Базаров Иван Фёдорович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 1074
Базаров Иван Фёдорович - командир эскадрильи 247-го истребительного авиационного полка 203-й истребительной авиационной дивизии 1-го штурмового авиационного корпуса 5-й воздушной армии Степного фронта, капитан.
Родился 31 декабря 1916 года в селе Саломатино ныне Камышинского района Волгоградской области в крестьянской семье. Русский. Окончил 7 классов неполной средней школы, фабрично-заводское училище, Сталинградский аэроклуб, активно занимался спортом. Работал разметчиком на заводе в Сталинграде.
Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.
В Красной Армии с 1938 года. В 1940 году окончил Сталинградское военное авиационное училище. Участник Великой Отечественной войны с её первого дня. Сражался на Южном, а позднее - на Степном фронте. Летал на именном самолёте "Саратовский Волгарь".
Командир эскадрильи 247-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, Степной фронт) капитан Иван Базаров к августу 1943 года совершил 342 успешных боевых вылета, в 69 воздушных боях сбил 12 вражеских самолётов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Базарову Ивану Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1074).
Пал смертью храбрых в воздушном бою 22 ноября 1943 года. Похоронен в селе Лозоватка Криворожского района Днепропетровской области Украины.
Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, медалями.
Село Грузское (близ Лозоватки, где покоится прах И.Ф. Базарова) переименовано в Базарово. Там же установлен памятный знак Герою и обелиск на месте падения самолета. На здании бассейна центрального стадиона в городе-герое Волгограде на мемориальной доске с именами спортсменов, погибших в боях за Родину, есть и фамилия Ивана Базарова. На улице Баррикадной, на фасаде здания бывшего Волгоградского областного комитета ДОСААФ (ныне РОСТО), 6 ноября 1967 года была торжественно открыта гранитная мемориальная доска с именами лётчиков – воспитанников Сталинградского аэроклуба имени Н.С. Хользунова, удостоенных звания Героя Советского Союза за выдающиеся подвиги в боях при защите социалистической Родины, первым среди которых значится Базаров И.Ф.
18 сентября 1942 года восемь истребителей под руководством командира полка Федосеева вылетели на боевое задание, сопровождая шесть бомбардировщиков, следовавших на уничтожение вражеских позиций под Каховкой. Когда возвращались обратно, группу наших самолётов встретили немецкие «мессершмитты» — восемь МЕ-109. Этот самолёт был сильным противником. Он имел высокую скорость и обладал большой маневренностью, при этом был хорошо оснащён вооружением.
Ситуация складывалась нешуточная. Тем не менее командир приказал всей группе воздержаться от атаки на «мессеры». Это дало возможность гитлеровцам начать атаку раньше. Невыгодное по сравнению с противником положение поставило советских лётчиков в трудное положение. Две четвёрки советских истребителей держались компактно, маневрировали, поддерживая друг друга. В первой же атаке нашим лётчикам удалось подбить один «мессершмитт». Это сразу отрезвило фашистов. Они начали маневрировать, перестраиваться, пытаясь сохранить складывающееся позиционное преимущество.
Несколькими атаками немецкие лётчики старались отсечь самолёт Базарова от основной группы, но безуспешно. Советские асы предприняли контратаку, и загорелся ещё один МЕ-109. Фашисты между тем словно вошли в азарт. Они попытались собрать свою группу истребителей в кулак и снова броситься в атаку.
Бой был неравным и изнурительным. Гитлеровцы пытались частью своих сил оторвать наши истребители от прикрываемых бомбардировщиков, чтобы подвергнуть их ударам. Но наши лётчики не приняли навязываемую тактическую схему, понимая, чем это грозит. Они несли полную ответственность за прикрываемые самолёты и вынуждены были держаться вблизи от них. Таким образом, советским лётчикам-истребителям приходилось выполнять двойную задачу: атаковать противника и
одновременно охранять свои бомбардировщики.
Эта схватка была трудной. Попытки немцев прорваться к нашим бомбардировщикам стоили гитлеровцам четырёх подбитых машин.
В одном из ожесточённых боев в районе Арабатского залива погиб однокурсник Ивана Базарова. Звали его Евгений Прокурота. Евгений повторил подвиг многих лётчиков Великой Отечественной войны — пошёл на таран фашистского самолёта и уничтожил его: обломки обеих машин долго после этого лежали на льду Азовского моря.
