Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Webalta

Андронов Анатолий Васильевич

 
Андронов Анатолий Васильевич
13.03.1951 -
Герой Российской Федерации


    Даты указов
1. 16.01.1998 Медаль № 430


Андронов Анатолий Васильевич – заместитель начальника испытательного центра 929-го Государственного лётно-испытательного центра Министерства обороны Российской Федерации, полковник.

Родился 13 марта 1951 года в городе Щёлково (посёлок Чкаловский) Московской области. Русский. Из семьи офицера, полковника, участника Великой Отечественной войны. В 1962 году семья переехала по новому месту службы отца в город Ахтубинск Астраханской области. Окончил среднюю школу № 6 в Ахтубинске в 1968 году.

В Советской Армии с августа 1968 года. В 1972 окончил Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков. Служил в 75-м отдельном смешанном авиационном полку обеспечения Государственного Краснознамённого Научно-испытательного института Военно-воздушных сил в г.Ахтубинске Астраханской области в должностях: с декабря 1972 года - помощник командира корабля, с июня 1977 года – заместитель командира авиационного отряда, с августа 1979 года - командир авиационного отряда.

В 1981 окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей ВВС (Ахтубинск), и в том же 1981 году окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе (Ахтубинский филиал).

На лётно-испытательной работе в Государственном Краснознамённом Научно-испытательном институте ВВС (Чкаловский филиал): с февраля 1982 года - лётчик-испытатель 1-й авиационно-испытательной эскадрильи; с декабря 1986 года - заместитель командира этой эскадрильи; с января 1990 года - командир этой эскадрильи; с апреля 1991 года - заместитель начальника 4-го научно- испытательного управления; с сентября 1992 года - начальник 4-го научно-испытательного управления; с апреля 1997 года - заместитель начальника Испытательного центра(аэродром Чкаловский).

Специалист по испытаниям тяжелой авиационной техники, прежде всего – военно-транспортных самолётов и самолётов специального назначения. В качестве ведущего лётчика-испытателя проводил государственные летные испытания тяжелого военно-транспортного самолёта Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрия» (крупнейший в мире транспортный самолёт), воздушного реанимационно- анестезиологического комплекса Ил-76МД «Скальпель», воздушного пункта управления войсками Ил- 86-65с, спортивно-акробатического самолёта Су-26, оперативно-тактического военно- транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70.

За период лётно-испытательной работы совершил 1478 испытательных полётов, освоил свыше 40 типов самолётов, в том числе Ан-12, Ан-22, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-32, Ан-70, Ан-72, Ан-74, Ан-124, Ан-225, Ил-14, Ил-18, Ил-76, Ил-80, Ил-82, Ил-86, Ту-16, Ту-104, Ту-134, Ту-154, Як- 40, Як-50, Як-52, Як-55, Л-29, Л-39, МиГ-21, Л-410, Су-26. Общий налёт составляет 7300 часов. Выполнил свыше 60 испытательных работ.

В мае-июне 1980 года выполнял полеты в Афганистан в целях обеспечения испытаний опытной авиационной техники в боевых условиях и выполнения специальных заданий командования.

Особенно много страниц биографии А.Андронова связано с одним из лучших военно-транспортных самолётов мира Ан-124 «Руслан», В декабре 1990 года на самолете Ан-124 участвовал в кругосветном перелёте через Северный и Южный полюса Земли. В ходе этого перелёта продолжительностью 72 часа 26 минут были установлены 7 мировых и 10 всесоюзных авиационных рекордов. В условиях фактически начавшегося распада СССР этот уникальный полёт остался практически незамеченным в родной стране, но в мировых СМИ получил широкое освещение. Также выполнил испытательный полет на десантирование с самолёта Ан-124 100 тонн груза (4 платформы по 25 тонн) «цугом» с высоты 600 метров при ручном управлении самолётом.

