Бутома Борис Евстафьевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 6876
Орден Ленина № 312867
Бутома Борис Евстафьевич – председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению ‒ Министр СССР, город Москва.
Родился 28 апреля (11 мая) 1907 года в городе Петровск Темир-Хан-Шуринского округа Дагестанской области (ныне – город Махачкала Республики Дагестан) в семье мещан. Украинец. Трудовую деятельность начал в 1920 году слесарем по металлу на судостроительном заводе в городе Севастополь, где проработал до 1932 года. В 1936 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт, получив квалификацию «инженер-судомеханик».
В 1936-1944 годах работал в городе Владивосток на судостроительном заводе №202 (ныне ‒ АО «ЦС «Дальзавод») в должностях: мастера, сдаточного механика, строителя кораблей, ответственного сдатчика эскадренного миноносца проекта №7, начальника отдела завода и заместителя главного инженера завода.
Принимал активное участие в разработке ряда уникальных проектов судов ледокольного плавания для Северного морского пути. В 1942 году был включён в состав экспедиции по проводке построенных на Дальнем Востоке судов на Север и Балтику.
В 1944-1948 годах работал в городе Зеленодольск на судостроительном заводе №340 (ныне – АО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького») главным инженером, а затем директором.
С июля 1948 года ‒ начальник 3-го Главного управления, а с сентября 1949 года ‒ 9-го Главного управления Министерства судостроительной промышленности СССР. В 1952-1953 и 1954-1957 годах ‒ заместитель Министра судостроительной промышленности СССР. С марта 1953 года по апрель 1954 года ‒ начальник 4-го Главного управления Министерства транспортного и тяжёлого машиностроения СССР (создано 16 марта 1953 года на базе четырёх министерств; расформировано 26 апреля 1954 года).
С 14 декабря 1957 года по 13 марта 1963 года ‒ председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению – Министр СССР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1959 года (с грифом «совершенно секретно») за выдающиеся достижения и внесённый большой вклад в дело выполнение задания Правительства по созданию специальной техники Бутоме Борису Евстафьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С 13 марта 1963 года по 2 марта 1965 года ‒ председатель Государственного комитета по судостроению СССР – Министр СССР. С 2 марта 1965 года по 11 июля 1976 года ‒ Министр судостроительной промышленности СССР.
С именем Б.Е.Бутомы связана целая эпоха отечественного военного кораблестроения, подобной которой в истории советского Военно-Морского Флота не было. В это время завершился период становления новых типов и классов боевых кораблей, представители которых, задуманные и построенные в «эпоху Бутомы», находятся и сегодня во флотском строю. Именно в то время флот СССР стал океанским.
Он много внимания уделял развитию судостроительных и судоремонтных предприятий, подготовке их к созданию атомных подводных лодок и ракетоносцев. Он был ответственным за строительство первой в стране атомной подводной лодки проекта 627 и первой в мире ракетной подводной лодки проекта В611. Значительным был его вклад в организацию строительства атомных подводных лодок 2-го поколения, в реконструкцию предприятий в 1970-х годах и подготовку к строительству атомных подводных лодок 3-го поколения.
В гражданском судостроении в 1950-1970-х годах были созданы сухогрузы с горизонтальным способом грузообработки, специализированные контейнеровозы и пассажирские суда, мощные атомные ледоколы, непревзойдённые по мореходным качествам научно-исследовательские суда, отечественные супертанкеры, балкеры.
Много времени министр уделял технологической политике в развитии отрасли, считая технологические процессы, реализованные на предприятиях отрасли, важнейшими элементами всей системы судостроения и военного кораблестроения. Трудно назвать проект боевого корабля или судна, в создании которых Б.Е.Бутома не принимал бы личного участия. Из 220 заводов судового машиностроения большая часть была создана по его личной инициативе и под его руководством.
Особое внимание он уделял преемственности в отечественном судостроении, вопросам демонстрации достижений, а также формирования и сохранения его истории. По его указанию предприятия-строители имели подробные фотографии всех созданных ими кораблей и судов, а также их модели, выполненные в едином масштабе с одинаковой деталировкой.
Жил в Москве. Умер 11 июля 1976 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Награждён 5 орденами Ленина (23.07.1959; 17.06.1961; 28.04.1963; 30.04.1967; 25.10.1971), 2 орденами Трудового Красного Знамени (02.06.1945; 25.07.1966), медалями «За трудовую доблесть» (09.10.1952), «За трудовое отличие» (02.10.1950) и другими медалями; иностранными орденами и медалями.
Лауреат Ленинской премии (1974), Сталинской премии второй степени (1949). Доктор технических наук, профессор.
Член ВКП(б)/КПСС с 1928 года. Кандидат в члены (с 1961) и член (с 1966) ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 6-9-го созывов (с 1962 года).
Его имя присвоено проспекту в городе Северодвинск (в 1978 году), улице в городе Калуга, площади в городе Севастополь, танкеру Тихоокеанского флота. На территории «Дальзавода» во Владивостоке 5 мая 1982 года открыт памятник в его честь (скульптор С.А.Колпин). В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.
Биографию подготовил:
Гордость твоя, Поморье! – Архангельск, 2005.
Доценко В.Д. Морской биографический словарь. ‒ Санкт-Петербург, 1995.
Подшивалов Л.А. Севмаш: годы, дела, люди. 1939-2014. – Северодвинск, 2014.
Северодвинск. Испытание на прочность. – Северодвинск, 1998.
Судостроение России: биогр. энцикл. – Москва, 2008.
Я знаю: город будет! ‒ Северодвинск, 2006.