На похоронах товарища Иван Базаров дал клятву мстить врагу, не давая ему никакой пощады. Он отвечал на смерть боевых товарищей стремительными атаками на противника, уничтожением фашистских стервятников. А ещё он мстил врагу за гибель советских бойцов и мирного населения, за слезы матерей, жён, сестёр, маленьких детей. В тот период Родина оценила вклад лётчика в борьбу против фашистских захватчиков: командир звена лейтенант Иван Фёдорович Базаров 21 февраля 1942 года был награждён первым орденом Красного Знамени. К этому времени он сбил три самолёта противника, совершил около ста боевых вылетов.
Весной 1942 года Базаров назначается командиром группы только что прибывших на аэродром ЯКов. Вот что гласит одна из записей в журнале боевых действий полка:
«9 мая 1942 года группами из 6 и 8 самолётов ЯК-1 лётчики полка сопровождали штурмовиков в районы Балка Чёрная и Балка Песчаная. Воздух был буквально насыщен истребителями противника. Приходилось вести бои с превосходящими в 3—4 раза силами и только мужество, хладнокровие, выдержка и умение, проявленные в воздушных боях, привели к победе. В этот день полком сбито 12 самолётов противника без собственных потерь».
Но затем в одной из схваток был повреждён и самолёт Базарова. Приземление оказалось неудачным, при ударе лётчик потерял сознание. Раненного, обессиленного, боевые друзья вытащили его из кабины и отправили в госпиталь. Но там он пробыл недолго. Подлечившись, попросился на выписку. Друзья-однополчане встречали лейтенанта сердечно. Рассказывали о последних фронтовых новостях, о том, какой урон несут фашистские стервятники.
Спустя время состоялась передислокация полка в район Севастополя, и сразу — в бой. К этому времени, проведя несколько воздушных схваток, Иван Базаров сбил шесть самолётов противника и два повредил, за что был награждён вторым по счету орденом Красного Знамени. Он уничтожал врага в небе под Ворошиловградом, под Ростовом-на-Дону.
Вскоре Иван Фёдорович Базаров принял твёрдое решение вступить в партию. Получая партбилет, лейтенант Красной Армии сказал: «Пока бьётся моё сердце, пока беснуются на советской земле фашисты, буду бить захватчиков. Все силы отдам, если потребуется, и жизнь свою не пожалею в борьбе с врагом».
В тылу между тем собирали для фронта тёплую одежду, продукты, денежные средства. Очень много собранных денег направлялось на строительство танков, самолётов. Вскоре и Базаров сел за штурвал именного самолёта, который был назван «Саратовский волгарь». Иван Фёдорович получил повышение по службе — приказом по округу от 16 февраля 1943 года капитан Базаров получил назначение на должность командира эскадрильи.
Утром 5 июля 1943 года лётчики первой эскадрильи под командованием И.Ф. Базарова заняли места в кабинах. Была поставлена задача — уничтожить бомбардировщики противника, летавшие по направлению к нашим позициям под Курском. Предстояло принимать участие не только в воздушных боях, но и нанести сокрушительный удар по восьми немецким аэродромам. В воздух поднялись почти одновременно 350 советских самолётов. Это была беспримерная боевая операция, вошедшая в историю Великой Отечественной войны.
После объявления этой операции, сопровождая наши штурмовики, капитан Базаров вступил в бой с четырьмя ФВ-190 и двумя МЕ-109, имея в своей группе лишь три ЯК-1. Отважный лётчик в первой же атаке сбил один вражеский самолёт. Штурмовики выполнили задание и вернулись обратно без потерь. Этот бой был показателен тем, что самолёты ФВ-190 появились у немцев недавно. В короткие часы передышек советские лётчики много внимания уделяли изучению этого истребителя и вскоре хорошо знали его сильные и слабые стороны. Выяснилось, например, что преимущество в вооружении и очень незначительное превосходство в скорости над ЯКами гитлеровцы не могут полностью реализовывать, поскольку «Яковлевы» явно превосходят «Фокке-Вульфа» в маневренности. Это преимущество советские лётчики с успехом использовали затем практически во всех воздушных боях с немцами.
