Папавин Александр Петрович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 86
Орден Ленина № 15489
Папавин Александр Петрович – паровозный машинист депо Ярославль Ярославской железной дороги.
Родился 29 октября 1893 года в деревне Климовская ныне Ярославского района Ярославской области в крестьянской семье. Русский. Окончил три класса сельской школы. Подростком ушёл на заработки в город.
Трудовую деятельность начал в 1909 году истопником вагонов. С 1912 года работал в паровозном депо станции Всполье (ныне – Ярославль-Главный) помощником слесаря, затем слесарем, помощником машиниста паровоза.
В апреле 1917 года стал машинистом, получил свой первый паровоз марки Щ. Приняв брошеную машину, через два месяца восстановил её и вышел на ней в рейс. Точно по графику водил поезда.
В 1928 году принял пассажирский паровоз «СУ» 99-07. Как и в первый раз, машина оказалась в запущенном состоянии, и вновь Папавин за короткое время восстановил локомотив. На паровозе «СУ» 99-07 он проработал 33 года и 30 лет продержал свой локомотив без капитального ремонта. Заботливым уходом он добился продления службы каждой детали. Если Пётр Кривонос доказал, что можно водить поезда с большими скоростями и большим весом, то Папавин пошёл дальше и доказал, что такая работа может не влиять на состояние паровоза.
Паровоз Папавина, где применялось все больше и больше новинок, стали называть локомотивом-лабораторией. Опытом машиниста заинтересовались учёные. Он защитил подрешёточную часть топки кирпичной кладкой – Московский электромеханический институт инженеров транспорта занялся поисками оптимальной конструкции кладки. Папавинская практика поставила ряд вопросов перед теплотехниками. Его «рецепты» вносили поправки в инструкции. Специалисты подсчитали: на средства, сэкономленные Папавиным к началу 1940-х годов, можно построить два современных локомотива. В 1940 году в Москве была выпущена книга «Управление и уход за паровозом методом Кривоноса и Папавина». Брошюры о методе Папавина издавались на иностранных языках.
Паровоз Папавина без сбоев работал все военные годы. К июлю 1943 года он рапортовал о том, что его локомотив пробежал без капитального ремонта 1 миллион 148 километров.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Папавину Александру Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
После войны Папавин еще долго не расставался со своим «СУ» 99-07. Потом пришли новые паровозы, и теперь он совершенствовал их. Усиливал мощность. Переделал по-своему, по-папавински, еще четыре паровоза. Учил молодёжь.
Проработал на железнодорожном транспорте 51 год, из них 33 года – на одном паровозе. Покрыл на своём паровозе расстояние, равное двадцати рейсам вокруг земного шара. В 1958 году вышел на пенсию.
Жил в городе Ярославле. Скончался 22 сентября 1973 года.
Награждён 3 орденами Ленина (05.11.1938; 05.11.1943; 11.06.1951), 2 орденами Трудового Красного Знамени (09.08.1947; 28.10.1967), медалями, а также 2 знаками «Почётному железнодорожнику» (1938, 1943).
Биографию подготовил:
Герои стальных магистралей. Кн. 1. М. 2000
Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001
Правофланговые армии труда - Ярославль, 1973