Колобов Николай Романович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 71
Орден Ленина № 15481
Колобов Николай Романович – начальник станции Рыбное Московско-Рязанской железной дороги, Рязанская область.
Родился 12 (25) июля 1907 года в городе Пензе, в семье железнодорожника. Русский. После окончания Пензенского железнодорожного училища обучался в Ленинградском техникуме путей сообщения. В 1934 году окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Эксплуатация железных дорог». Вернулся в родной город, работал инженером, начальником технической части, заместителем начальника станции Пенза-1.
В 1938 году назначен начальником крупной сортировочной станции Рыбное Ленинской (с 1943 года – Московско-Рязанской ) железной дороги. Станция находилась на главной линии дороги, являлась основной по переработке потока, идущего с юга и востока на север. В 1939 году за выдающиеся успехи в деле подъёма железнодорожного транспорта Колобов награждён орденом Ленина.
Великую Отечественную войну встретил здесь же и оставался на посту в самые трудные военные годы. В самый трудный для страны 1941 год, когда фашистские полчища подходили к Москве, Ленинская железная дорога стал одной из основным направлением для перевозки войск к столице Особенно чёткая и сложная работа требовалась от сортировочных станций.
Начальник станции Рыбное Н.Р. Колобов организовал работу так, что транзитные поезда, идущие в Москву, несмотря на непрерывные бомбардировки вражеской авиации, переформировывались за 15-18 минут (в мирное время на это уходило 40-50 минут). Вместе с диспетчерами Московского и Рязанского отделений Н. Р. Колобов практиковал, когда это было необходимо, одностороннее движение и пропуск поездов пачками, одного за другим, на расстоянии видимости хвостовых сигналов. Это была «живая» блокировка. Так, станция Рыбное отправляла до 60 поездов в сутки. На станции формировались и тяжеловесные поезда, превышающие установленный вес на 700 тонн. Такие поезда пропускались по зелёной улице.
Станция, находившаяся в 15-18 километрах от линии фронта, часто подвергалась обстрелам и бомбардировкам с воздуха, но ее коллектив вместе со смежниками - путейцами, вагонниками, связистами, локомотивщиками - быстро ликвидировал последствия налётов и восстанавливал движение поездов. Так, 2 ноября 1941 года во время выгрузки воинских частей и вооружения вражеские бомбардировщики сбросили на станцию более 40 бомб. Горели вагоны, цистерны с горючим, гибли люди. Рабочие бежали в укрытие, залегали в кюветах, скрывались в кустах. А самолёты снова и снова заходили на боевой курс. После окончания бомбёжки надо было растаскивать составы, маневрировать паровозами, а главное - воодушевлять людей на нелёгкую работу. Колобов бросается к горящим вагонам, сам расцепляет их, отдаёт приказания работникам станции. В критических ситуациях в любое время суток личным примером он вдохновлял подчинённых.
Для повышения пропускной способности станции часть поездов пропускались без остановки. Их техническое состояние проверялось поездными бригадами на остановках в пути следования.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Колобову Николаю Романовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Стал первым Героем Социалистического Труда в Рязанской области.
В 1944 году был переведён начальником на сортировочную станцию Кочетовка (Тамбовская область). Приказом по НКПС СССР 14 августа того же года ему было присвоено очередное звание директора-полковника службы движения.
В ноябре 1946 года приказом Министра путей сообщения СССР назначен начальником Моршанского отделения Московско-Рязанской железной дороги (Тамбовская область), в этой должности проработал до ликвидации отделения в 1958 году. Более полугода работал заместителем начальника Мичуринского отделения. Однако подорванное в годы войны здоровье сказывалось на дальнейшей его судьбе. В 1958 году его перевели на работу ревизором по безопасности движения Тамбовского отделения, а в 1960 году - на ту же должность в Пензенское отделение Куйбышевской железной дороги, где он закончил свою трудовую деятельность в 1974 году.
Жил в городе Пензе. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 3-4-го созывов (1951-1959), депутатом областного и городского Советов, был делегатом XIX съезда КПСС (1952). Почётный гражданин города Пензы (1987).
Жил в Пензе. Умер 13 сентября 1999 года. Похоронен на Новозападном кладбище в Пензе.
Награждён 2 орденам Ленина (23.11.1939; 05.11.1943), орденом Трудового Красного Знамени (31.07.1954), медалями, в том числе 2 «За трудовую доблесть» (21.07.1942; 11.06.1951); удостоен 2 знаков «Почётному железнодорожнику».
Биографию подготовил:
Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004
Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001