Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Заворызгин Борис Сергеевич

Заворызгин Борис Сергеевич

11.03.1921 - 03.01.2003

Герой Советского Союза

Даты указов

23.02.1945

Медаль № 6250

Заворызгин Борис Сергеевич - помощник командира по воздушно-стрелковой службе 76-го гвардейского штурмового авиационного полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант.

Родился 11 марта 1921 года в Москве (с 1965 года - город-герой) в семье рабочего. Русский. Окончил 9 классов. Учился в аэроклубе.

В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Чкаловскую военно-авиационную школу, и в январе 1943 года был направлен на фронт в 1-ю гвардейскую Краснознамённую Сталинградскую штурмовую авиационную дивизию.

В боях Великой Отечественной войны с марта 1943 года. Был рядовым лётчиком, командиром звена, эскадрильи, помощником командира штурмового полка по воздушно-стрелковой службе. Воевал на Южном, 4-м Украинском, 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в освобождении Донбасса, в боях за Мелитополь, в освобождении Крыма, Белоруссии, Прибалтики, в ликвидации Восточно-Прусской группировки противника, удостоился 25 благодарностей Верховного Главнокомандующего. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года.

К августу 1944 года гвардии старший лейтенант Б.С. Заворызгин совершил 127 боевых вылетов, нанёс врагу значительный урон в живой силе и. боевой технике. В годы Великой Отечественной войны совершил 183 боевых вылетов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за мужество и героизм, проявленные при уничтожении живой силы и техники противника гвардии старшему лейтенанту Заворызгину Борису Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6250).

В 1951 году окончил военно-воздушную академию, в 1960 году — Военную академию Генерального штаба. Служил на ответственных командных должностях. С 1982 года генерал-майор авиации Б.С. Заворызгин — в запасе. Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 3 января 2003 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище (участок № 4).

Награждён орденом Ленина (23.02.45), двумя орденами Красного Знамени (12.11.43; 27.03.44), орденом Кутузова 3-й степени (№ 1699 от 27.04.45), орденом Александра Невского (№ 18821 от 02.11.44), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (01.08.44; 06.04.85), тремя орденами Красной Звезды (07.08.43; 30.12.56; 16.12.78), орденом "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени (№ 33820 от 21.02.78), медалями.


Война застала Бориса Заворызгина почти у самой западной границы, в небольшом белорусском городке Поставы. Незадолго до её начала он приехал сюда по комсомольской путёвке, чтобы стать военным лётчиком. Ему не пришлось участвовать в воздушных боях в первые месяцы войны, школу эвакуировали в город Чкалов (Оренбург). Учёба в школе военных пилотов, как казалось Заворызгину, слишком затянулась. Враг получил уже сокрушительные удары под Москвой и Сталинградом, а он всё ещё был в школе пилотов, настойчиво изучал самолёты различных типов, овладевал лётным мастерством. Больше всего Заворызгину пришёлся по душе штурмовик Ил-2.

С первых дней пребывания в авиационном полку Заворызгин старался быть достойным высокого звания гвардейца. Боевое крещение состоялось в марте 1943 года в небе Донбасса. Скоро о гвардии младшем лейтенанте Заворызгине стали говорить как о смелом и мужественном воине. Командование выдвинуло его сначала на должность командира звена, затем заместителя командира эскадрильи. Он выполнял боевые задания будучи ведущим пары, затем возглавлял группы.

В августе 1943 года наши войска готовились к наступлению. Нужно было блокировать вражеский аэродром в районе Мелитополя. На задание вылетели четыре шестёрки штурмовиков. Ведущим группы был штурман полка М. Степанищев, а его заместителем Заворызгин. Но случилось так, что командовать группой при выполнении задания пришлось Заворызгину. Ещё на подходе к аэродрому противник встретил группу сильным зенитно-артиллерийским огнём. «Илы» ещё не успели произвести атаку цели, как вражеский снаряд попал в машину ведущего. Штурмовики, сделав разворот, встали в круг и всю мощь пушек, пулемётов, бомб и реактивных снарядов обрушили на аэродром, на зенитки, прикрывавшие его. Горели вражеские самолёты, взрывались боеприпасы и бензохранилища, а «илы» всё кружили над целью. Группа могла уже возвращаться на свой аэродром, но Заворызгин сделал ещё несколько заходов. Он дал возможность Степанищеву поджечь свою машину, севшую на территории врага, пересесть в самолёт ведомого Павлова и взлететь.

За выполнение этого задания, а также за мужество и находчивость, проявленные при спасении своих боевых друзей, Заворызгин и его товарищи были награждены орденами.

