Герой Социалистического Труда
Рыбопромысловая промышленность
Горбачёв Анатолий Ильич

Горбачёв Анатолий Ильич

17.02.1935 - 18.11.1993

Герой Социалистического Труда

Даты указов

19.08.1988

Медаль № 20927

Орден Ленина № 459922

Горбачёв Анатолий Ильич – капитан-директор большого морозильного рыболовного траулера «Виктор Миронов» Архангельского производственного объединения рыбной промышленности Министерства рыбного хозяйства СССР.

Родился 17 февраля 1935 года в деревне Кянда Онежского района Северного края (ныне – Архангельской области). Русский. Отец работал председателем рыбкоопа, а затем председателем колхоза, мать трудилась в колхозе. Рано связал свою судьбу с морем: выходил с отцом на промысел, работал зуйком-юнгой, а потом матросом.

Окончив 7 классов школы, поступил в 1950 году в Архангельскую мореходную рыбопромысловую школу Министерства рыбного хозяйства СССР по специальности «судовождение». Учился хорошо, в процессе учёбы, на плавпрактике, будучи на РТ-83 «Северный» матросом, хорошо познал вкус рыбацкого труда. После окончания в 1953 году мореходной школы зачислен матросом на рыболовный траулер РТ-91 «Пинагор». С набором плавценза получил диплом штурмана малого плавания.

В июне 1954 года назначен третьим штурманом на РТ-91 «Пинагор», а в октябре 1956 года переведён вторым помощником на РТ-88 «Печорец». С мая 1957 года – старший помощник РТ-232 «Приморск», с сентября того же года – РТ-88 «Печорец». На этом траулере Анатолий Ильич под руководством опытнейшего и старейшего капитана Архатралфлота А. Ф. Пяткова прошёл путь по всем ступенькам. Он осваивал науку судоводителя-промысловика, перенимал опыт и практические знания старших командиров. В 1958–1959 годах прошёл обучение в школе усовершенствования командного состава, после чего ещё в течение трёх лет продолжал работать старпомом на «Печорце». В 1962 году вступил в КПСС.

С 1962 года получил назначение капитаном рыболовного траулера – на тот момент самым молодым в траловом флоте. Работал на РТ-88 «Печорец» (1962), РТ-325 «Мозырь» (1962–1963), РТ-115 «Мезень» (1963–1968). Его экипажи вошли в число передовых. За успешную работу на промысле в 1966 году капитан был награждён медалью «За трудовое отличие». В этот период поступил учиться на заочное отделение в Архангельский морской рыбопромышленный техникум (АМРТ) и в 1968 году окончил его, получив среднее специальное образование и диплом техника-судоводителя. Кроме судовождения, приходилось изучать поисковые и электрорадионавигационные приборы, пути миграции рыб, гидрологию и течения, промысловое дело – технику и тактику лова разных пород рыб и многое другое.

В апреле 1968 года А. И. Горбачёв перешёл на большие морозильные рыболовные траулеры (БМРТ), став сперва старшим помощником капитана БМРТ-444 «Оленегорск», а в феврале 1969 года – капитан-директором БМРТ-418 «Кильдин». Пройдя двухмесячные курсы повышения квалификации при АМРТ, в 1970 году возглавил экипаж БМРТ-446 «Онекотан». На крупнотоннажных судах освоил новые районы и объекты лова в разных районах Мирового океана. Ему удавалось добиться стабильности экипажа, что было главным залогом успешных рейсов при любом промысле, в любом районе. Периодически, когда требовала производственная необходимость, возвращался капитаном на рыболовные траулеры: РТ-196 «Кировобад», РТ-163 «Волга», РТ-166 «Тифон» (1970), РТ-67 «Баку».

В сентябре 1970 года принял новопостроенный БМРТ-119 «Певек» (тип «Алтай»). Нелегко было осваивать новый дизель-электроход с новым механическим оборудованием, сложными автоматическими устройствами и приборами. «Алтаи» имели конструктивные недостатки, но архангельские рыбаки сумели «довести их до ума» и прекрасно работали в разных районах промысла, на многих объектах лова. На траулере сложился дружный, работоспособный коллектив, которому под силу были любые поставленные руководством флота задачи.

Капитан-директор добился главного – постоянства командного состава, сумел правильно сориентироваться в условиях работы с сокращённым экипажем, умело распределить обязанности между членами экипажа. На вверенных ему судах было развёрнуто движение наставничества по обучению молодых рыбаков передовым методам труда, по овладению ими смежных специальностей. На «Певеке», например, они осваивали более совершенные тралы для облова скумбрии, ставриды, путассу. Его экипаж одним из первых испытал в действии новые линии и машины на обработке рыбы, а также поисковые приборы. Экипаж «Певека» первым на флоте поддержал инициативу «Пятилетке эффективности и качества – рабочую гарантию!» БМРТ «Певек» принадлежит рекорд по валовому объёму вылова рыбы.

