Герой Социалистического Труда
Производство: Авиастроение
Антонов Олег Константинович

Антонов Олег Константинович

07.02.1906 - 04.04.1984

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.02.1966

Медаль № 10811

Орден Ленина № 338318

Антонов Олег Константинович – генеральный конструктор Опытного завода №473 Министерства авиационной промышленности СССР.

Родился 25 января (7 февраля) 1906 года в деревне Троица Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии (ныне в составе Троицкого административного округа Москвы). Русский. С 1912 года жил в городе Саратов. В 1922 году окончил школу.

С 1923 года работал ответственным секретарём планерной секции при Саратовском губернском отделе Общества друзей Воздушного Флота. Сконструировал и построил учебные планеры ОКА-1 «Голубь» и ОКА-2.

В 1925 году поступил на отделение гидроавиации корабельного факультета Ленинградского политехнического института, где стал секретарём технического комитета планерной секции Ленинградского аэроклуба. Сконструировал и построил учебные планеры ОКА-3 и «Стандарт». В 1930 году окончил Ленинградский политехнический институт.

С января 1931 – начальник Центрального бюро планерных конструкций Осоавиахима. Сконструировал учебные планеры «Стандарт-2» (ОКА-5), ОКА-7, УС-1 (ОКА-8) и УС-2 (ОКА-9), планер-паритель «Город Ленина».

В 1932-1938 – главный конструктор Тушинского планерного завода. В этой должности сконструировал планеры-парители РФ-5, РФ-6, РФ-7, учебные планеры УС-3, УС-4, УС-5, УС-6, ПС-1, ПС-2, БС-3, БС-4, БС-5, М-1, М-2, М-3, М-4, М-5, М-6, экспериментальные планеры РЭ-1, РЭ-2, РЭ-3, РЭ-4, РЭ-5, РЭ-6, РФ-1, РФ-2, РФ-3, РФ-4, ИП-1, ИП-2, БА-1, «6 условий» и ДИП, экспериментальный мотопланер ЛЕМ-2.

В 1938-1940 годах работал ведущим инженером в ОКБ А.С.Яковлева. Под его непосредственным руководством был разработан пассажирский самолёт Я-19.

В 1940-1941 – главный конструктор авиазавода №23 (город Ленинград, ныне Санкт-Петербург). Построил самолёт связи ОКА-38 (копия немецкого самолёта Физелер Fi-156 «Шторх»). Весной 1941 года назначен главным конструктором авиационного завода в городе Каунас (Литва), где должен был наладить серийный выпуск самолёта ОКА-38. Работа над внедрением самолёта в серию была прервана начавшейся Великой Отечественной войной.

В июне-июле 1941 – главный инженер Планерного управления Наркомата авиационной промышленности СССР. С июля 1941 – главный конструктор планерного авиазавода (город Москва, с осени 1941 года в эвакуации в городе Тюмень). Сконструировал и построил десантный планер А-7, двухместный учебный планер А-2, планер А-40 «Крылатый танк» (предназначенный для перевозки танка по воздуху). Планер А-7 во время Великой Отечественной войны широко использовался для снабжения партизан, за что О.К.Антонов был награждён медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.

В январе 1943 – мае 1946 – заместитель главного конструктора ОКБ А.С.Яковлева. Одновременно в 1945-1946 годах был директором Филиала ОКБ на авиазаводе №153 (город Новосибирск). Участвовал в модернизации истребителей Як-7, Як-9 и Як-3.

С мая 1946 – главный конструктор Опытно-конструкторского бюро по гражданским и транспортным самолётам в Новосибирске. В эти годы сконструировал самолёты Ан-2, Ан-6, планер-паритель А-9, двухместный планер-паритель А-10. Многоцелевой самолёт Ан-2, совершивший первый полёт в 1947 году, стал лучшим в мире бипланом и летает до сих пор.