Из воспоминаний Героя:

Март 1944 года. Наш полк базировался на берегу Сиваша, ведя боевую работу в интересах наземных поиск по расширению плацдарма в Крыму, а также по уничтожению плацдарма противника на левом берегу Днепра в районе Херсона.

Наше соединение получило задачу по уничтожению самолётов противника на их аэродромах. Удар нужно было нанести за день до наступления и повторить за час до артиллерийской подготовки.

Наш полк должен был нанести удар по стационарному аэродрому у пункта Весёлый, который был одной из основных баз авиации противника. По данным разведки, аэродром прикрывали до 5 батарей ЗА и до 10 батарей МЗА.

Мы систематически получали фотоснимки этого аэродрома. Имея запас времени, мы расположили материальную часть на своем аэродроме так же, как она была расположена на аэродроме противника, произвели два тренировочных налёта на свой аэродром и добились того, что каждый лётчик понял свою задачу.

Для нанесения удара были выделены 22 самолёта Ил-2 (одна шестёрка и две восьмёрки). Шестёрка ведущая идёт на высоте 1500 метров, вызывая весь огонь ЗА и МЗА на себя. Две восьмёрки идут на правом «пеленге» на бреющем полёте с интервалом от ведущей шестёрки 1-1,5 минуты. С ведущей шестёркой идут 24 истребителя ЯК-1. Задача шестёрки — вывести ударные группы точно на аэродром и нанести удар по рабочей полосе аэродрома. Две восьмёрки наносят удар по материальной части.

Маршрут: аэродром, выход в море, заход с тыловой стороны, аэродром противника и по прямой — на свою территорию.

Удар по аэродрому противника был произведен под вечер. Маршрут был выбран очень удачно, мы совершенно внезапно и точно выскочили на аэродром.

Моя правая восьмёрка наносила удар по западной стоянке самолётов. Материальная часть на аэродроме была рассредоточена слабо. Первый удар — штурмовой. Пушечно-пулемётным огнём нам удалось зажечь несколько самолётов. Сделав «горку» с левым разворотом, нанесли бомбардировочный удар по западной стоянке. Сделав «горку» с правым доворотом, нанесли удар по восточной стоянке и, сделав «горку» с левым разворотом, нанесли штурмовой удар вторично по восточной стоянке.

Левая восьмёрка проделала то же самое. Ведущая шестёрка, произведя удар по рабочей полосе, вела борьбу с ЗА и МЗА противника, а также действовала по служебным зданиям.

Наше прикрытие сковало поднявшихся истребителей и полностью обеспечило нам выполнение задачи. В воздушном бою наши истребители сбили 6 самолётов противника.

В результате удара было уничтожено до 30 самолётов и до 30 повреждено, повреждена также рабочая полоса аэродрома. Наша потеря — один экипаж, сбитый огнём ЗА противника.


Успех сопутствовал Заворызгину до самого конца войны. Вместе со своими ведомыми он 17 раз подвергался атакам фашистских истребителей, но ни разу его группы не имели потерь или сколько-нибудь серьёзных повреждений. Сказалась не только его находчивость в бою, но и умелая организация обороны от вражеских истребителей, эффективное использование мощного вооружения штурмовиков.

Высокую боевую зрелость, инициативу Заворызгина в бою не раз отмечало командование. «Группой в воздухе управляет хорошо,— скромно записано в одной из боевых характеристик Заворызгина, когда он был уже в должности помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе,— и над полем боя проявляет храбрость и героизм. Личным примером показывает образцы выполнения боевых заданий. На самые ответственные задания посылается ведущим, производит по 8—12 заходов над целью. Провёл два воздушных боя с бомбардировщиками противника, сбил Ю-87. Повседневно занимается повышением огневой выучки лётного состава».

23 февраля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Б.С.Заворызгину было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1945 году Заворызгин водил в бой группы штурмовиков в небе Восточной Пруссии. Лётчики наносили удары по военным объектам Кенигсберга (Калининград), по военно-морской базе Пиллау (Балтийск), по причалам Фишхаузена (Приморск) и Раушена (Светлогорск). Особенно много пришлось летать на штурмовку огневых точек и живой силы гитлеровцев в районах Инстербурга (Черняховск) и Гумбиннена (Гусев), где фашистское командование создало крепкую оборону.

Войну Борис Сергеевич Заворызгин закончил в мае 1945 года на побережье Балтийского моря в городе Пиллау.

Биография дополнена Валерием Воробьёвым

.

Биографию подготовил: Игорь Сердюков

Источники

Герои огненных лет. Книга 2. М.: Московский рабочий, 1976

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005