Шаманов Иван Гаврилович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 2764
Шаманов Иван Гаврилович — командир звена 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка 8-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Балтийского флота, гвардии капитан.
Родился 25 сентября 1908 года в деревне Новосельцы ныне Смоленского района Смоленской области в семье рабочего. Русский. Окончил 10 классов. Работал на лесопильном заводе в городе Смоленске.
В 1927 году призван в Красную армию и по комсомольской путевке направлен во 2-ю военную школу лётчиков Красного Воздушного флота в городе Борисоглебске. По окончанию школы до 1933 года служил в авиационных частях Красной Армии.
В 1933 году демобилизован. Работал в системе Гражданского Воздушного Флота. С 1933 по 1936-й годы Шаманов каждую ночь летал по маршруту Москва - Харьков со свежими номерами газеты "Правда". Затем вместе со штурманом М.В. Лориным работал в Якутии в интересах Главного управления геодезии и картографии при Совете Народных Комиссаров СССР, был летчиком-аэрофотосъемщиком.
С началом Великой Отечественной войны Шаманов и Лорин подали заявления в Якутский районный военкомат об отправке на фронт. Но только после личной встречи с генералом Жавороковым в Москве Лорин был направлен на Балтийский флот, а Шаманов — в запасной полк. После переучивания на самолет ДБ-3 весной 1942 года Шаманов наконец получил направление в фронтовую часть. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.
В апреле 1942 года лейтенант Шаманов прибыл в 1-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк командиром экипажа ДБ-3, а штурманом в его экипаже стал старый товарищ Михаил Лорин.
Как только начались сражения по прорыву блокады Ленинграда его экипаж, наравне с другими гвардейцами, наносил мощные бомбовые удары по долговременной обороне противника. Вместе с первым орденом Красного Знамени Шаманову и Лорину вручили медали "За оборону Ленинграда".
От вылета к вылету росло мастерство летчика торпедоносца. В ночь на 29 мая 1943 года Шаманов и Лорин поднялись в небо. В Рижском заливе они обнаружили и потопили транспорт водоизмещением в 5000 тонн. Днем позже экипаж бомбардировал укрепленный пункт противника. Первым в полку Шаманов был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
4 сентября 1943 года летчики полка отправили на дно 7 гитлеровских транспортов. Один из них, водоизмещением 7000 тонн, был на счету экипажа Шаманова. Через десять дней снова победа в крейсерском полете: потоплен транспорт, охраняемый сторожевым кораблем и катерами.
За короткий срок бывший гражданский летчик стал мастером торпедных атак. Гвардии капитан Шаманов к сентябрю 1943 года совершил 129 боевых вылетов, потопил 4 вражеских транспорта и был представлен к званию Героя Советского Союза.
Не менее успешно Шаманов наносил удары и по наземным объектам врага. Совершая в ночь по два-три вылета, он наносил захватчикам тяжелые потери в живой силе и технике. 19 сентября 1943 года сквозь сильный зенитный огонь летчик прорвался к железнодорожной станции Волосово, где находились крупные склады горючего и боеприпасов, снабжавшие гитлеровские войска под Ленинградом. В результате меткого бомбометания в районе станции были отмечены сильные взрывы и возникло несколько очагов пожара.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования
на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Ивану Гавриловичу Шаманову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Бои продолжались, рос и боевой счет летчика-героя. 24 августа 1944 года — транспорт из состава конвоя, 15 сентября — одиночный транспорт юго-западней Либавы, 23 сентября — транспорт, эвакуирующий немцев из Таллина. Гвардии капитан Шаманов был назначен командиром эскадрильи, в октябре 1944 года награжден орденом Красного Знамени.
Приходилось не только воевать, но и учить. Осенью 1944 года, чтобы улучшить подготовку, в полку была организована учеба штурманского состава. Самолет Шаманова стал "летающей лабораторией". В роли наставников выступал Лорин. Опытный экипаж ввел в строй не мало молодых штурманов и летчиков.
Значительная часть полетов Шаманова и Лорина приходилась на чисто морскую войну — торпедные и бомбовые атаки на коммуникациях, постановка минных заграждений. Но гвардейцы бомбили и наземные цели, почти все опорные пункты противника от Финского залива до Пруссии. Красногвардейск, Нарва, Урицк, Ропша, Котка, Хельсинки, Таллин, Либава, Кенигсберг, Пиллау - это далеко не полный перечень тех мест, над которыми под интенсивным вражеским огнем выполнял задание экипаж Шаманова.
В конце 1944 года командира третьей эскадрильи Шаманова с повышением назначили в учебный полк. Но он просил вернуть его на фронт. Нашли такое решение: Шаманова назначили летчиком-инструктором штаба ВВС Краснознаменного Балтийского флота, а практически он оставался гвардейцем-торпедоносцем. Продолжал лететь на боевые задания. Всего за годы Великой Отечественной войны гвардии капитан Шаманов совершил 240 успешных боевых вылетов и потопил 8 вражеских транспортов.
С 1948 года майор И.Г. Шаманов — в запасе. Вернулся в гражданскую авиацию, но с 1956 года по состоянию здоровья оставил лётную работу. Жил в городе Москва, работал заведующим лабораторией Московского авиационного института.
Умер 18 марта 1982 года. Похоронен в Москве на Химкинском кладбище.
Награждён орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, медалями.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Львов М.Л. Пароль-"Балтика". Калининград, 1985.
Морозов М. Торпедоносцы Ильюшина в небе Балтики (История авиации. 3.2002)