Карабанов Иван Андреевич
Полный кавалер ордена Славы
Полный кавалер ордена Славы
Орден № 254820
Орден № 6818
Орден № 2846
Карабанов Иван Андреевич — воздушный стрелок 999-го штурмового авиационного Таллиннского ордена Суворова полка 277-й штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, старшина — на момент последнего представления к награждению орденом Славы.
Родился 25 мая 1925 года в селе Чемодановка Городищенского уезда Пензенской губернии (ныне – Бессоновского района Пензенской области) в семье рабочего. Русский. В 1931 году семья Карабановых была раскулачена и выслана в посёлок Компанейск города Караганды (Казахстан). Здесь в 1940 году окончил 7 классов неполной средней школы №34. В том же году был призван в школу трудовых резервов, где получил профессию проходчика. Работал на шахте 33-34, где получил травму. В 1941-1943 годах работал в Горпромкомбинате слесарем.
В Красной Армии с февраля 1943 года. Был направлен на учебу в военную авиационную школу авиамехаников в городе Троицк Челябинской области. После сдачи экзаменов убыл на Ленинградский фронт в штурмовой авиационный полк в качестве воздушного стрелка самолета-штурмовика Ил-2.
На фронте в Великую Отечественную войну с апреля 1944 года. Весь боевой путь прошел в составе 999-го штурмового авиационного полка 277-й штурмовой авиационной дивизии. Принимал участие в освобождении Прибалтики, в боях на территории Восточной Пруссии. Сражался под Нарвой, Кенигсбергом. В сентябре 1944 года за 20 успешных боевых вылетов награжден медалью «За отвагу», в ноябре того де года за следуюущие 36 вылетов – орденом Красной Звезды.
11 февраля 1945 года при выполнении боевого задания в районе посёлка Центен (ныне Корнево Багратионовского района Калининградской области) старший сержант Иван Карабанов, отбивая атаку двух вражеских истребителей ФВ-190, прицельным огнем из пулемета сбил один из них. Был представлен к награждению орденом Славы 3-й степени.
В период с 12 января по 15 февраля 1945 года в составе экипажа произвел 24 боевые вылета на штурмовку войск и объектов противника, поразил 2 танка, 12 автомашин с грузом, 9 повозок, 5 минометов и орудий полевой артиллерии, подавил 9 зенитных орудий и вывел из строя большое количество живой силы. Огнем из пулемета отбил 3 атаки вражеских истребителей. 17 февраля командиром полка был представлен к награждению орденом Отечественной войны 2-й степени, но командующий воздушной армией изменил статус награды, так как в наградном листе не было сведений об ордене Славы 3-й степени.
Приказом по 277-й штурмовой авиационной дивизии (№ 11/н) от 21 февраля 1945 года старший сержант Карабанов Иван Андреевич награждён орденом Славы 3-й степени.
Приказом по войскам 2-й воздушной армии (№ 27/н) от 19 марта 1945 года старший сержант Карабанов Иван Андреевич награждён орденом Славы 3-й степени (повторно).
С 16 февраля по 12 апреля 1945 года воздушный стрелок старшина Иван Карабанов в составе экипажа 999-го штурмового авиационного полка произвел 31 боевой вылет на штурмовку войск и объектов противника. Им было уничтожено и повреждено большое количество живой силы и техники. В одном из вылетов умело отразил из пулемета несколько атак вражеских истребителей. Всего к апрелю совершил 93 боевых вылета. Командиром полка был представлен к награждению орденом Богдана Хмельницкого 3-й степени, командиром дивизии статус награды был изменен.
Приказом по 1-й воздушной армии (№ 57/н) от 30 мая 1945 года старшина Карабанов Иван Андреевич награждён орденом Славы 2-й степени.
Войну Иван Карабанов закончил в столице Восточной Пруссии – городе Кенигсберге.
После войны проходил службу в городе Инстенбург (ныне Черняховск Калининградской области). В 1951 году И.А. Карабанов демобилизован.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1951 года в порядке перенаграждения Карабанов Иван Андреевич награжден орденом Славы 1-й степени, став полным кавалером ордена Славы.
Вернулся в город Караганда (Казахстан). В 1951-1969 годах работал на шахте, водителем на автобазе №1. В 1972 году с отличием окончил энергостроительный техникум. Работал мастером в управлении городских электросетей. С 1988 года И.А. Карабанов – на пенсии.
Жил в городе Караганда (Казахстан), с 2003 года – в городе Старый Оскол Белгородской области. Умер 24 сентября 2008 года. Похоронен в Старом Осколе на Каплинском кладбище.
Награждён орденами Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (25.11.1944), Славы 1-й (20.12.1951), 2-й (30.05.1945) и 3-й (21.02.1945) степени, медалями, в том числе «За отвагу» (21.09.1944).
