Скнарёв Александр Ильич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Скнарёв Александр Ильич - штурман 9-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка 5-й минно-торпедной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Северного флота, гвардии майор.
Родился в 22 мая 1912 году в селе Володарское, ныне - село Саумалколь Айыртауского района Северо-Казахстанской области Республики Казахстан в семье крестьянина. Русский. Окончил неполную среднюю школу. По комсомольскому призыву поехал на Украину, работал на строительстве шахты в Донбассе.
В 1931 году был призван в Красную Армию Макеевским райвоенкоматом. По комсомольской путевке попал в Военную школу красных старшин имени ВЦИК в Харькове. В 1935 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище имени И.В. Сталина. Служил в авиационных частях Тихоокеанского флота: с октября 1935 - младший летчик-наблюдатель 109-й авиационной эскадрильи, с марта 1938 - старший лётчик-наблюдатель там же, с мая 1938 - старший лётчик-наблюдатель в 4-м минно-торпедном авиационном полку, с мая 1939 - флагманский штурман эскадрильи там же, с апреля 1940 года - начальник штаба 5-й эскадрильи 4-го минно-торпедного авиационного полка, с мая 1941 - адъютант эскадрильи 50-го авиационного полка. Член ВКП(б) с 1937 года.
На Тихом океане встретил начало Великой Отечественной войны. В сентябре 1941 года был переведен штурманом в 122-ю транспортную авиационную эскадрилью ВВС Тихоокеанского флота, летал на тяжелых бомбардировщиках «ТБ-З».
В феврале 1942 года был арестован и 28 марта того же года осуждён Военным трибуналом ВВС Тихоокеанского флота по обвинению в хищении военного имущества и приговорен в расстрелу. По официальной версии: незаконно вскрыл продовольственный склад на одном из удалённых авиационных постов и продукты потом продал в гарнизоне. По рассказам сослуживцев, во время вынужденной посадки нашёл продукты на брошенной заимке и затем раздал в гарнизоне женщинам, а склад был разграблен в другом месте, но в этом обвинили Скнарёва. После обращения с ходатайством о помиловании, Постановлением Верховного Суда СССР от 21 мая 1942 года высшая мера наказания была заменена на 10 лет лишения свободы с отправкой на фронт.
В боях Великой Отечественной войны с августа 1942 года. Попал Скнарёв на Северный флот, а здесь поступили разумно, "штрафника" направили не в морскую пехоту, а в авиацию, - опытными авиаторами дорожили. Поэтому воевать начал в должности воздушного стрелка-бомбардира в 118-м разведывательном авиационном полку на летающей лодки МБР-2. Должность обязывала Скнарёва трудиться штурманом и бомбардиром, прокладывать курс и сбрасывать бомбы на заданные цели, а при появлении вражеских истребителей браться за пулемёт. При выполнении разведывательных заданий, которые совмещались с бомбардировкой портов и кораблей противника, он показал себя умелым воином и навигатором.
С января 1943 года - адъютант эскадрильи в том же полку. 26 февраля 1943 года подбил немецкий истребитель Ме-109, проявил мужество и находчивость при спасении экипажа горящего гидросамолёта, приводнившегося в море.
3 марта 1943 года военный трибунал Северного флота пересмотрел дело штрафника-штурмана с учётом проявленного им героизма на войне и определил: «Скнарева от отбывания наказания освободить полностью и на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 февраля 1943 года считать не судившимся». Ему вернули звание капитана.
В марте 1943 года капитан Скнарёв получил назначение на должность штурмана 1-й эскадрильи 29-го бомбардировочно-пикировочного полка. В течение весны освоил пикирующий бомбардировщик Пе-2. В дальнейшем летал в экипаже командира эскадрильи С.В. Лапшенкова. Согласно оперативным сводкам ВВС флота только 16 и 20 июля 1943 года они потопили два транспорта противника.
В феврале 1944 года Скнарёва перевели в торпедоносную авиацию, он стал штурманом эскадрильи 9-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка, что не обошлось без ходатайства командира полка гвардии подполковника Б.П. Сыромятникова. За короткое время освоил американский самолет А-20Ж «Бостон», летал в экипажах командиров эскадрилий гвардии капитана Ивана Гусева и гвардии майора Андрея Волошина. Он участвовал в полётах на «свободную охоту», групповых атаках, летал днём и ночью. После успешно выполненных заданий с Гусевым в марте 1944 года его наградили орденом Отечественной войны 1-й степени, а летом, летая в экипаже Волошина, удостоился второго ордена - Красного Знамени. Его повысили в звании, в августе получил назначение штурманом полка, стал членом экипажа Б.П. Сыромятникова.
К октябрю 1944 года гвардии майор Скнарёв совершил 133 боевых вылета, провел 18 торпедных атак, в которых экипаж потопил 3 транспорта и шхуну противника. Бессмертный подвиг совершил в одном из боевых вылетов в составе экипажа подполковника Б.П. Сыромятникова, в ходе Петсамо-Киркенесской наступательной операции советских войск.
16 октября 1944 года на подходе к каравану вражеских судов в районе мыса Хибергнесет (Норвегия) самолёт был подбит зенитной артиллерией, но несмотря на это, с боевого курса не свернул. Экипаж горящего торпедоносца с дистанции 800 метров сбросил торпеду, потопил противника водоизмещением в 6-8 тысяч тонн. Объятый пламенем самолёт врезался в воду, экипаж погиб до конца выполнив воинский долг.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии майору Скнарёву Александру Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Гвардии майор (12.04.1944). Награждён орденом Ленина (5.11.1944, посмертно), двумя орденами Красного Знамени (3.09.1943, 26.06.1944), орденом Отечественной войны 1-й степени (5.04.1944), медалью «За боевые заслуги» (3.11.1944).
