Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Чухнюк Елена Мироновна

Чухнюк Елена Мироновна

12.03.1917 - 10.05.2014

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 92

Орден Ленина № 15495

Чухнюк Елена Мироновна – старший машинист паровозной колонны №4 особого резерва Народного Комиссариата путей сообщения СССР, бригадир комплексной бригады паровоза «Эм723-88», Северо-Печорская железная дорога.

Родилась 12 марта 1917 года в селе Дьяковка ныне Бершадского района Винницкой области Украины в крестьянской семье. Украинка. Образование среднее. В 1938 году приехала в Белоруссию, где поступила на курсы помощников машиниста паровоза при Гомельском локомотивном депо Белорусской железной дороги, став сначала помощником машиниста паровоза, а затем и паровозным машинистом депо «Гомель», и очень скоро приобрела навыки вождения большегрузных поездов на Оршу, Могилёв, Чернигов. В 1941 году труд Елены Чухнюк был по достоинству оценён: ей присвоили звание «Почётный железнодорожник». За всю историю существования депо Гомель Белорусской железной дороги она осталась единственной женщиной – машинистом паровоза.

Здесь же, в Гомеле, её застало начало Великой Отечественной войны. Под вражескими бомбёжками и артобстрелами Елена Чухнюк водила грузовые поезда, воинские эшелоны с оружием и боеприпасами к линии фронта, спасала их от ударов вражеской авиации под Ельцом, Сталинградом, Курском и на Днепре.

Летом 1942 года 25-летняя Елена Чухнюк работала старшим машинистом во вновь сформированной на станции «Москва-Киевская» паровозной колонне №4 особого резерва НКПС СССР. Тридцать паровозов, у каждого две бригады и специально оборудованная «вертушка» – маленький дом на колёсах. Елена возглавила комплексную бригаду паровоза «Эм723-88», имея в подчинении две бригады.

В одну из ночей 1942 года Елена вела состав с военной техникой на Сталинградский фронт, как вдруг на станцию «Петров Вал» начался массированный налёт гитлеровских бомбардировщиков. Одна из бомб разворотила паровозный тендер, взрывной волной Елену оглушило, а осколком ранило в ногу. Но мужественная девушка вместе со своими помощниками под разрывами вражеских бомб «растаскивала» вагоны, и спасала бесценный груз, который ждали на фронте.

В конце 1943 года бригада Елены Чухнюк была переброшена на Северо-Печорскую железную дорогу, которая к этому времени оказалась в глубоком прорыве, так как не успевала вывозить печорский уголь, в котором нуждались промышленность и транспорт страны.

От лютых морозов (до 55–60 градусов ниже нуля) замерзала смазка в буксах колёс вагонов и паровозов. Стоило поезду едва остановиться, как его колёса примерзали к рельсам, и их было трудно сдвинуть с места даже мощными локомотивами.

Бригадир Елена Чухнюк и её бригада решили выступить в роли новаторов и организовать скоростное движение по дороге угольных маршрутов, основательно подготовившись к этому: были утеплены все части паровоза, была проверена каждая деталь от войлока на маслопроводах до брезента в будке. И в один из дней девушка-машинист Елена Чухнюк провела тяжеловесный состав с углём за одиннадцать часов, сократив время доставки груза более чем втрое. Этому примеру последовали другие машинисты.

Возвратившись с колонной на железные дороги Центра, обеспечивала Курское направление. В паровозной колонне обслуживала участки на направлениях Брянск – хутор Михайловский – Унеча – Сухиничи, затем участки Юго-Западной железной дороги: Киев, Казатин, Жмеринка, Гусятин, Львов, Тернополь и до Перемышля Львовской железной дороги.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в условиях военного времени Чухнюк Елене Мироновне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Она стала одной из трёх железнодорожниц, которые первыми в СССР получили это высокое звание. Высшей трудовой награды страны вместе с Еленой Чухнюк были удостоены стрелочница Октябрьской железной дороги Антонина Александрова и дежурная по станции «Африканда» Кировской железной дороги Анна Жаркова.

После войны Е.М. Чухнюк окончила Московский электромеханический институт инженеров транспорта. Её опыт и знания пригодились в руководстве всей отраслью, и она была приглашена на работу в Министерство путей сообщения СССР. Избиралась депутатом Верховного Совета СССР.

С 1981 года Е.М. Чухнюк – на пенсии. Находясь на заслуженном отдыхе, стала активным членом Центрального совета ветеранов железнодорожного транспорта, а 9 мая 1999 года она лично привела на Поклонную гору, к мемориалу Великой Победы, специальный поезд с ветеранами-железнодорожниками. Жила в городе Москве. Умерла 10 мая 2014 года. Похоронена на Троекуровском кладбище Москвы (участок 26).

