Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Горанов Волкан Семёнович

 
Горанов Волкан Семёнович
04.02.1904 - 29.04.1987
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 31.12.1936 Медаль № 22

    Памятники
  Надгробный памятник


Горанов Волкан Семёнович (настоящее имя – Захариев Захари Симеонович) – лётчик 1-й интернациональной авиационной бомбардировочной эскадрильи Военно-воздушных сил республиканской Испании.

Родился 4 февраля 1904 года в селе Басарбово Разградской (ныне – Русенской) области Болгарии в семье учителя. Болгарин. В 1923 году окончил гимназию в городе Разград. Во время учёбы стал посещать марксистский кружок, вступил в Союз рабочей молодёжи.

В 1924 году по рекрутскому набору поступил на службу в болгарскую армию. Подал заявления о поступлении в лётное училище и был зачислен в авиационное училище в городе Божуриште. В 1926 году стал членом нелегальной Болгарской коммунистической партии. С 1927 года, после окончания учёбы, продолжил службу в авиационных частях. Воинское звание – поручик. В 1931 году как один из организаторов первомайской стачки был арестован и отдан под суд. В том же году был уволен из армии, перешёл на нелегальное положение и уже в ноябре, по решению партии, эмигрировал в СССР.

Изменил фамилию, имя и отчество – стал Волканом Семёновичем Горановым. Был направлен лётчиком-инструктором в Тамбовскую авиационную школу Гражданского воздушного флота.

В июле 1936 года, после известия о фашистском мятеже в Испании, написал письма наркому обороны Маршалу Советкого Союза К. Е. Ворошилову и в исполком Коминтерна Георгию Дмитрову, в которых выражал готовность сражаться в рядах советских добровольцев за республику. Летом 1936 года с первой группой добровольцев прибыл в Испанию. Документы были выданы, благодаря хорошему знанию турецкого языка, на имя турка Халила Экрема.

Воевал в составе 1-й интернациональной авиационной бомбардировочной эскадрильи, летал пилотом самолёта-бомбардировщика «Потез-54». Стрелком в его экипаже был Пётр Десницкий. Экипаж участвовал в боях на Мадридском фронте, поднимался в небо почти каждый день. Чаще приходилась летать без прикрытия. Основными целями были аэродромы мятежников в Гранаде, порт Кадис, другие военные объекты. Об одном из успешных вылетов его экипажа писала газета «Правда» 29 октября 1936 года: «Правительственные самолёты сделали наиболее успешную бомбардировку за всё время войны. Эскадрилья правительственных самолётов после длительного периода бездействия появилась над аэродромом мятежников в Талавере (16 км от Мадрида) и сбросила бомбы, которыми разбиты 15 самолётов мятежников. Операция была выполнена успешно, несмотря на сильный зенитный огонь. Фактически в Талавере полностью уничтожен аэродром противника».

31 октября, во время очередного боевого вылета, самолёт был подожжён истребителями, весь экипаж, включая самого пилота, был ранен. Горанов сумел посадить горящую машину на нейтральной полосе и спас экипаж. После выздоровления получил новую машину – советский бомбардировщик СБ (АНТ-40). Продолжил летать в составе 2-й бомбардировочной эскадрильи под командованием В. Хользунова. Оставался в строю, пока не дала знать о себе полученная рана.

Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 31 декабря 1936 года за образцовое выполнение специальных и труднейших заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный в этом деле героизм Горанову Волкану Семёновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия «Золотая Звезда» ему была вручена медаль №22.

Вместе с ним звания Героя Советского Союза был удостоен и стрелок-радист Пётр Десницкий.

По возвращении в СССР В. С. Горанов был назначен начальником Тамбовской авиационной школы Гражданского воздушного флота, ему было присвоено воинское звание «полковник», он был избран депутатом Верховного Совета СССР. Под его руководством авиашкола подготовила сотни высококвалифицированных специалистов для воздушного флота страны. В 1939 году Горанов был переведён на службу в Москву на должность начальника Управления боевой подготовки Гражданского воздушного флота СССР.

С началом Великой Отечественной войны писал рапорта об отправке на фронт, но был оставлен в тылу. Получил назначения на новую должность начальника Управления учебных заведений Гражданского воздушного флота СССР. В 1941–1944 годах в учебных заведениях, которыми руководил Горанов, было подготовлено более 20 тысяч лётчиков для боевых частей Военно-Воздушных Сил и Гражданского воздушного флота.

Осенью 1944 года после освобождения Болгарии и прихода к власти Отечественного фронта вернулся на родину, уже под своим настоящим именем. Стал одним из организаторов и руководителей новых Военно-воздушных сил Болгарской Народной Армии. С 1945 года – заместитель командующего ВВС Болгарии, в 1947–1955 годах – командующий ВВС – заместитель министра обороны Народной Республики Болгария. Генерал-майор (1947), генерал-лейтенант (1951).

В 1959–1965 годах – военный атташе Болгарии в Советском Союзе. С 1965 по 1973 год – заместитель Министра обороны Народной Республики Болгария. В 1973 году генерал-полковник Захариев по возрасту был уволен в отставку.

В 1974 году Указом Великого народного собрания за огромные заслуги перед родиной генерал-полковнику Захариеву Захари Симеоновичу присвоено звание Героя Народной Республики Болгария с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Георгия Димитрова.

После выхода в отставку плодотворно работал в Комитете болгарско-советской дружбы. Жил в столице, городе София. Скончался 29 апреля 1987 года.Похоронен на Центральном кладбище Софии.

Награждён многими орденами и медалями Болгарии, также советскими наградами, среди которых ордена Ленина (31.12.1936) Дружбы народов (06.03.1974). Ему было присвоено звание «Заслуженный лётчик Народной Республики Болгария» (знак №1).

В родном селе в 2015 году открыта мемориальная доска.

Дополнил и исправил Сергей Каргапольцев

 

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем (1955-2011)

    Источники
 Дьячков Л.Г. Овеянные славой. - Тамбов, 2002.
 Парламентская газета" № 591 от 11 марта 2000