Герой Российской Федерации
ВВС: Лётчики-истребители
Апакидзе Тимур Автандилович

Апакидзе Тимур Автандилович – командир 57-й смешанной корабельной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Краснознамённого Северного флота, полковник.

Родился 4 марта 1954 года в городе Тбилиси Грузинской ССР, ныне – Грузия. Грузин. В возрасте одного года переехал с матерью в город Ленинград (ныне – Санкт-Петербург), где рос и учился в школе. После окончания 8-го класса поступил в Ленинградское Нахимовское военно-морское училище.

В 1971 году, накануне окончания училища, нахимовец Т.А. Апакидзе послал телеграмму Главкому ВМФ СССР с просьбой в порядке исключения направить его в лётное училище и дал обязательство вернуться на флот, на что получил согласие Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова.

С 1971 года – в Вооружённых Силах СССР. В том же 1971 году он становится курсантом Ейского высшего военного авиационного училища лётчиков (ЕВВАУЛ) имени В.М. Комарова. В 1975 году по окончании ЕВВАУЛ лейтенант Т.А. Апакидзе назначен лётчиком в 846-й отдельный гвардейский морской штурмовой авиационный полк имени В.П. Чкалова ВВС Балтийского флота. К 1983 году майор Т.А. Апакидзе уже был заместителем командира по лётной подготовке этого полка. В годы службы на Балтике он создал из лётчиков группу обучения карате, полагая, что воин даже и без оружия в любой ситуации должен уметь постоять за себя. С 1983 года – на учёбе в академии.

В 1986 году окончил Военно-морскую академию имени А.А. Гречко, по окончании которой он был направлен в город Николаев Украинской ССР (ныне – Украина) на должность командира 100-го корабельного истребительного авиационного полка Центра боевого применения морской авиации. Затем в той же должности служил в городе Саки Крымской области.

К концу 1980-х – началу 1990-х годов Т.А.Апакидзе – один из лучших лётчиков ВМФ СССР: он первым из строевых лётчиков 26 сентября 1991 года выполнил посадку корабельного истребителя Су-27К (Су-33) на палубу тяжёлого авианесущего крейсера (ТАКР) «Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов». Всего совершил более трёхсот посадок на палубу днём, ночью, а также ночью в сложных метеоусловиях Заполярья. Он фактически стал родоначальником современной корабельной авиации России. А до этого, 11 июля 1991 года, в ходе программы испытаний одной из первых серийных машин этого типа (проходившей тогда под условным наименованием Т-10К-8) произошёл частичный отказ систем управления. По приказу с земли Т.А. Апакидзе покинул самолёт, однако потом неоднократно признавался, что «не может себе простить того, что не смог спасти истребитель».

На момент распада СССР в 1991 году полковник Т.А. Апакидзе служил в должности начальника воздушно-огневой и тактической подготовки Центра боевого применения морской авиации (Саки, Крым). Отказался принимать украинскую присягу, а также отклонил предложение возглавить ВВС Грузии. «Присягают только один раз», – заявил он и вместе с лётчиками полка и его Боевым Знаменем улетел в Североморск. На Краснознамённом Северном флоте, куда с Чёрного моря перебазировался ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов», Т.А. Апакидзе в 1992 году был назначен сначала начальником воздушно-огневой и тактической подготовки, а в том же году – командиром единственного в России 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (Североморск-3). С марта 1993 года – заместитель командира, а с ноября 1994 года – командир 57-й смешанной корабельной авиационной дивизии ВВС Краснознамённого Северного флота.

Указом Президента Российской Федерации («закрытым») от 17 августа 1995 года за мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новой авиационной техники, полковнику Апакидзе Тимуру Автандиловичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».

В конце 1995 года командир дивизии Т.А. Апакидзе добился для ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов» выхода в Средиземное море на боевую службу. За время похода, завершившегося в марте 1996 года, лётчики совершили 2500 посадок на палубу. Сам командир садился до семи раз в день, не щадя себя, показывая пример другим. Но после 1996 года интенсивность полётов, несмотря на всю энергию Т.А. Апакидзе, снизилась. С этого времени единственный российский авианесущий крейсер выходил в море на 2-3 недели в год для учебно-тренировочных полётов. А затем выходы в море вообще прекратились. Палубных лётчиков на нём осталось не более пятнадцати.