Награждена орденами Ленина (05.11.1943), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), медалями.

Почётный гражданин Таганского района города Москвы (30.08.2006).

12 марта 2002 года её именем назван десятивагонной составности электропоезд «ЭТ2М-045» Октябрьской железной дороги (локомотивное депо железнодорожной станции «Крюково», Московская область). В феврале 2007 года дизель-поезду «ДР1Б-505» локомотивного депо железнодорожной станции Гомель Белорусской железной дороги присвоено имя «Елена Чухнюк», который под №851 курсирует по маршруту Гомель – Могилёв.

На здании локомотивного депо Гомель установлена мемориальная доска Е.М.Чухнюк.


«...Первый рейс ответственный - к Сталинграду. Именно там развивались главные события, туда и нужно было подвезти технику, боеприпасы, бойцов. Их осторожно приняли на путь, где стоял добрый десяток вагонов. Небольшая станция Петров Вал была забита составами до отказа. Из стоявших на соседнем пути вагонов слышались стоны раненых.

Издали донеслось тревожное: «Воздух!» Самолётов ещё не было видно, но с каждой минутой всё явственнее слышался прерывистый гул моторов.

По опыту поездок ещё в 1941 году под Москвой Лена знала, что будет дальше. Через несколько минут со стороны солнца, чтобы оно ослепило зенитчиков, появятся самолёты с чёрными крестами. Они будут переваливаться через крыло и с рёвом пикировать на станцию, чтобы в клочья разнести стоящие здесь поезда. Вой моторов, падающих бомб, и грохот разрывов оглушат, придавят к земле. И горе тому, кто не сможет найти щель, канавку, старую воронку, не успеет забраться в неё и прижаться к нагретой солнцем земле, единственной защитнице на этой не прикрытой ни зенитками, ни авиацией станции. Инстинктивно Лена стала осматриваться, ища подходящее убежище. Но тут взгляд её упал на собственный поезд. Кто-кто, а она хорошо знала, что в нём тридцать восемь вагонов авиационных бомб. И если хоть в один из них попадет вражеская бомба, то не останется тут ни путей, ни тех вагонов, что стоят с ранеными, с беспомощными людьми, которые надеются попасть в госпиталь и выздороветь, да и сама она вряд ли уцелеет, спрятавшись в соседнем кювете.

Ну а если и уцелеет, то как будет смотреть в глаза людям, думая, что могла попытаться предотвратить беду и не сделала этого. «На перегон! Скорее на перегон! Там тоже, конечно, могут разбомбить её эшелон, и от него останется лишь большая воронка. Но зато уцелеют станция, другие эшелоны, уцелеют уже получившие свою долю страданий солдаты» .

Лена крикнула своих, быстро поднялась в будку и тихонько тронула поезд. Звякнули буфера стоявшей впереди группы, и длинная вереница вагонов с паровозом в середине, набирая скорость, двинулась к горловине станции. Сигнал, по счастью, был открыт. Занятая своими делами, Лена не обращала внимания на вой самолётов, на разрывы первой серии бомб. Но фашисты заметили манёвр машиниста: три самолёта ринулись за эшелоном. Лена это хорошо понимала, а вот надеялась обмануть. Она ещё увеличила скорость. К тому моменту, когда «юнкерсы» легли на её курс, станция осталась уже позади.

«Теперь только бы не прозевать, когда начнут пикировать», - подумала Лена. И высунувшись из окна кабины, внимательно наблюдала за самолётами. Вот первый, накренившись, ринулся в пике. В тот же момент Лена начала тормозить. Как гасла скорость, было сразу заметно по группе вагонов, что бежала перед паровозом. Просвет всё увеличивался, пока вагоны не исчезли за поворотом. Поезд уже еле двигался в попавшейся на счастье выемке, когда впереди послышались разрывы. Это самолеты бомбили ушедшие порожние вагоны. Стремясь прервать движение по линии, они зашли ещё раз, но, так ничего и не добившись, улетели.

Ещё не раз попадала Лена с очередным поездом под бомбежки и на перегонах, и на станциях. И хотя порой казалось, всё, не уйти, она всегда боролась до конца, помня главное правило: «Если можешь, не стой на месте, двигайся, меняй скорость, сбивай с толку».

Из книги «Герои стальных магистралей. 1941-1945». Москва. 2000.

Биографию подготовил: Уфаркин Николай Васильевич (1955-2011)

Источники

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001