Малышев Вячеслав Александрович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 196
Орден Ленина № 19034
Малышев Вячеслав Александрович - Народный комиссар танковой промышленности СССР, генерал-лейтенант инженерно-танковой службы, город Москва.
Родился 3 (16) декабря 1902 года в городе Усть-Сысольск Вологодской губернии, ныне город Сыктывкар - столица Республики Коми. Русский. Сын учителя. В 1904 году семья переехала в город Великие Луки Псковской губернии.
С 1918 года работал помощником и секретарём народного суда в городе Великие Луки. Окончил железнодорожный техникум в городе Великие Луки в 1924 году. С 1924 года работал помощником машиниста паровоза, машинистом паровоза в депо на станции Подмосковное Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги.
В 1926-1927 годах служил в Красной Армии: секретарь партийного бюро батальонной школы, политрук стрелковой команды. В ноябре 1927 года демобилизован в вернулся машинистом в депо станции Подмосковная, затем - дежурный по депо. С сентября 1928 года - машинист тепловоза (самая современная по тем временам техника) в железнодорожном депо станции Люблино (Москва). В июле 1930 года направлен на учёбу.
В 1934 году окончил Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана, в качестве дипломной работы представив проект мощного магистрального тепловоза. Распределён на Коломенский паровозостроительный завод имени В.В. Куйбышева. Работал на этом заводе с сентября 1934 года конструктором, заместителем начальника особого сектора конструкторского бюро, заместителем главного конструктора завода, заместителем начальника и начальником дизельного цеха, главным инженером завода, с мая 1938 года - директором завода.
В феврале 1939 года – октябре 1940 года - Народный комиссар тяжелого машиностроения СССР, в его ведении находилась и вся танковая промышленность Советского Союза. В октябре 1940 года назначен заместителем Председателя Совета Народных Комиссаров СССР (был им до мая 1944 года) и Народным комиссаром среднего машиностроения СССР (по сентябрь 1941 года).
В годы Великой Отечественной войны с сентября 1941 года по август 1942 года и после короткого перерыва с июня 1943 года по октябрь 1945 года был Народным комиссаром танковой промышленности СССР. На этих постах проделал поистине титаническую работу по развертыванию танкостроения и организации серийного производства танков и другой бронетехники на Урале.
Одновременно курировал и танковые конструкторские бюро. Добился уверенного количественного и качественного роста выпускаемых танков. Поддерживал внедрение передовых методов в производство, организовал тесную связь промышленности с наукой и с военными для устранения всех выявленных недостатков и внедрения необходимых улучшений в конструкцию машин. За годы войны советская танковая промышленность произвела 102 тысячи танков и самоходных артиллерийских установок, более чем вдвое превысив танковое производство Германии с учётом промышленности порабощенных европейских
стран.
В июле - августе 1942 года В.А. Малышев находился в командировке в Сталинграде для организации
эвакуации танкового завода. Выполнил труднейшее поручение, проявил при этом мужество во время бомбардировок города и при прорыве гитлеровских войск на его окраины.
"За выдающиеся заслуги в деле организации производства танков и артиллерийских самоходных установок, а также в освоении новых типов боевых машин и оснащении ими Красной Армии" указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1944 года генерал-лейтенанту инженерно-танковой службы Малышеву Вячеславу Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Tруда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".
Во всех воспоминания людей, работавших с Малышевым, красной нитью проходят указания на его невероятную работоспособность, выдающиеся организаторские качества, исключительный профессионализм и компетентность во всех вопросах вверенного ему дела. Как выдающегося организатора
промышленности его очень высоко ценил И.В. Сталин. За время войны Малышев 107 раз вызывался в кабинет Сталина для решения важнейших вопросов оборонной отрасли. Чаше его вызывались только некоторые члены Политбюро ЦК ВКП(б) и никто из наркомов, не бывших членами Политбюро.
Видимо, благодаря своим высоким организаторским качествам, после Победы Малышев не был оттеснен на вторые роли, как большинство народных комиссаров военного времени. Более того, он направлялся на самые ответственные участки работы.
