Кривонос Пётр Фёдорович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 183
Орден Ленина № 16526
Кривонос Пётр Фёдорович - начальник Северо-Донецкой железной дороги Народного комиссариата путей сообщения СССР, генерал-директор тяги II ранга, город Артёмовск Сталинской области, Украинская ССР.
Родился 29 июня (12 июля) 1910 года в городе Феодосия Таврической губернии (ныне – Республика Крым). Из семьи железнодорожника. Украинец.
В 1913 году семья переехала в город Славянск Харьковской губернии, ныне в составе Донецкой области Украины. В 1925 году окончил школу-семилетку. С этого года работал слесарем в паровозном депо Славянска. В 1926–1929 годах учился в школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) в Славянске. С 1929 года работал помощником машиниста и машинистом на Южно-Донецкой железной дороге. Член ВКП(б)/КПСС с 1929 года.
В начале 1930-х годов поступил в Днепропетровский институт инженеров транспорта, но проучился только три месяца. Был призван в Красную Армию и направлен в Луганскую военную школу лётчиков имени Пролетариата Донбасса. Но и там учился недолго – по состоянию здоровья был отчислен.
Вернулся в депо Славянска. В 1933 году окончил курсы машинистов паровозов в Кременчуге и стал трудиться машинистом. В совершенстве освоив паровоз, стал крупным новатором железнодорожного дела. В 1935 году выступил с предложением повышения вдвое технической скорости грузовых поездов. Этот почин получил широкое распространение в СССР. Машинисты, осваивавшие скоростные методы вождения составом, именовались кривоносовцами. Движение кривоносовцев по своим масштабам сопоставимо только со стахановским движением.
Кривонос был выдвинут на руководящую работу, в апреле 1937 году его назначили начальником паровозного депо станции Славянск. С февраля 1938 года – начальник паровозной службы Южно-Донецкой железной дороги (управление – город Ясиноватая Донецкой области). С мая 1938 года – начальник Южно-Донецкой железной дороги. С ноября 1939 года – начальник Северно-Донецкой железной дороги.
Участник Великой Отечественной войны. Летом и осенью 1941 года проводил эвакуацию имущества дороги и уничтожение дорожного хозяйства. С конца 1941 года – уполномоченный Народного комиссариата путей сообщения СССР по Северному Кавказу, выполнял задания Государственного комитета обороны СССР по строительству железнодорожных веток для снабжения войск, в том числе в районе Сталинграда.
С августа 1942 по февраль 1943 – начальник Томской железной дороги (управление – в Новосибирске). В марте 1943 года вернулся в Донбасс и вновь стал начальником Северо-Донецкой железной дороги. Теперь ему приходилось восстанавливать разрушенное хозяйство и обеспечивать перевозки для фронта. В короткий срок в неимоверно трудных условиях была проведена огромная работа по восстановлению практически полностью разрушенного железнодорожного хозяйства (Гитлером лично был отдан приказ превратить Донбасс в пустыню, дабы оставить большевиков без важнейшего экономического региона, и этот варварский приказ неукоснительно выполнялся).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в
трудных условиях военного времени Кривоносу Петру Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С мая 1946 года - начальник Юго-Западного округа железных дорог (объединял 6 железных дорог, управление - Киев). С августа 1947 года - начальник Донецкого округа железных дорог (управление – Харьков). Однако на высоком посту сказалось отсутствие надлежащего образования, ведь за плечами крупного руководителя была только школа ФЗУ. В условиях широкого технического переоснащения железных дорог этот недостаток стал вредить делу. Поэтому известный на всю страну железнодорожный генерал и Герой обратился с просьбой отправить его на учёбу, куда и был направлен в августе 1950 года.
Окончил в 1953 году Московский электротехнический институт инженеров железнодорожного транспорта имени Ф.Э. Дзержинского. В том же году назначен на пост начальника Юго-Западной железной дороги на Украине. Проработал им 27 лет. Дорога под его руководством неоднократно признавалась лучшей железной дорогой СССР.
С июня 1937 года – кандидат в члены ЦК Компартии Украины, с августа 1937 по октябрь 1952 – член ЦК Компартии Украины. Не был избран в новый состав ЦК, так как находился на учебе в Москве, но после возвращения на Украины в марте 1954 года избран членом ЦК Компартии Украины и оставался им до конца жизни. В 1939-1952 годах – член Центральной ревизионной комиссии ВКП(б). Член Киевского городского комитета партии. Депутат Верховного Совета СССР 1-5 созывов (1937–1962). Депутат Верховного Совета Украинской ССР.
Жил в городе Киеве. В сентябре 1980 года был освобождён от должности и вышел на пенсию, но практически сразу перенёс инфаркт и через несколько дней, 19 октября 1980 года, скончался. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
Генерал-директор тяги 1-го ранга (25.05.1949). Награждён 4 орденами Ленина (05.08.1935; 05.11.1943; 31.07.1954; 01.08.1959), орденами Октябрьской Революции (28.02.1974), Суворова 2-й степени (29.07.1945), 4 орденами Трудового Красного Знамени (08.12.1935; 23.01.1948; 21.05.1951; 10.07.1970), орденами Дружбы народов (11.07.1980), Красной Звезды (24.07.1942), «Знак Почёта» (23.11.1939), медалями, в том числе «За оборону Сталинграда» (22.12.1942), «За оборону Кавказа» (14.05.1944), 2 знаками «Почётному железнодорожнику».
Почётный гражданин города Славянска (1971). Имя П.Ф. Кривоноса присвоено локомотивному депо станции Славянск (1995) и железнодорожному училищу в Славянске (1983, ныне Славянский профессиональный лицей железнодорожного транспорта). В честь П.Ф. Кривоноса в Киеве названы улица, площадь, в Киевской области - железнодорожная станция, в Славянске - улица. На здании управления Юго-Западной железной дороги в Киеве установлена мемориальная доска. Учреждена премия имени П.Ф. Кривоноса для работников железнодорожного транспорта Украины (2008).
Биографию подготовил:
Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001
Пашкова Т.Л., Михайлов В.А. Самые знаменитые железнодорожники России. Москва, 2005.