Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Лорин Михаил Васильевич

Лорин Михаил Васильевич

06.09.1909 - 05.12.1985

Герой Советского Союза

Даты указов

05.11.1944

Медаль № 4011

Лорин Михаил Васильевич - штурман эскадрильи 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка 8-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Краснознамённого Балтийского флота, гвардии капитан.

Родился 6 сентября 1909 года в городе Мариуполь ныне Донецкой области Украины, в семье рабочего. Русский. В 1937 году окончил Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота и работал инженером аэросъемки в Якутии.

В Военно-Морском Флоте с декабря 1941 года. В январе - мае 1942 года служил в 1-м запасном авиационном полку ВВС ВМФ. Участник Великой Отечественной войны с июля 1942 года. Член ВКП(б) с 1942 года.

Штурман эскадрильи 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Краснознаменного Балтийского флота) гвардии капитан Михаил Лорин к сентябрю 1944 года совершил 142 боевых вылета, потопив 7 транспортов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии капитану Лорину Михаилу Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№4011).

Участник советско-японской войны 1945 года.

После войны продолжал служить на различных командных должностях в ВМФ СССР. С 1968 года полковник М.В.Лорин — в запасе. Жил в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург). Умер 5 декабря 1985 года. Похоронен на Красненьком кладбище в Санкт-Петербурге.

Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Нахимова 2-й степени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями.


Всего одной торпедой вооружались в годы Великой Отечественной войны самолеты Ил-4, на которых летал воспитанник комсомольской организации Ждановского металлургического завода имени Ильича Михаил Лорин. Выпустить её надо было с 20—30-метровой высоты и минимальной дистанции. Только при этом условии смертоносная сигара сможет поразить корабль противника прежде, чем он уйдет за черту ее действия. Вот этим умением использовать торпеду отличался Михаил Васильевич.

1-й гвардейский минно-торпедный авиаполк ВВС Краснознаменного Балтийского флота, в составе которого сражался Лорин, базировался под Ленинградом.

О смелых торпедных атаках экипажа Лорина писали во многих газетах. 30 мая 1943 года «Правда» опубликовала о нем следующую корреспонденцию:

«...Вчера Советское информбюро сообщало о том, что в Рижском заливе нашей авиацией потоплен фашистский транспорт водоизмещением в 5000 тонн. Подробности этой операции таковы.

Летчик Иван Шаманов вел разведку в Рижском заливе. Заметив на воде вражеский транспорт, он с небольшой высоты направил торпеду прямо в нос корабля. Транспорт стал погружаться в воду.

В этом полете штурманом был Михаил Лорин. Он летает с Шамановым много лет подряд. Сначала в Арктике, затем в военно-морской авиации... Они налетали более одного миллиона километров...»

За уничтожение этого транспорта М.В. Лорин был награжден орденом Красного Знамени.

Таких боевых рейдов на счету отважного донбассовца немало. Только в июле-августе 1943 года экипаж И.Г. Шаманова и М.В. Лорина совершил около 20 вылетов на поиск и уничтожение фашистских судов. В тумане, при низкой облачности были торпедированы три вражеских корабля общим водоизмещением около 20000 тонн. Тысячи гитлеровцев, сотни тоны боевой техники и боеприпасов нашли свой конец на дне Балтийского моря.

В 1944 году немецко-фашистский флот, потеряв несколько десятков крупных транспортов, отказался от дневных рейсов. Но и «ночников» советская эскадрилья продолжала успешно топить. Вот некоторые из таких операций.

24 августа 1944 года авиаэскадрилья, ведомая штурманом М. Лориным, в районе Пиллау пустила на дно гитлеровский транспорт водоизмещением в 4000 тонн.

15 сентября 1944 года восточнее острова Борнхольм (Дания) Лорин потопил транспорт противника водоизмещением в 5000 тонн.

В конце сентября 1944 года авиаэскадрилья, путь которой прокладывал бывший ждановский каталь, уничтожила в западной части Балтийского моря океанский транспорт водоизмещением 8000 тонн.

Восемь транспортных кораблей противника было уничтожено торпедами с самолетов, ведомых Михаилом Лориным.

До этого же с первых дней весны 1942 года в составе 1-го минно-торпедного авиаполка он почти каждую ночь наносил удары по аэродромам противника в районах Сиверский, Котлов, Саблино, Лучи.

Полк бомбил финскую военно-морскую базу Котка, гитлеровские военные объекты в Хельсинки и Таллине, вражескую артиллерию в районе Красного Села, захваченные фашистами железнодорожные станции Выборг, Красногвардейск, Мга, Нарва, Тосно, базовые склады гитлеровцев и другие объекты.

Высокое звание Героя Советского Союза Михаилу Васильевичу присвоено за отвагу и мастерство, проявленные во множестве боевых вылетов в бассейне Балтийского моря.

Лорин участвовал в разгроме милитаристской Японии. За это страна отметила его седьмой наградой - орденом Нахимова 2-й степени.

Биографию подготовил: Кирилл Осовик

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Кавалеры Золотой Звезды. - Донецк: Донбас, 1976