С октября 1945 года - Hародный комиссар транспортного машиностроения СССР (с марта 1946 года - Министр). В декабре 1947 года вторично назначен заместителем Председателя Совета Министров СССР (работал на этом посту по март 1953 года). Привлечён к руководящей работе по "атомному проекту" СССР, много сделал для ускорения создания атомного оружия державы: с декабря 1945 года он входит в состав Инженерно-технического совета Спецкомитета при Совнаркоме СССР. С апреля 1946 года — член Научно-технического совета Первого Главного управления при Совете Министров СССР. Возглавлял в этом Совете секцию по обогащению урана-235, обеспечивал координацию и контроль работы НИИ, КБ, машиностроительных и других предприятий
страны, участвовавших в создании промышленного производства по получению урана-235 высоких обогащений.
С января 1948 года одновременно - Председатель Государственного Комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство. В январе 1950 года назначен Министром
судостроительной промышленности СССР, направлен на этот пост для реализации амбициозной программы И.В. Сталина по созданию мощного надводного океанского флота СССР. С октября 1952 года - член Президиума ЦК КПСС (так тогда именовалось Политбюро ЦК КПСС), где курировал тяжёлую и оборонную промышленность.
В марте 1953 года, после смерти И.В. Сталина, был снят с постов заместителя Председателя Совета Министров СССР и члена Президиума ЦК КПСС, назначен министром транспортного и тяжёлого машиностроения СССР.
Но уже в июне 1953 года назначен министром среднего машиностроения СССР (по февраль 1955 года). Под этим безликим наименованием скрывалась вся атомная промышленность СССР, включая добычу и переработку сырья для отрасли, производство ядерных вооружений, организация испытаний ядерного оружия, строительство атомных реакторов и атомного ледокольного и подводного флотов СССР.
Занимая этот пост в трудный период становления отрасли и будучи первым советским "атомным министром", Малышев сумел добиться выдающихся результатов. Также в декабре 1953 годa его в третий раз назначают заместителем Председателя Совета Министров СССР (по февраль 1955 года).
В мае 1955 года назначен председателем Государственного Комитета СССР по новой технике. На этом посту его основной задачей стало создание ракетно-космической отрасли СССР. В декабре 1956
года одновременно он становится первым заместителем Председателя Государственной экономической комиссии по текущему планированию народного хозяйства СССР - министром СССР.
Член ВКП(б)/КПСС с 1926 года. В 1939-1957 годах - член ЦК ВПК(б)/КПСС. С октября 1952 по март 1953 года - член Президиума ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 1-4 созывов (1937-1957).
Скончался 20 февраля 1957 года в Москве от рака. Причиной болезни стала большая доза радиации, полученная Малышевым на испытаниях первой советской термоядерной бомбы в 1953 году,
где он тогда был председателем Государственной комиссии. Урна с прахом В.А. Малышева захоронена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.
Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы (5.08.1944).
Генерал-полковник инженерно-танковой службы (19.04.1945).
Награждён 4 орденами Ленина (15.04.1939, 5.06.1942, 5.08.1944, 15.12.1952), орденами Суворова 1-й степени (16.09.1945), Кутузова 1-й степени (19.04.1945), медалями "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда", другими медалями.
Лауреат двух Сталинских премий СССР (в т.ч. 1951).
Имя Героя присвоено Харьковскому заводу транспортного машиностроения, улицам во многих городах бывшего СССР. Бюсты В.А.Малышева установлены перед зданием завода в городе Харьков (Украина), на мемориале его имени в Сыктывкаре. Мемориальные доски установлена на зданиях Великолукского техникума железнодорожного транспорта имени К.С. Заслонова (Псковская область), Коломенского тепловозостроительного завода и на улице его имени в Коломне (Московская область).
Биографию подготовил:
Абрамов А.С. У Кремлёвской стены. - Изд. 7-е, доп. - М.: Политиздат, 1987.
Атомное оружие России. Биографическая энциклопедия. Москва, 2012.
Гарнюк С.Д. Совет Народных Комиссаров СССР. Совет Министров СССР. 1923-1991. – Москва, 1999.
Герои атомного проекта. – Саров, 2005.
Зенькович Н.А. Самые закрытые люди. Энциклопедия биографий. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002
Ивкин В.И. Государственная власть СССР. 1923-1991. – Москва, 1999.
Космонавтика и ракетостроение России. Биографическая энциклопедия. Москва, 2011.
Машиностроители России. Биографическая энциклопедия. Москва, 2010.
Политбюро, Оргбюро, Секретариат ЦК РКП(б) - ВКП(б) - КПСС. М., 1990.
Судостроение России: биогр. энцикл. – Москва, 2008.
Чалмаев В. Малышев. ЖЗЛ. Москва, 1981.