Бюст А.И. Скнарёва, в числе 53-х лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов Северного флота, открытой 29 октября 1968 года на улице Преображенского в посёлке Сафоново ЗАТО город Североморск Мурманской области (автор Э.И. Китайчук). Именем Героя названа улица в селе Володарское. Фамилия Скнарёва А.И. выбита на каменных плитах мемориала в числе 898 фамилий тех, чьих могил нет на земле, - в память лётчиков, штурманов, стрелков-радистов ВВС Краснознамённого Северного флота погибших в море в 1941 - 1945 годах, открытого 17 августа 1986 года на берегу Кольского залива в посёлке Сафоново (скульптор Э.И. Китайчук, архитектор В.В. Алексеев).
Из фронтового дневника командующего Северным флотом
адмирала А.Г. Головко:
17 октября [1944 г.]. Сегодня список кандидатов на почётное звание Героя Советского Союза пополнился ещё тремя именами - командира авиационного полка Бориса Павловича Сыромятникова, штурмана того же авиаполка Александра Ильича Скнарева и стрелка-радиста самолёта, который вели Сыромятников и Скнарёв, гвардии старшего сержанта Григория Сафроновича Асеева. Все трое составляли экипаж ведущего самолёта-торпедоносца одной из групп, которые атаковали вражеский конвой в районе от выхода из Бек-фьорда до Вадсе.
Конвой (три транспорта, три сторожевых корабля, один тральщик и семь сторожевых катеров) был обнаружен нашей воздушной разведкой вчера в полдень на выходе из Бек-фьорда. Наблюдение за конвоем в условиях плохой погоды велось до темноты. Удалось установить, что на подходах к Вадсе он был усилен кораблями охранения, в том числе миноносцами, и составлял уже 26 единиц, над которыми патрулировали семь истребителей. Один вражеский самолёт сверх того находился в противолодочном охранении.
Упустить этот конвой, предназначенный для эвакуации войск противника морем, было нельзя. Несмотря на плохие метеорологические условия, самолёты-разведчики точно давали места конвоя, и мы нанесли по нему несколько ударов с воздуха, одновременно подготовив подводные лодки, находившиеся в море. Первый удар с пикирования был нанесён в районе мыса Эккерей двенадцатью "илами" (ведущие - капитан Евдокимов и старший лейтенант Суровов). Они потопили один сторожевой корабль, зажгли транспорт и тральщик. Второй удар был также нанесён двенадцатью "илами" (ведущие - майор Павлов и лейтенант Смородинов), которые уничтожили вражеский миноносец и два сторожевых катера, сбили один истребитель, но потеряли при этом один свой самолёт. Подбитый, он сел на воду в Варангер-фьорде и тут же затонул. Третий удар нанесли десять торпедоносцев (ведущие - гвардии майор Волошин и капитан Рукавицын), прикрываемые пятнадцатью истребителями. Итог третьего удара: потоплены торпедами транспорт, два сторожевых корабля и один сторожевой катер. Наши потери - три торпедоносца сбиты зенитным огнём вражеского конвоя. Четвёртый удар последовал почти тотчас за третьим и также десятью торпедоносцами (ведущие - командир полка гвардии подполковник Сыромятников и капитан Волынкин) под прикрытием пятнадцати истребителей. Торпедами были потоплены два транспорта, сторожевой корабль, тральщик и сторожевой катер. Прикрывающие группу истребители сбили в районе конвоя пять "мессершмиттов", но мы потеряли четыре торпедоносца. В итоге всех четырех ударов конвой противника можно считать разгромленным. Гитлеровцы лишились трёх транспортов (то есть все транспортные суда конвоя уничтожены), десяти кораблей охранения и шести самолётов.
В момент последнего, четвертого удара по вражескому конвою и совершили свой подвиг подполковник Сыромятников, майор Скнарёв, старший сержант Асеев. Когда наши торпедоносцы были ещё на подходе к цели, в трёх километрах от неё, снаряд, выпущенный с одного из вражеских кораблей, попал в левый мотор ведущего самолёта. Самолёт загорелся, но Сыромятников продолжал вести торпедоносец на конвой, повторяя по радио приказание ведомым следовать за ним.
А противник уже вёл огонь по ведущему самолёту. Ещё несколько секунд - и снаряды попали в правый мотор. Пламя охватило оба крыла торпедоносца. Ведомым казалось, что на врага летел гигантский факел. И в то же время они слышали чёткие команды штурмана Скнарёва, не прекращавшего наводить самолёт на цель.
Пятьсот метров оставалось до самого крупного транспорта в конвое, когда прозвучали слова последней команды Сыромятникова:
- Штурман! Залп!
И торпеды, сброшенные с ведущего самолёта, нашли свою цель: транспорт взорвался и затонул.
Через несколько мгновений горевшая машина прочертила огненный след и упала в море. Её экипаж погиб, выполнив свой долг до конца. Это был воинский подвиг, совершённый на глазах у всех и теперь неотделимый уже от всего героического, что характеризует наступательный порыв североморцев.
Головко А.Г. Вместе с флотом. - М.: Воениздат, 1960, с. 242-244
Из штрафников – в герои. («Вечерний Мурманск», N 98 от 2 июня 2007)
Дополнил Сергей Каргапольцев
Биографию подготовил:
Герасименко Д.Я., и др. Славен героями Северный флот. Мурманск, 1982
Герои Советского Союза Военно-Морского Флота. 1937-1945. - М.: Воениздат, 1977
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Головко А.Г. Вместе с флотом. - М.: Воениздат, 1960
Документы на сайте «Мемориал»
Звягинцев В.Е. Трибунал для сталинских соколов. М.: Терра, 2008
Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.