Летом 1952 года ОКБ О.К.Антонова было переведено в Киев и получило наименование ОКБ-473 (в 1965-1966 годах – Опытный завод №473, с апреля 1966 года – Киевский механический завод, в настоящее время – АНТК имени О.К.Антонова). В 1962 году О.К.Антонов назначен Генеральным конструктором ОКБ. За годы его руководства в ОКБ были сконструированы и построены: транспортные самолёты Ан-8, Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан-26 и Ан-32; пассажирские самолёты Ан-10, Ан-14 «Пчёлка» и Ан-24; реактивные транспортные самолёты Ан-72 и Ан-124 «Руслан»; многоцелевые самолёты Ан-3 и Ан-28; планеры А-11, А-13 и А-15.

Самолёт Ан-22 «Антей» до сих пор является самым грузоподъёмным в мире турбовинтовым самолётом (поднимает до 100 тонн груза), а самолёт Ан-124 «Руслан» являлся для своего времени самым грузоподъёмным реактивным самолётом (поднимает до 170 тонн груза). На самолётах, разработанных под непосредственным руководством О.К.Антонова, установлено 244 мировых авиационных рекорда. Среди преимуществ самолётов ОКБ О.К.Антонова профессионалы признают возможность взлёта с малых аэродромов, способность перевозить крупногабаритную тяжёлую технику, высокую манёвренность, относительную дешевизну и экономичность.

За большие успехи в конструировании новой авиационной техники и в связи с 60-летием со дня рождения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 февраля 1966 года Антонову Олегу Константиновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина.

Одновременно с конструкторской работой с 1977 года был заведующим кафедрой конструкций самолётов Харьковского авиационного института.

Член Центрального Комитета Компартии Украины с 1960 года. Депутат Верховного Совета СССР 5-11-го созывов (с 1958 года).

Жил в Киеве. Умер 4 апреля 1984 года. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Академик Академии наук СССР с 1981 года, академик Академии наук Украинской ССР с 1967 года (член-корреспондент с 1960 года), заслуженный деятель науки и техники Украинской ССР (1976), доктор технических наук (1960), профессор (1978).

Награждён 3 орденами Ленина (12.07.1957; 5.02.1966; 3.04.1975), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Отечественной войны 1-й степени (2.07.1945), Трудового Красного Знамени (2.11.1944), медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени (31.08.1944), другими медалями, польскими орденами Возрождения Польши 3-й степени (197..) и Заслуг перед ПНР 3-й степени (4.03.1981).

Лауреат Ленинской премии (1962, за создание самолёта Ан-12), Сталинской премии 2-й степени (1952, за создание самолёта Ан-2), Государственной премии Украинской ССР (1976, за создание самолёта Ан-24). Удостоен Золотой медали имени А.Н.Туполева Академии наук СССР (1983).

В Киеве на доме, в котором жил О.К.Антонов, установлена мемориальная доска, а на территории авиационного научно-технического комплекса, носящего его имя, – памятник. Его именем названы улицы в Киеве и Саратове, а также Центральный аэроклуб Украины и школы в Киеве и Саратове.

Сочинения:
Простейшие модели планеров из бумаги. Саратов, 1924;
Зачем нам нужны планеры? Саратов, 1924;
Простейшая модель планера из бумаги. М., 1925;
Зачем нам нужны планеры? 2-е издание. Саратов, 1925;
Теория полёта на планере. М., 1933;
Техническое описание планеров УС-3 и ПС-1. М., 1933;
Планеризм – в массы. М., 1933;
Техническое описание планеров УС-3 и ПС-1. 2-е издание. М., 1934;
Техническое описание и эксплуатация планеров УС-4 и ПС-2. М., 1936 (с А.Шашабриным);
Краткое техническое описание и инструкция по сборке и разборке планера УС-6. М., 1938;
На крыльях из дерева и полотна. М., 1962;
Для всех и для себя. М., 1965;
Десять раз сначала. М., 1969;
Десять раз сначала (на украинском языке). Киев, 1973;
Десять раз сначала. 2-е издание. Киев, 1978;
Десять раз сначала. 3-е издание. Киев, 1981;
Планеры и самолёты. Киев, 1990.


 

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Герои Социалистического Труда: биобиблиогр. слов. Т.2. – Москва, 2008.

Захарченко В.Д. Антонов. М., 1996

Пономарёв А.Н. Покорители неба. М.: Воениздат, 1980

Пономарёв А.Н. Советские авиационные конструкторы. Москва, 1990.

Шелест И.И. С крыла на крыло. М., 1977