Герой Социалистического Труда
Производство: Авиастроение
Миль Михаил Леонтьевич

Миль Михаил Леонтьевич

22.11.1909 - 31.01.1970

Герой Социалистического Труда

Даты указов

22.07.1966

Медаль № 12919

Орден Ленина № 392987

Миль Михаил Леонтьевич - генеральный конструктор Опытного конструкторского бюро по вертолётостроению Министерства авиационной промышленности СССР, Московская область.

Родился 9 (22) ноября 1909 года в городе Иркутск в семье служащих. Еврей. С юных лет увлекся авиамоделированием. Участвовал в конкурсах, где его авиамодели занимали призовые места.

В 1925 году после окончания коммерческого училища поступил в Сибирский технологический институт (ныне - Национальный исследовательский университет ресурсоэффективных технологий «ТПУ») в Томске. Принимал активное участие в работе планерной секции. С товарищами построил легкий одноместный планер и сделал на нём первый полёт.

В 1927 году из-за происхождения и доносов был вынужден оставить учёбу. Переехал в Новосибирск. Около года был рабочим кожевенной лаборатории.

В 1928 году поступил на механический факультет Донского политехнического института в Новочеркасске (ныне - Южно-Российский Государственный Технический Университет (Новочеркасский Политехнический Институт) на авиационную специальность. Все своё свободное время посвящал авиамоделизму. В 1929 году стал начальником бригады аэродинамиков в институте.

В 1931 году после окончания института по рекомендации Н.И. Камова (конструктора вертолётов, будущего Героя Социалистического Труда) принят на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) имени Н. Е. Жуковского. Работал в должности инженера, начальника бригады аэродинамики и экспериментальных расчётов отдела особых конструкций. Участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15. В период с 1936 по 1943 годы последовательно занимал должности инженера, заместителя главного конструктора опытного КБ по винтокрылым аппаратам.

В период с 1941 по 1943 год находился в эвакуации в посёлке Билимбай (городской округ Первоуральск Свердловской области). Занимался вопросами усовершенствования боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости. Для проведения испытаний выезжал на фронтовые аэродромы. Во время испытательных полётов лично находился в самолёте. Член ВКП(б) / КПСС с 1943 года.

В 1943 году вернулся вместе с семьёй в Москву. В период с 1943 по 1947 годы занимал должность научного сотрудника, начальника лаборатории № 5 в ЦАГИ. Занимался вопросами устойчивости самолётов, штопорной и вертолётной тематикой, усовершенствованием боевых свойств самолётов для более точного поражения наземных целей. Модернизировал отечественные и самолёты, поставляемые союзниками. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Руководил проектированием и созданием геликоптера ГМ-1 (прототип первого отечественного вертолета Ми-1). Работы проходили очень тяжело. Геликоптер потерпел ряд аварий, а в одной из них погиб лётчик-испытатель. Тем не менее, М.Л. Миль нашёл в себе силы продолжить работу. Недостатки были устранены, воплощены в жизнь оригинальные идеи, которые используются в вертолётостроении до сих пор.

С 1947 года М.Л. Миль - главный конструктор опытного КБ по вертолётостроению. В 1951 году под его руководством был создан первый советский серийный 3-местный вертолёт Ми-1. С 1964 года - Генеральный конструктор опытного КБ по вертолётостроению.

Его коллективом были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4 (удостоен золотой медали Всемирной выставки в Брюсселе в 1958 году), Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12 (самый большой в мире транспортный вертолёт), Ми-14, Ми-24, В-12 и другие. На вертолётах его конструкции установлено 60 мировых рекордов.

В 1962 году М.Л. Миль награждён призом «За достижения в области вертолётного искусства» знаменитого авиаконструктора И. В. Сикорского за достижение самым грузоподъёмным в мире вертолётом Ми-6 рекорда скорости.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1966 года за выдающиеся заслуги в развитии советской авиации Милю Михаилу Леонтьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Разработал фундаментальные основы аэродинамики винтокрылых аппаратов. Был очень одарённым человеком. Блестяще разговаривал на нескольких языках. Увлекался музыкой и живописью.

В последние годы жизни отдавал много сил и энергии на доработку и проведение испытаний вертолётов для армии, в частности Ми-24, первый полёт которого состоялся осенью 1969 года, незадолго до смерти конструктора.

Умер 31 января 1970 года в Москве после тяжёлой продолжительной болезни. Похоронен в Одинцовском районе Московской области на кладбище посёлка Юдино.

Лауреат Ленинской (1958) и Государственной (1968) премий, доктор технических наук (1945), профессор (1967).

Награждён 3 орденами Ленина (12.07.1957, 22.07.1966, 21.11.1969), орденами Отечественной войны 2-й степени (16.09.1945), Трудового Красного Знамени (21.11.1959), Красной Звезды (06.11.1944), медалями.

Именем М.Л. Миля назван Московский вертолётный завод, улицы в Москве и Казани, московская средняя школа № 1738.

В 2009 году в Москве на пересечении улицы Авиаконструктора Миля и Жулебинского бульвара был установлен бюст М.Л. Миля. В Москве на домах, в которых он жил и работал, а также в городе Жуковский Московской области на территории ЦАГИ установлены мемориальные доски.


 

Биографию подготовил: Сергей Кащеев

Источники

Пономарёв А.Н. Советские авиационные конструкторы. Москва, 1990.