Баренбойм Исаак Юлисович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 164
Орден Ленина № 16290
Баренбойм Исаак Юлисович – командир мостовосстановительного отряда №3 Управления военно-восстановительных работ №3 Воронежского фронта, инженер-майор.
Родился 8 (21) октября 1910 года в городе Вознесенск Херсонской губернии, ныне Николаевской области Украины. Из семьи служащего. Еврей.
С 1926 года учился в Одесском судостроительном училище, затем в Одесском строительном институте по специальности «строительство дорог и мостов». После окончания института с 1930 года работал в Донбассе (город Сталино, ныне Донецк) начальником службы пути городских железных дорог. В начале 1930-х годов один год служил в инженерных войсках РККА. Затем переехал в Киев, где работал в Киевском тресте гидротехнических работ инженером-проектантом, начальником строительства набережной 9 Января.
В 1938 году назначен начальником строительства уникального сооружения – подводного туннеля через Днепр. Строительство было прервано в начале Великой Отечественной войны, все сооружения были взорваны, а готовый участок туннеля затоплен.
В Красной Армии – с 27 июля 1941 года. Из работников строительства был сформирован мостовосстановительный отряд №2 Народного комиссариата путей сообщения СССР, начальником которого назначен военинженер 2-го ранга И. Ю. Баренбойм. Отряд действовал в интересах Юго-Западного фронта.
В январе 1942 года было сформировано Управление военно-восстановительных и заградительных работ №3 (УВВР-3), которое отвечало за все работы по строительству и восстановлению железнодорожных магистралей в полосе Южного и Юго-Западного фронтов. Мостоотряд № 2 был включен в него в полном составе и в 1942 году в кратчайшие сроки восстановил разбомблённый мост через реку Оскол, затем – паромную железнодорожную переправу в Астрахани.
В ходе зимнего наступления советских войск в январе 1943 году мостоотряду было поручено выполнение приказа Государственного Комитета Обороны о восстановлении железнодорожного моста через Дон у хутора Ложки (Калачёвский район Сталинградской, ныне Волгоградской области). Мост был восстановлен в двухмесячный срок, но в первый же день подвергся массированному налёту вражеской авиации. В результате прямых попаданий рухнули два пролёта протяжённостью свыше 300 метров, погибло более 90 бойцов. Баренбойм возглавил работы по восстановлению моста и в 16 дней он был вновь восстановлен. Вскоре руководил восстановлением разрушенного железнодорожного моста через реку Северский Донец у города Белая Калитва (Ростовская область). В ходе Курской битвы во главе мостоотряда работал над восстановлением магистрали Белгород – Харьков, в том числе взорванного моста через реку Лопать. В сентябре 1943 года мостоотряд №2 в считаные дни восстановил мост через реку Ворксла у Полтавы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени инженер-майору Баренбойму Исааку Юлисовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В разгар битвы за Днепр в начале ноября 1943 года УВВР-3 генерала П. А. Кабанова получил приказ соорудить в 20-дневный срок железнодорожный мост через Днепр для обеспечения войск Воронежского фронта. Начальником самого сложного участка строительства был назначен Баренбойм. Мост был построен за 14 суток. Затем мостоотряд №2 участвовал в сооружении высоководного Дарницкого и Подольского железнодорожных мостов через Днепр в Киеве. В составе УВВР-3 командир мостоотряда №2 Баренбойм воевал до конца войны.
Сразу после Победы полковник И. Ю. Баренбойм был демобилизован и вернулся вместе с мостоотрядом в Киев, зачислен в Наркомат путей сообщения СССР. Ему было присвоено специальное персональное звание «генерал-директор пути и строительства II ранга» в 1945 году. В 1946 году назначен управляющим строительством Дарницкого железнодорожного моста в Киеве. Там им был впервые применён метод «слепых» гидронамывочных работ.
С 1950 года до конца жизни работал управляющим «Мостотрестом-1» в Киеве. Превратил эту организацию в крупнейшую мостостроительную организацию СССР. Им была создана школа украинских мостостроителей, получившая не только общесоюзное, но и мировое признание. Руководил строительством уникального цельносварного моста имени академика Е. О. Патона в Киеве, строительством ещё трёх железнодорожных и одного метромоста через Днепр. Всего «Мостотрест-1» под руководством И. Ю. Баренбойма соорудил около 3 тысяч искусственных сооружений (железнодорожных и автомобильных мостов, путепроводов, подземных переходов, транспортных многоуровневых развязок и т.д.).
Жил в Киеве. Скоропостижно скончался 27 августа 1984 года. Похоронен на Байковом кладбище Киева.
Награждён 2 орденами Ленина (05.11.1943; 29.07.1945), орденами Октябрьской Революции (07.05.1971), Красного Знамени (29.04.1943), Отечественной войны 1-й степени (13.09.1943), 2 орденами Отечественной войны 2-й степени (30.08.1944; 11.03.1985*), орденами Трудового Красного Знамени (09.08.1958), Дружбы народов (10.05.1977), Красной Звезды (13.04.1943), медалями, а также знаком «Почётному железнодорожнику».
Лауреат Сталинской премии 1-й степени (1948). Лауреат премии Совета Министров СССР (1966). Кандидат технических наук (1965). Заслуженный строитель Украинской ССР (1963).
Именем Героя названа улица в Киеве.
_____
* Награждение этим орденом было произведено в 1987 году несмотря на то, что к тому времени И. Ю. Баренбойма более двух лет не было в живых.
Биографию подготовил:
Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001
Документы на сайте «Подвиг народа»