Федосов Филипп Дмитриевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 162
Орден Ленина № 16314
Федосов Филипп Дмитриевич — начальник Лискинской дистанции пути Юго-Восточной железной дороги, Воронежская область.
Родился 11 (23) ноября 1898 года в селе Дракино ныне Лискинского района Воронежской области в крестьянской семье. Русский. Окончил церковно-приходскую сельскую школу. С детства вместе с отчимом батрачил. С 14 лет начал трудиться путевым рабочим на железной дороге. В феврале 1917 года был призвали в армию. Служил в сапёрном батальоне на турецком фронте. В феврале 1918 года вернулся домой.
Пошел работать путевым рабочим на Лискинской дистанции пути. В марте 1926 года был утвержден бригадиром пути. Он был хорошим практиком по ремонту пути, но знаний явно не хватало, удалось закончить вечернюю совпартшколу. В 1929 году вступил в ВКП(б)/КПСС. В декабре того же года был назначен дорожным мастером. Поступил на заочное отделение в Днепропетровский техникум, но тогда закончить учёбу не удалось. В 1934 году окончил курсы дорожных мастеров при Московском институте железнодорожного транспорта.
Продолжал работать на Юго-Восточной железной дороге дорожным мастером на станции Россошь, дорожным мастером Воронежской дистанции пути, старшим дорожным мастером Грязинской дистанции пути. В апреле 1939 года был назначен начальником Поворинского ремонтного путевого участка. В это должности встретил начало Великой Отечественной войны.
С первых дней войны грамотно организовал работу. мобилизовал путейцев на обеспечение бесперебойной работы вверенного участка пути, станции Поворино. Из Заволжья шли поезда с войсками, из Сталинграда — с танками, а на восток паровозы тянули поезда с эвакуированными, с промышленным оборудованием украинских заводов и донецких шахт. Когда летом 1942 года враг приблизился к Воронежу и Лискам, начались налеты вражеской авиации и на Поворино. Отдельные самолёты бомбили путь и тогда, когда работали путейцы, и даже пытались уничтожить запасы рельсов. И тогда Федосов распорядился рельсы рассредоточить так, чтобы к любому повреждённому участку пути их можно было быстрей доставить. Мало того, рельсы и запасные скрепления закопать, а ремонтникам в случае налёта немедленно ложиться в междупутья. Жертв и потерь стало меньше.
С началом Сталинградской битвы нагрузка на участок выросла, через Грязи и Поворино к Сталинграду поезда везли танки и пополнение. В начале ноября через Поворино пошли поезда с хорошо вооружёнными дивизиями, с танками и артиллерийскими орудиями. А после завершение битвы станция стала главным узлом, через который перевозили к Курску войска Донского фронта.
В январе 1943 года был назначен начальником Лискинской дистанции пути, восстанавливал Лискинский узел. Когда на дистанции развернулись строительные работы, десятки путейцев стали плотниками, кровельщиками, штукатурами, печниками. Ф. Д Федосов построил 6 новых и восстановил 77 разрушенных зданий, заново оборудовал мастерские, кузницы. Отступая под ударами Красной Армии, гитлеровцы старались всеми способами затруднить восстановление Лискинского узла и моста через Дон. Почти ежедневно фашистские летчики бомбили важнейшие стратегические объекты дистанции. Филипп Дмитриевич и его бригада всегда были в состоянии мобилизационной готовности.
4 февраля 1943 года Лискинский железнодорожный узел был восстановлен, что позволило восстановить движение поездов до Ростова-на-Дону. 10 февраля 1943 года поезда пошли по железнодорожному мосту через реку Дон. Начальник Лискинского отделения железной дороги А. К. Лысенко и начальнику дистанции пути Ф. Д. Федосову были представлены к присвоению звания Героя Социалистического Труда.
В мае 1943 года за быстрое возрождение путевого хозяйства Федосов был награждён высшей отраслевой наградой — знаком «Почётный железнодорожник». Лискинский железнодорожный узел, как и Лискинская дистанция пути, сыграл важную роль в период Курской битвы, а после неё — в освобождении Украины и битве за Днепр. Федосов был награжден вторым знаком «Почётному железнодорожнику» и знаком «Отличный путеец».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Федосову Филиппу Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Продолжал работать на вверенном участке. За зиму 1943—1944 годов дистанция выполнила план ремонта пути по всем видам на 200 процентов, была полностью обеспечена щитами, кольями, лопатами и материалами, необходимыми при водоборьбе. План среднего ремонта пути выполнен на 100 процентов, текущего ремонта — на 250 укладка стрелок на щебень — на 130. За этими сухими цифрами скрывались большие физические усилия путейцев, их героический труд без механизмов и приспособлений, порой под бомбёжкой и обстрелами.
После войны продолжал руководить Лискинской дистанции пути, был избран депутатом Воронежского областного Совета депутатов трудящихся. Трудился практически без отпусков, ибо путевое хозяйство нуждалось в круглосуточном уходе и заботе. В феврале 1954 года по собственной просьбе, «в связи с преклонным возрастом» был переведён на более лёгкую работу — помощником ревизора по безопасности движения поездов. В декабре 1958 года ушёл на заслуженный отдых. Жил в городе Лиски. Скончался 25 октября 1963 года.
Награжден 2 орденами Ленина (05.11.1943; 25.05.1951), медалями.
Биографию подготовил:
Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004
Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001