12 июля 1943 года в районе Прохоровки началось ожесточённое танковое сражение. Навстречу друг другу двигались армады стальных бронемашин. Поэтому перед лётчиками стояла задача — уничтожать танки противника ещё до того, как они выйдут на линию огня. Один из боев в небе над Прохоровкой с участием капитана И. Ф. Базарова описан в «Истории 247-го истребительного авиационного полка» так «16 июля 1943 года двенадцать самолётов ЯК-1, ведомые капитаном Базаровым, сопровождали группу ИЛ-2 для удара по мотомехчастям противника севернее Белгорода. При подходе к линии фронта были встречены десять МЕ-109. В тот же момент к нашей линии фронта подходили три группы Ю-87 — 50 самолётов в сопровождении двенадцати МЕ-109. Шестёрка истребителей под командованием капитана Базарова связали воздушным боем девять МЕ-109, идущих впереди «юнкерсов». После первой атаки бой перешёл на вертикаль... ЯКи наносили удары сверху, сзади... Строй «юнкерсов» был разбит, и выполнение их задания было сорвано...»
На Белгородском направлении авиаэскадрилья Базарова сделала 350 вылетов, провела 56 воздушных боев, сбила 23 и подбила два вражеских самолета. Командир эскадрильи с начала Курской битвы уничтожил шесть самолётов противника.
7 августа 1943 года командир 247-го истребительного авиационного полка подполковник Кутихин направил в штаб 203-й авиационной дивизии наградной лист, в котором говорилось: «За умелое командование авиаэскадрильей, за лично сбитые двенадцать самолётов противника достоин присвоения звания Героя Советского Союза». А вскоре Иван Фёдорович Базаров был награждён третьим орденом Красного Знамени.
В своей книге «Командир атакует первым» В. М. Шевчук писал: «Базаров точно знал, что он делает сейчас и что будет делать в бою через минуту, откуда зайдёт на «мессер», с какой дальности начнёт стрелять по «юнкерсу». Стеснительный, скромный парень, в воздухе он действовал решительно, настойчиво, отважно...
К сожалению, светлого Дня Победы капитану Базарову увидеть было не суждено. Он погиб. Как же это случилось? Четыре истребителя ЯК-1 под командованием Героя Советского Союза капитана Базарова над вражеской территорией вступили в бой с двумя группами истребителей противника, в состав которой входило до двенадцати самолётов ФВ-190 и МЕ-109. В первой атаке он сбил истребитель противника и поджёг второй. Но не успел уйти от удара внезапно появившейся новой группы в составе четырёх ФВ-190. Пушечной очередью истребитель капитана Базарова был подбит. Самолёт упал возле села Грузское недалеко от Кривого Рога на Украине.
В газете «Баррикады» А. Рябец так описывал этот эпизод: «Случилось вот что. Войдя в крутой вираж, капитан Базаров на миг увернулся от прицельной очереди и вдруг почувствовал, как словно плетью стегануло по самолёту, по его телу. На мгновение он потерял сознание и пришёл в себя, когда, войдя в штопор, неуправляемый ЯК мчался к земле. С трудом перевёл машину в горизонтальный полет. Сознание мутилось. Лётчик видел, как набухает на груди кровью комбинезон.
Запах гари заполнил кабину.
— Прыгать нельзя, времени слишком мало. Горю. Надо садиться на выпущенных...
— Все, самолёт...
Но одновременно перед самым носом появилось несколько приземистых хат. Последним усилием перетянул свой ЯК через крыши и, выпустив шасси, Базаров приземлился на вспаханном поле...
Очевидцы падения самолёта — женщины все же сумели вытащить его из кабины окровавленного, без сознания, но из близлежащей посадки появившиеся на двух мотоциклах немцы пулемётной очередью разогнали спасателей Базарова.
Жители хутора видели, как фашисты окружили лётчика, сорвали награды, надругались над советским воином, пиная бездыханное тело Героя. Забрали документы».
Из книги В.Шамаева "За право жить".
В тылу между тем собирали для фронта тёплую одежду, продукты, денежные средства. Очень много собранных денег направлялось на строительство танков, самолётов. Вскоре и Базаров сел за штурвал именного самолёта, который был назван «Саратовский волгарь». Иван Фёдорович получил повышение по службе — приказом по округу от 16 февраля 1943 года капитан Базаров получил назначение на должность командира эскадрильи.Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Герои-волгоградцы. Волгоград, 1967
Калинин В.В., Макаренко Д.Г. Герои подвигов на Харьковщине. - Харьков, 1970
Шамаев В.М. За право жить. Камышин 2002