Куликов Сергей Иванович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 766
Куликов Сергей Иванович — штурман звена 2-го гвардейского авиационного полка 3-й авиационной дивизии Авиации дальнего действия, гвардии майор.
Родился 3 июля 1913 года в городе Санкт-Петербурге в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1941 года. Образование неполное среднее. Окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Работал слесарем на фабрике «Красный Октябрь».
В Красной Армии с 1932 года. Окончил военную школу имени К.Е.Ворошилова в 1933 году и военную школу лётчиков-наблюдателей.
Участник боёв с японскими милитаристами в районе озера Хасан в 1938 и Советско-финляндской войны 1939–1940 годов. На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1941 года.
Штурман авиационного звена Куликов летал в экипаже прославленного лётчика А.И.Молодчего. В лётный экипаж входили ещё стрелок-радист А.Ф.Панфилов и воздушный стрелок А.И.Васильев.
Первый боевой вылет авиаторы совершили на вражеский гарнизон в городе Демянске. Куликов проложил по карте маршрут, командир точно вышел на цель и сбросил бомбы. Первое задание было выполнено.
После десятка полётов днём начали летать за линию фронта и ночью. К октябрю 1941 года бомбами было уничтожено много гитлеровских солдат и офицеров, взорвано складов боеприпасов, бензохранилищ, немало подожжено железнодорожных эшелонов, разрушено переправ и мостов. Молодчий стал Героем Советского Союза, Куликов был награждён орденом Ленина. Ордена получили и стрелки экипажа.
Боевая работа продолжалась непрерывно. Вскоре экипаж освоил более совершенный самолёт — бомбардировщик Ил-4. На нём был совершён дальний полёт на Кёнигсберг. У линии фронта на высоте более 7000 метров их встретили грозовые облака. Несколько раз пришлось менять курс и высоту. Но пробить слой кучевых облаков не удавалось. Так и шли в облаках: попали в сильный снегопад. Несмотря ни на что, Куликов точно вывел самолёт на Кёнигсберг и нанёс удар по врагу.
Полёт от цели снова проходил в облаках, в снегопад, в болтанку. Поднялись до 8000 метров. Начало сказываться кислородное голодание. Наконец, сели в Клину. Экипаж пробыл в воздухе 9 часов 22 минуты, из них свыше 7 часов — в облаках.
В начале июля 1942 года сложное и ответственное задание получили экипажи 3-й авиадивизии АДД. На подступах к Дону необходимо было отыскать и уничтожить замаскированную немецкую базу горючего. Экипаж Куликова уверенно вышел на цель. Сделав несколько кругов, сбросили осветительные авиабомбы. Стало светло как днём. Отыскав запрятанную в складках местности, тщательно замаскированную базу горючего, легли на боевой курс. Сброшена первая серия авиабомб. Вспышки, взрывы, затем опять темно. Штурману Куликову, однако, удалось уточнить местонахождение ёмкостей с горючим. Следует новый заход на цель. На этот раз у гитлеровцев не выдерживают нервы, и они открывают бешеный огонь. Но уже поздно — бомбовый удар пришёлся точно! На земле взметнулся столб пламени. Экипаж-лидер доразведал замаскированную цель и поджёг её. А тем временем к объекту подошла ударная группа наших самолётов.
Как зафиксировал фотоконтроль и подтвердила партизанская разведка, экипажи 3-й авиадивизии взорвали несколько больших ёмкостей и сожгли до 400 бочек с ГСМ. Неприятельская база, снабжавшая фашистские танки горючим, прекратила своё существование.
11 июля 1942 года экипаж штурмана Куликова действовал в качестве лидера при налёте на железнодорожный узел Брянск. Хорошо осветив цель зажигательными САБами и уничтожив вражеский эшелон фугасными авиабомбами, он обеспечил лётчикам части условия для эффективного удара по важным целям. В результате успешного бомбометания были разрушены выходные стрелки железнодорожного узла. Но при выполнении задания самолёт-лидер, принявший на себя весь зенитный огонь, получил более 60 пробоин и был подбит. Машина плохо слушалась рулей, лётчику с большим трудом удавалось удерживать её в горизонтальном полёте. И тем не менее Молодчий успешно довел повреждённый корабль до своего аэродрома.
Трудным был полёт на бомбардирование Берлина. Перед линией фронта самолёт вошёл в облака. К Берлину Куликов вывел экипаж первым. Заслышав гул самолёта, на земле включили зенитные прожекторы. Штурман Куликов вывел самолёт на боевой курс. Ещё несколько мгновений, и он нажал кнопку бомбосбрасывателя. Серия мощных фугасных бомб отделилась от самолёта и устремилась вниз. Теперь там сразу всё пришло в движение. Сотни прожекторов включились и начали лихорадочно шарить в небе, вспышки снарядов гроздьями повисли вокруг самолёта. Экипажу никогда еще не приходилось подвергаться такому обстрелу. 14 минут летели сквозь огонь врага.
Через девять с половиной часов пребывания в воздухе экипаж Куликова возвратился на свою базу...
В период контрнаступления Советской Армии под Сталинградом гвардейский полк дальних бомбардировщиков, в котором служил С.И.Куликов, активно помогал нашим наземным войскам, нанося удары по резервам, железным дорогам и аэродромам противника. Экипаж Куликова в то время совершал по 2 боевых вылета в ночь.
Штурман звена 2-го гвардейского авиационного полка гвардии майор Куликов к сентябрю 1942 совершил 146 боевых вылетов (из них 124 ночью) на бомбардировку скоплений войск противника, железнодорожных узлов, военно-промышленных объектов, а также крупных политических центров в глубоком тылу противника. Нанёс врагу большой урон в живой силе и боевой технике. 190 тысяч километров пролетел самолёт Куликова над территорией врага, свыше 200 тонн бомб сбросил он на его различные военные и промышленные объекты.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии майору Куликову Сергею Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В 1943 году С.И.Куликов был отозван в Москву и назначен на должность старшего штурмана-инспектора АДД. Он бывал во многих авиационных частях с инспекторскими проверками, лично производил показательные полёты, разбирал с лётным составом тактические, боевые новшества, следил за графиками выучки нового пополнения, за поддержанием в боевом строю самолётного парка АДД, перегонкой и вводом в строй новых самолётов и выполнял много других обязанностей. На этой должности пробыл до конца войны.
Осенью 1943 года С.И.Куликов инспектировал штурманов, назначенных в экипажи самолётов, перевозивших советскую делегацию на Тегеранскую конференцию глав государств антигитлеровской коалиции.
С 1945 года гвардии подполковник С.И.Куликов — в запасе. Жил и работал в городе Москве. Умер 26 марта 1953 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (участок 20).
Награждён 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная... — М.: ООО «Дельта НБ», 2004
Ушаков С.Ф. В интересах всех фронтов. ВИМО. М. 1982.