Ефимов Иван Иванович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 171
Орден Ленина № 16333
Ефимов Иван Иванович – главный кондуктор колонный паровозов особого резерва № 46 Народного комиссариата путей сообщения СССР.
Родился он 3 июля 1919 года в посёлке Волот Старорусского уезда Петроградской губернии, ныне районный центр Новгородской области, в семье железнодорожника. Русский. После длительной болезни в 1933 году отец умер, Иван прекратил обучение в школе и пошёл работать учеником в хлебопекарню.
С апреля 1936 года стал работать на железной дороге, как и отец. Сначала был младшим стрелочником на станции Волот Октябрьской железной дороги, затем дежурным по станции в Старой Руссе. После окончания в городе Ржеве курсов дежурных по станции трудился на станции Волот, а с 14 октября 1938 года работал начальником станций Тулебля близ Старой Руссы.
Осенью 1939 года был призван в Красную Армию. Служил в пограничных войска. К февралю 1942 года стал командир расчёта станкового пулемёта, младшим сержантом. Весной 1942 года, согласно распоряжения государственного комитета обороны (ГКО) об отзыве железнодорожников из армии, флота и пограничных войск Ефимов был демобилизован. Снова стал железнодорожником.
Летом 1942 года гитлеровцы прорвали Юго-Западный фронт южнее Харькова и направили свои крупные танковые силы и 6-ю армию к Дону и Волге: мечтали прорваться к кавказской нефти. Наши войска вынуждены были отступать. Иван Ефимов попал в кондукторскую бригаду поезда, вывозившего раненых в тыловой госпиталь. В одном из рейсов на участке Купянск - Валуйки на санитарную летучку с ранеными бойцами, следующую в тыл, налетели вражеские самолёты. Был повреждён путь, состав замер. А самолёты один за другим продолжали идти в атаку. Когда загорелись вагона, Ефимов с другими членами паровозной и кондукторской бригад расцеплял вагоны, сбивал с них пламя, спасал раненых. Получил ожоги но продолжал спасать людей, пока не удалось окончательно погасить пожар.
После лечения ожогов в госпитале Иван Ефимов был направлен главным кондуктором паровозной колонны №46 особого резерва НКПС, сформированной для обеспечения Волховского фронта.
После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года, была построена дорога от станции Волховстрой к Шлиссельбургу для снабжения города продовольствием. Этот участок находился под обстрелом вражеской артиллерии и подвергался непрерывным налётам авиации противника. Здесь Ефимов проявил свои лучшие человеческие качества, когда во время одного из налётов от «зажигалок» вспыхнул вагон с продовольствием. Несмотря на продолжающуюся бомбардировку, Иван Ефимов расцепил состав, изолировал горящий вагон, чтобы огонь не перекинулся на другие. Получив новые сильные ожоги, он продолжал давать сигналы старшему машинисту, который маневрировал, чтобы избежать попадания бомб в поезд. Состав был соединён, и поезд благополучно доставили в Ленинград. В госпитале узнал о высокой награде.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Ефимову Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».
После выздоровления боевой путь Ефимова пролегал на Западный и 2-й Украинский фронты. Только 4 января 1944 года он смог прибыть в Москву, где в Кремле получил орден Ленина и медаль «Серп и Молот», а в НКПС — высшую отраслевую награду — знак «Почётному железнодорожнику». Вернулся на 2-й Украинский фронт, хотя с октября 1944 года был зачислен на учёбу в Москве.
Летом 1945 года, после взятия Кенигсберга, войска, штурмовавшие город, скрытно перебрасывались на Дальний Восток. Туда же шли и некоторые части 2-го Украинского фронта. На Дальний Восток была отправлена и паровозная колонна, в которой инспектором по движению был Иван Ефимов.
По прибытии на Забайкальскую дорогу все отечественные, видавшие виды паровозы колонны были заменены на американские новые паровозы серии ЕА. После их обкатки колонну направили на обслуживание участков Борзя—Оловянная и Борзя—Чойбалсан протяжённостью 624 километра. После вступления советских войск в Маньчжурию колонна была передислоцирована в депо Хайлар. Сложно было работать на монгольской безводной земле. Кроме теплушки для сменной бригады к паровозу прицепляли цистерну с водой, которая при каждой возможности пополнялась. В кондукторских бригадах не хватало кадров.
Вернувшись с Дальнего Востока Ефимов и с августа 1946 года продолжил учёбу на Центральных технических курсах НКПС. С начала 1947 года он был направлен на работу в должности помощника начальника Елгавского отделения Латвийской железной дороги. В 1951году окончил на курсы техников при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) и получил диплом техника по движению и грузовой работе.
Продолжал работать на Елгавском отделении в должности дежурного, поездного диспетчера отделения, старшего диспетчера и заместителя начальника отдела эксплуатации. В 1954-1957 годах находился в спецкомандировке в Монгольской Народной Республике. Три года напряжённой работы пролетели быстро. Вскоре его перевели в Управление Латвийской дороги, где он выполнял обязанности заместителя начальника оперативно-распорядительного отдела службы движения. В октябре 1978 года по инвалидности ушел на пенсию.
Точную дату его ухода из жизни установить не удалось.
Награжден 2 орденами Ленина (в т.ч. 05.11.1943), медалями; знаком «Почетный железнодорожник».
Биографию подготовил:
Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004
Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001