Осенью 1997 года генерал-майор Т.А. Апакидзе и несколько его подчинённых научились выполнять «кобру Пугачёва» и «колокол» – приёмы, не предусмотренные никакими нормативными документами и относящиеся к так называемому нестандартному боевому маневрированию. До них эти приёмы не выполнял ни один строевой лётчик ВВС России.

В 1998 году Т.А. Апакидзе был направлен на учёбу в Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, которую окончил в 2000 году. С 2000 года – заместитель командующего по лётной подготовке авиации ВМФ России. Но, получив высокую должность и будучи генерал-майором, Т.А. Апакидзе продолжал летать. Он гордился тем, что за время службы на ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов» не погиб ни один пилот, и высказался так: «Я готов каждый метр его палубы целовать за то, что за столько лет он не забрал у нас ни одного лётчика. Теряем людей в основном на земле».

Освоил 13 типов самолётов, имел налёт в 3850 часов, выполнил 283 посадки на палубы кораблей.

Трагически погиб 17 июля 2001 года во время воздушного праздника в честь 85-летия создания Морской авиации ВМФ России на аэродроме Центра боевого применения и переучивания личного состава морской авиации в городе Остров Псковской области. Генерал-майор Т.А. Апакидзе на истребителе Су-33, как всегда, с фантастическим блеском выполнил свою пилотажную программу. При выполнении сложного манёвра захода на посадку возникли технические неполадки самолёта, с земли было видно, что машина вышла из повиновения. Генерал-майор Т.А. Апакидзе не стал катапультироваться, хотя два раза получал команду от руководителя полётами. Видимо, до последней секунды пилот старался спасти самолёт: до посадочной полосы ему не хватило 3 километров.

Палубный Су-33 упал рядом с животноводческой фермой близ деревни Черепягино. На земле никто не пострадал. При столкновении с землёй лётчика выбросило из кабины самолёта, он получил множественные переломы. По дороге в больницу Т.А. Апакидзе скончался. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (участок 4).

Генерал-майор (15.12.1995). Награждён орденом «За личное мужество» (06.05.1993), советским орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (1988), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (1982).

Заслуженный военный лётчик Российской Федерации (18.08.1994). Военный лётчик-снайпер.

Имя Т.А. Апакидзе присвоено одной из улиц города Остров Псковской области (она находится в микрорайоне, где живут авиаторы Центра боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации). На месте падения истребителя, которым пилотировал Т.А. Апакидзе, установлен памятный знак и заложена часовня. В июле 2003 года на главной площади города Североморск был открыт памятник – бронзовый бюст Героя России генерал-майора Тимура Апакидзе (скульптор Пётр Абарин). Его имя присвоено улице, на которой он жил в гарнизоне «Североморск-3» (ЗАТО город Североморск Мурманской области). Мемориальные доски установлены в Североморске-3 на доме, где он жил, в городах Калининград и Саки. Именем Героя названа средняя общеобразовательная школа № 57 в Мурманске. В Мурманске проводится турнир по карате памяти Т.А. Апакидзе. Бюст Героя установлен на Аллее Героев в посёлке Новофёдоровка Сакского района (Крым).

4 марта 2002 года посмертно удостоен медали № 1 и премии имени дважды Героя Советского Союза Б.Ф.Сафонова, учреждённой Международной общественной организацией бывших военнослужащих «Марс – Меркурий», которой по согласованию с командованием Морской авиацией ВМФ РФ ежегодно награждается лучший лётчик Морской авиации ВМФ за укрепление её боевой мощи и высокое лётное мастерство.


Источники:
Вязин Р. "Тимур Апакидзе" - "Сыны Отечества", № 8, август 2001 г.;
Дандыкин В. "Полторы секунды и вся жизнь" - "Красная Звезда" от 25.08.2001 г.;
Данилин А. Вручение медали имени Б.Ф. Сафонова - "Морской сборник", 2002, № 4, с. 18.;
Птичкин С. "Откуда "ухи" растут?" - "Российская газета" № 141 (2753) от 26 июля 2001 г.
Фролов А. "Рыцарь неба". - "Советская Россия" № 83 (12128) от 19 июля 2001 г.

Биографию подготовил: Уфаркин Николай Васильевич (1955-2011)

Источники

Сорокажердьев В.В. Они служили в Заполярье. – Мурманск, 2009.