 12. – С. 72-73.
10. Техническое творчество военных моряков // Техника и вооружение. – 1984. – № 7. – С. 32-33.
11. Судостроители на защите Ленинграда // На стапелях под огнём: сб. воспоминаний и очерков. – Ленинград: Лениздат, 1986. – С. 5-12.
12. Сражалась и корабельная броня. – Там же. – С. 113-120.
13. Главное дело жизни. – Москва: Курчат. ин-т, 1994. – 32 с.
14. Об авторе // Военное кораблестроение и атомная энергия: записки и размышления. – Москва: Курчат. ин-т, 1996. – С. 7-10.
15. Атомные покоряют глубины: исторические очерки об отечественном атомном подводном флоте // Военно-истор. арх. – 2000. – № 13. – С. 131-191.
16. Как создавался атомный подводный флот Советского Союза. – Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Полигон, 2004. – 544 с. – (Военно-историческая библиотека). – В соавт. с Н.В.Усенко, В.Г.Реданским, В.К.Куличковым.

 

© Биография предоставлена В.С.Смирновым (г. Северодвинск)

    Источники
 Бычевский Б.В. Город-фронт. – 2-е изд., расш. и доп. – Ленинград, 1967.
 Документы Архивного отдела Администрации Северодвинска
 Документы из фондов Северодвинского городского краеведческого музея
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации
 Инженерные войска города-фронта. – Ленинград, 1979.
 Как создавался атомный подводный флот Советского Союза. – Москва, 2004.
 Котов П.Г. Главное дело жизни. – Москва, 1994.
 Краснознамённый Балтийский флот в Великой Отечественной войне 1941-1945. – Москва, 1981.
 Лурье В.М. Адмиралы и генералы ВМФ СССР: 1946-1960. – Москва, 2007.
 На стапелях под огнём: сб. воспоминаний и очерков. – Ленинград, 1986.
 Надводные корабли, суда и подлодки постройки завода № 402 – ПО «Севмаш». – Северодвинск, 2014.
 Некролог в СМИ
 Почётные граждане Северодвинска: биобиблиогр. справ. – Северодвинск, 2014.
 Смирнов В.С. Адмирал и Почётный гражданин. – Северодвинск, 2013.
 Судостроение России: биогр. энцикл. – Москва, 2008.
 Усыскин А.К. Военное кораблестроение и атомная энергия. – Москва, 1996.
 Фото из фондов Северодвинского городского краеведческого музея