Бирюков Борис Николаевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 11138
Орден Ленина № 314392
Бирюков Борис Николаевич — лётчик-испытатель завода № 153 Министерства авиационной промышленности СССР, город Новосибирск.
Родился 2 августа 1918 года в Москве. Русский. В 1933 году окончил 7 классов школы, в 1935 году — школу фабрично-заводского ученичества. Работал слесарем, токарем, наладчиком станков и сменным мастером опытного цеха на Московском насосном заводе имени М. И. Калинина. В 1937 году окончил планерную школу, в 1938 году — Кировский аэроклуб города Москвы.
В Красной Армии с февраля 1939 года. В октябре 1939 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком разведывательного авиаполка и отдельной истребительной авиаэскадрильи, командиром звена истребительного авиаполка (в Закавказском военном округе).
Участник Великой Отечественной войны: в декабре 1941 – апреле 1942 — командир звена 270-го истребительного авиационного полка (Закавказский и Крымский фронты). Участвовал в обороне Крыма и Керченско-Феодосийской десантной операции. Совершил около 50 боевых вылетов (из них 16 — на штурмовку) на истребителе И-153, провёл более 12 воздушных боёв.
С мая 1942 года проходил переучивание на истребитель ЛаГГ-3 в 25-м запасном истребительном авиационном полку (город Аджи-Кабул, Азербайджан). В июле 1942 – январе 1943 находился в бакинском госпитале*.
В январе-феврале 1943 — заместитель командира авиаэскадрильи 268-го истребительного авиационного полка, проходившего переучивание на американские истребители «Киттихаук» в Аджи-Кабуле.
В феврале 1943 – феврале 1944 — командир звена 6-го перегоночного авиационного полка, с февраля 1944 — заместитель командира авиаэскадрильи 71-го перегоночного авиационного полка. Перегонял в СССР из Ирана поставлявшиеся по ленд-лизу американские истребители Р-39 «Аэрокобра», Р-40 «Киттихаук» и Р-63 «Кингкобра», английские истребители «Спитфайр» и «Харрикейн».
После войны продолжал службу в ВВС заместителем командира авиаэскадрильи истребительного авиаполка (в Бакинском военном округе).
С марта 1946 года старший лейтенант Б.Н. Бирюков — в запасе. В 1946-1947 годах работал пилотом 267-го авиаотряда Гражданского воздушного флота (в Казахстане). В 1947-1949 — командир Алма-Атинского отдельного авиаотряда Гидрометеослужбы, в 1949-1950 — главный инженер — пилот-инспектор Авиационного управления Главного управления Гидрометеослужбы СССР.
В октябре 1950 – марте 1951 — заместитель начальника лётно-испытательной станции авиазавода № 3 (город Москва). Участвовал в проведении испытаний первых отечественных вертолётов конструкции И.П. Братухина и Н.И. Камова.
В марте 1951 – декабре 1958 — лётчик-испытатель авиазавода №153 (город Новосибирск). В 1954-1958 годах являлся старшим лётчиком-испытателем авиазавода. Испытывал серийные реактивные истребители МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19 и их модификации.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники Бирюкову Борису Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После ухода с лётной работы до 1961 года продолжал трудиться на авиазаводе № 153 руководителем полётов. В 1965-1981 годах работал внештатным экспертом в Московском отделении Всесоюзной торговой палаты (с 1972 — Торгово-промышленной палаты СССР). Жил в Москве.
Умер 8 декабря 1995 года. Согласно завещанию, прах развеян. Кенотаф установлен на Николо-Архангельском кладбище города Москва.
Лётчик-испытатель 1-го класса (1957), капитан (1965). Награждён орденами Ленина (01.05.1957), Красного Знамени (21.02.1942), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (18.08.1945) степеней, Красной Звезды (02.08.1944), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (09.08.1943).
Биографию подготовил:
Герои огненных лет. Книга 8. М.: Московский рабочий, 1985
Документы на сайте «Подвиг народа»
Личное дело