Судно работало безаварийно в любых условиях плавания и промысла. Освоили работу пелагическими тралами, причём капитан сам внёс немало изменений в их конструкцию и чертежи, добиваясь наибольшего вылова. Продукция выпускалась только отличного и хорошего качества. За пять лет работы на этом судне план добычи рыбы был выполнен на 133,9 процента; при плане 33 082 тонны добыто 40 307 тонн рыбы. За годы девятой пятилетки (1970–1975) рыбаки траулера добыли дополнительно около ста тысяч центнеров сырца, выполнив пятилетний план по добыче рыбы на 121,8 процента, по выпуску готовой продукции – на 145,6 процента.

В 1976 году был достигнут рекордный вылов рыбы по Северному бассейну – 156 466 центнеров, что составило 119,5 процента от плана. План по выпуску готовой продукции выполнен на 176,6 процента. Сортность повышена на 0,6 процента. Себестоимость одного центнера продукции снижена на 57 копеек. Это означало, что каждый рыбак «Певека» выловил в 1976 году 1519 центнеров при плане 1270, рост производительности труда составил 19,6 процента и дал прибыль 19,7 тысяч рублей при плане 5,1 тысяч рублей. Социалистическое обязательство 1976 года – выработать сверх плана продукции на сумму 420 тысяч рублей – выполнено на 141,3 процента.

За успешную работу в море и освоение новых промысловых районов капитан-директор БМРТ «Певек» А. И. Горбачёв в 1977 году награждён орденом Трудового Красного Знамени, ему присвоено звание «Отличник социалистического соревнования рыбной промышленности СССР».

Задание десятой пятилетки (1976–1980) коллектив выполнил в апреле 1979 года.

Без отрыва от производства Анатолий Ильич в 1973 году поступил и 1983 году окончил Ленинградское высшее инженерно-морское училище им. С. О. Макарова, получив высшее образование и диплом инженера-судоводителя.

Всё новое и передовое, применяемое на «Певеке», А. И. Горбачёв перенёс на БМРТ-26 «Виктор Миронов» (тип «Иван Бочков»), который он принял в 1984 году в Гданьске (Польша). И на новом траулере вместе с экипажем капитан-директор успешно совершенствовал орудия и методы лова. Весь период работы на флоте он много занимался общественной, комсомольской и партийной работой. Пользовался среди моряков, их семей и работников берега заслуженным уважением и авторитетом.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1988 года за достижение наивысших результатов в выполнении планов и социалистических обязательств по добыче рыбы и производству рыбной продукции на основе внедрения эффективных методов лова, новых форм организации труда и проявленный при этом трудовой героизм Горбачёву Анатолию Ильичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Анатолий Ильич вёл исследовательскую работу по изучению поведения рыб, скопления косяков, изучению приливо-отливных течений и использованию их для обеспечения высоких уловов. Он являлся автором многих усовершенствований в технике и технологии промысла, конструкции тралов.

Избирался депутатом Архангельского областного Совета народных депутатов.

В 1990 году вышел на заслуженный отдых. Жил в Архангельске. Времена в 1990-х годах в стране и на предприятии были трудные: все накопления, созданные за десятилетия тяжелейшего труда рыбака в море в длительных рейсах, пропали и пенсии на жизнь не хватало. В 1993 году решил снова поработать, вернулся в тралфлот на ремонт судов типа БМРТ на Фарерских островах. Положение у тралфлота в те годы было очень сложным, а тут ещё в ходе ремонта траулера произошёл конфликт с генеральным директором Архтралфлота. Заслуженный и очень ответственный капитан, отдавший флоту десятки лет работы в море и на берегу, тяжело переживал всё произошедшее, испытал тяжёлую стрессовую ситуацию, закончившуюся печальным исходом. По приходе траулера после ремонта в Архангельск Анатолий Ильич скончался прямо на борту судна 18 ноября 1993 года.

Похоронен на Жаровихинском кладбище в Архангельске.

Награждён орденами Ленина (19.08.1988), Октябрьской Революции (15.04.1982), Трудового Красного Знамени (12.05.1977), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (07.07.1966). Награждён также Почётной грамотой Верховного Совета СССР (1970), Почётной грамотой Министерства рыбного хозяйства СССР (1987), знаками «Отличник социалистического соревнования рыбной промышленности СССР» (1965, 1977), «Победитель социалистического соревнования» (1974, 1975, 1976, 1977, 1980). Имел звания «Лучший по профессии» (1972), «Ветеран Архангельского тралового флота» (1974).

Лауреат Государственной премии СССР (1979).

Имя Героя носит рыболовное судно тралового флота. В деревне Кянда, где он родился, установлена мемориальная доска.



Использованы материалы и фотографии Музея боевой и трудовой славы Архангельского тралового флота. Редколлегия сайта выражает признательность Роману Юденкову (город Архангельск) за предоставление биографических материалов.


 

Биографию подготовил: © Виталий Смирнов (г. Северодвинск)

Источники

Гордость твоя, Поморье! – Архангельск, 2005.

Личное дело