Почётный гражданин города Караганда (1979).
Рассказывает И.А. Карабанов:
Я родился 25 мая 1925 года в селе Чемодановка Пензенской области. В нашей семье было семеро детей. В 1931 году наша семья попала под раскулачивание. Мы были сосланы в Карагандинскую область Казахстана. Я сам помню, что вначале жили в голой степи, в наспех вырытой землянке. И только спустя некоторое время отец со старшими сыновьями построили небольшой домик из самана (солома с глиной). Здесь, в шахтерском поселке Компанейске, я окончил семь классов и ремесленное училище. Освоил специальность проходчика и работал на шахте Кудукская. В начале 1943 года меня призвали в армию.
На фронт я сразу не попал. Вначале был направлен на учебу в школу младших авиационных специалистов, которая находилась в поселке Троицкий Челябинской области.
Задача нам была поставлена конкретная, за полтора месяца освоить специальность воздушного стрелка фронтового штурмовика «ИЛ-2». Никакой материальной части и наглядных пособий не было, одна теория. Нам объяснили, что идет война, и практику мы пройдем на фронте. Пришлось учиться стрелять из пулемета всего лишь 45 дней.
Боевое крещение я получил на Ленинградском фронте весной 1943 года, в 999-м штурмовом авиаполку, с которым и прошел всю войну.
Самое тяжелое, было видеть наглые лица фашистских летчиков, которые, сблизившись с нами, показывали нам то один, то два пальца. Это был своеобразный знак, со скольких очередей они готовы сбить наш самолет. Но это нас не пугало, и мы давали им достойный отпор. Не зря ведь штурмовик «ИЛ-2» фронтовики называли «Летающей крепостью». Он наносил мощные удары по вражеским аэродромам, скопление техники и живой силы противника, атаковал и уничтожал даже танковые колонны. За бои под Ленинградом я получил свою первую награду – медаль «За Отвагу», которой очень горжусь.
Затем наш полк перебросили в Прибалтику, где шли ожесточенные бои. Вылетать приходилось по 2-3 раза в день, что сильно изматывало экипажи, да и потери были большими. Здесь я, будучи старшиной открыл свой личный счет сбитых вражеских самолетов. За десять успешных вылетов я был награжден орденом «Славы» третьей степени.
Однажды, выполнив задание, мы возвращались на свой аэродром. Основной боеприпас израсходовали и только у воздушного стрелка оставалось немного патронов. Неожиданно командир, старший лейтенант Иван Деркач, сообщил по переговорному устройству, что параллельно их курсу движется немецкий транспортник «Ю-88». Ловкий маневр «ИЛ-2» и «Юнкерс» уже на прицеле. Фашистскому самолету уйти не удалось.
Почти всю войну я прошел, не получив ни одного ранения. Но весной 1945 года везение мне изменило. И сегодня мне часто снится тот злополучный день. К тому времени наш штурмовой полк базировался под Кенигсбергом в Восточной Пруссии. Во время атаки вражеского аэродрома наш экипаж попал под сильный огонь немецких зениток. Несколько снарядов угодили в двигатель самолета, и он заглох. Только мастерство командира спасло экипаж от верной смерти. Я сумел дотянуть свой «ИЛ-2» до хлебного поля и посадил его прямо на «брюхо». Мы получили легкие ранения, но сохранили боевую машину. А я за проявленное мужество был удостоен ордена Славы второй степени.
Служа воздушным стрелком самолета «ИЛ-2» совершил 102 боевых вылета, один вражеский самолет сбил лично, за свои боевые заслуги награжден орденами Славы 3-й, 2-й, 1-й степени и многими другими боевыми наградами. Мой «ИЛ-2», в котором я занимал место стрелка, никогда не попадал в пике. Штурман в самолете всегда знал, что я прикрою. Из нашего подразделения – 277-я штурмовая авиационная дивизия 999-й штурмовой авиационный Таллиннский ордена Суворова полк, к концу войны осталось несколько человек.
Войну я закончил полным кавалером ордена «Славы». Я еще до 1951 года находился на воинской службе в городе Инстенбурге (ныне Черняховск Калининградской области). После возвращения домой работал со старшими братьями на шахте, а затем водителем в одном из автохозяйств Караганды. Затем с отличием окончил энергостроительный техникум. Работал в распределительных электросетях в должности мастера. А в 2003 году переехал к племяннику в Старый Оскол.
Биографию подготовил:
Белан П.С. и др. Доблесть солдатская, Алма-Ата, 1974
Кавалеры ордена Славы трёх степеней: крат. биогр. слов. – Москва, 2000.
Полные кавалеры ордена Славы: биогр. слов. Т.1. – Москва, 2010.