Ещё один уникальный эксперимент, не имеющий аналогов в мировой практике - дозаправка в воздухе самолета Ил-86-65с, когда была перекачена от танкера 51 тонна топлива без расстыковки в течение 31 минуты на максимально допустимой высоте полета 8000 метров.

В начале 1996 года на самолете Ан-124 выполнил шесть полётов в Заполярье, производя посадки на грунтовый аэродром Тенкеле, имеющий длину взлётно-посадочной полосы 1600 метров (для взлёта Ан-124 необходима бетонная полоса в 3000 метров) для доставки запасов оловянного концентрата на Новосибирский оловокомбинат (вывоз обычно принятым речным способом в тот год был невозможен из-за паралича речного транспорта в Сибири). По действиям Андронова в этих широтах была написана методика для полётов военно-транспортной авиации в условиях Арктики и выполнения посадок на грунтовые аэродромы.

В 1991 году была совершена Антарктическая экспедиция по доставке грузов зимовщикам станций «Молодёжная», «Восток» и «Ново-Лазаревская». В ходе этой экспедиции в аэропорту Кейптауна (ЮАР) при выполнении взлёта перед отрывом самолета от ВПП лопнул масляный трубопровод перегруженного Ил-76МД. В таких случаях лётчик обязан немедленно выключить неисправный двигатель, но делать это было нельзя из-за недостаточной высоты для пролета над препятствиями по курсу взлета. В чрезвычайной ситуации А.В. Андронов сумел набрать безопасную высоту, выключил двигатель и, выработав за 3 часа топливо, успешно произвел посадку на том же аэродроме. Грамотные действия позволили сохранить авиационную технику и продолжить экспедицию, в ходе которой был выполнен полёт на антарктическую станцию «Восток» в центральную часть Антарктиды, где выполнил беспарашютное десантирование платформы с грузами с предельно малой высоты в 5 метров. Особую сложность в выполнение этого задания добавляло то обстоятельство, что станция «Восток» находится на высоте в 3488 метров над уровнем моря.

В 1996 – 1997 годах по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации работал в ОКБ имени О.К. Антонова на Украине, ведущий летчик-испытатель тактического военно-транспортного самолёта Ан-70. Во время первого испытательного полёта 22 апреля 1997 года на высоте 2500 метров произошла внезапная потеря управления самолётом, машина начала терять высоту. В критической обстановке экипаж произвёл восстановление управлением самолётом по аварийному контуру. Действуя совместно и слаженно с А.Галуненко, пилоты выполнили имитацию посадки в воздухе на высоте 1000 метров, а затем и реальную посадку с использованием системы аварийного гидродистанционного управления, на которой никто в СССР и в постсоветских странах ранее не садился. Опытный экземпляр нового самолёта был спасён.

За мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники, указом Президента Российской Федерации от 16 января 1998 года полковнику Андронову Анатолию Васильевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

С 31 августа 2001 года полковник А.В. Андронов – в запасе.

Живёт в городе Щёлково Московской области. Окончил Российскую академию государственной службы при Президенте России в 2001 году. В настоящее время работает в Испытательном центре: ведущий инженер по испытаниям, старший научный сотрудник. С 2009 года - депутат Щелковского районного совета депутатов от партии «Единая Россия», председатель комиссии по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения. Активно занимается общественной деятельностью, член правления и помощник заместителя председателя Клуба Героев и полных кавалеров ордена Славы города Москвы и Московской области.

Кандидат технических наук (16.10.2014).

Полковник (17.08.1988). Награждён советскими орденами «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й (6.08.1991) и 3-й (3.03.1987) степеней, российским орденом «За военные заслуги» (20.07.1996), медалями, иностранной наградой - орденом «За мужество» 3-й степени (Украина, 20.09.1997).

Лётчик-испытатель 1-го класса.

Составитель биографии сердечно благодарит Героя Российской Федерации А.В. Андронова за предоставленные информацию и фотоматериалы.

 

Биография предоставлена Антоном Бочаровым

    Источники
 Свидетельство родных или самого Героя