Горегляд Алексей Адамович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 220
Орден Ленина № 54675
Горегляд Алексей Адамович - первый заместитель народного комиссара танковой промышленности СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы, город Москва.
Родился 17 (30) марта 1905 года на станции Новосокольники Великолукского уезда Псковской губернии, ныне город Псковской области. Русский. Сын рабочего-железнодорожника.
Трудовую деятельность начал в 1920 году инструктором Учпрофсожа Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. Окончил Великолукский техникум путей сообщения в 1924 году. С 1924 работал помощником машиниста паровоза в Великолукском паровозном депо, с 1925 года - слесарем, бригадиром, мастером паровозоремонтного завода имени Макса Гельца в Великих Луках.
С ноября 1927 по сентябрь 1928 года служил на срочной службе в Красной Армии.
С сентября 1928 года - инженер технического отдела службы тяги Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги в Москве. С мая 1930 года - член бюро Центрального Комитета профсоюза автотракторной, авиационной и автомобильной промышленности. С сентября 1934 года - ответственный секретарь Центрального Комитета профсоюза автомобильной промышленности СССР. С апреля 1935 года - ответственный контролёр группы тяжёлой промышленности партийной комиссии при ЦК ВКП(б). Окончил вечернее отделение Московского высшего технического училища имени Н.Э. Баумана в 1936 году.
В сентябре 1938 года выдвинут из партийного аппарата на руководящую работу в промышленности. В сентябре 1938 года назначен начальником 8-го Главного управления Народного комиссариата оборонной промышленности СССР. Этот главк отвечал за работу танковой промышленности СССР. С сентября 1939 года - заместитель народного комиссара среднего машиностроения СССР, отвечал за выпуск дизельных двигателей, в том числе и для танков.
С началом Великой Отечественной войны руководил эвакуацией заводов наркомата из областей, находящихся под угрозой захвата врагом. С целью максимальной концентрации всех ресурсов производства танков в сентябре 1941 года был создан Народный комиссариат танковой промышленности СССР, в котором Горегляд был назначен заместителем народного комиссара. Одновременно с октября 1941 года - представитель народного комиссара на Сталинградском тракторном заводе с правами директора завода. Возглавлял производство на заводе вплоть до прорыва врага к заводу. С сентября 1942 по февраль 1943 года - уполномоченный Государственного комитета обороны СССР на Кировском танковом заводе в Челябинске.
В 1943 году отозван в Москву и назначен первым заместителем Народного комиссара танковой промышленности СССР, а также назначается начальником только что созданного Главного управления по ремонту танков (ГУРТ) в составе этого наркомата. Вместе с народным комиссаром танковой промышленности В.А.Малышевым Горегляд выполнил титаническую работу, обеспечив непрерывный рост выпуска танков и САУ при их непрерывной модернизации и освоения производства новейших видов вооружения. Под руководством Горегляда ГУРТ в 1943-1945 годах произвёл ремонт свыше 200 тысяч танков.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года за выдающиеся заслуги в деле организации производства самолётов, танков, моторов, вооружения и боеприпасов, а также за создание и освоение новых образцов боевой техники и обеспечение ими Красной Армии и Военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны генерал-лейтенанту инженерно-танковой службы Горегляду Алексею Адамовичу присвоено звание Героя Социалистического Tруда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С 1945 года - первый заместитель Народного комиссара транспортного машиностроения СССР. С 19 марта 1946 года - Министр судостроительной промышленности СССР, член бюро по машиностроению и судостроению при Совете Министров СССР. Отвечал за создание мощного океанского Военно-морского флота СССР. Однако грандиозная программа строительства флота не была выполнена из-за громадного ущерба, нанесённого войной судостроительной промышленности СССР. По тем же причинам не удалось выполнить и сокращенную программу. Это отразилось на судьбе А.А. Горегляда: 10 января 1950 года он был снят с поста министра и стал директором Ленинградского судостроительного завода имени А.А. Жданова.
Впрочем, вскоре после смерти И.В. Сталина выдающийся руководитель промышленности вновь был возвращён на высокие государственные посты: с февраля 1954 года - заместитель Министра морского и речного флота СССР, с сентября 1954 года - заместитель Министра морского флота СССР, с мая 1955 года - первый заместитель Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, с мая 1959 года - Председатель Государственного научно-экономического совета Совета Министров СССР. В 1963-1973 годах - заместитель Председателя Госплана СССР. С августа 1973 года - персональный пенсионер союзного значения.
Член ВКП(б)/КПСС c 1930 г. Депутат Верховного Совета СССР 7-8 созывов (1966-1974). Член Центральной ревизионной комиссии КПСС в 1966-1976 г.
Жил в городе Москве. Умер 30 марта 1986 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы (участок 10).
Генерал-майор инженерно-танковой службы (21.01.1945).
Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы (19.04.1945).
Награждён 4 орденами Ленина (8.02.1942, 24.01.1944, 16.09.1945, 29.03.1965), орденами Октябрьской Революции (24.05.1971), Суворова 2-й степени (19.04.1945), 2 орденами Трудового Красного Знамени (20.01.1943, 28.03.1975), орденами Красной Звезды (5.06.1942), Дружбы народов (29.03.1985), медалями.
Мемориальная доска установлена в городе Великие Луки Псковской области на здании техникума железнодорожного транспорта имени К. С. Заслонова, где он учился.
Биографию подготовил:
Доценко В.Д. Морской биографический словарь. ‒ Санкт-Петербург, 1995.
Судостроение России: биогр. энцикл. – Москва, 2008.