Голуб Иван Андреевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 97
Орден Ленина № 15543
Голуб Иван Андреевич - начальник машинно-путевой станции № 51 Сталинградской железной дороги.
Родился 6 (19) марта 1914 года в станице Старо-Леушковская, ныне Павловского района Краснодарского края в крестьянской семье. В 1928 году окончил школу крестьянской молодёжи (семилетку), на следующий год семья вступила в сельскохозяйственную артель «Красный Молот». С 16 лет работал заготовителем продовольствия в совхозе № 16 имени Калинина по командировке из колхоза. После окончания технической школы в ноябре 1933 года был назначен бригадиром пути на станции Тихорецкая и временно - дорожным мастером.
Окончил курсы механиков тяжёлых путевых машин при Тульском железнодорожном техникуме, работал механиком на станции Крыловская, затем старшим механиком треста Желдорпутьреконструкция, а в октябре 1937 — главным механиком. За участие в стахановско-кривоносовском движении был награжден знаком «Почётному железнодорожнику», а в следующем году - именными часами. В 1937 году машинно-путевая станция (МПС), в которой работал Голуб, вела капитальный ремонт пути на Западной дороге, в следующем году - на дороге имени Ф. Э. Дзержинского. В 1939 году молодого путейца наградили орденом «Знак Почёта». В 1940 году его направили на ремонтные работы в Закавказье.
В апреле 1941 года МПС-51 в Клину вела реконструкцию участка Клин-Бологое. Там путейца застала Великая Отечественная война. Девять долгих месяцев Годуб со своими подчиненными под вражескими бомбами отстаивал станцию Бологое и восстанавливал разрушенное хозяйство. Затем машинно-путевая станция под руководством И. А. Голуба была направлена на строительство пути нового Большого кольца вокруг Москвы. Несмотря на жесткие сроки, работу под бомбёжками, стройку закончили на десять дней раньше назначенного правительством срока.
Затем была работа на севере, где путейцы прокладывали Северо-Печорскую магистраль. Здесь Голуб стал применять свой механизм, известный позднее под названием «путерасшивщик системы Голуба». Новое задание - на Юго-Восточную магистраль, где нужно было усилить пути, так как к Сталинграду везли танки, тяжёлые орудия, боеприпасы. К тому же нужно было усилить путь от Поворино до Иловли и от Балашова на Петров Вал и Иловлю, так как Генеральный штаб и НКПС планировали по этим участкам транспортировать высвобождающиеся войска Донского фронта к Курску.
Как только была разгромлена окружённая на берегах Волги вражеская армия, путевые механизмы прибыли в Сталинград, и железнодорожники приступили к восстановлению узла. Путейцы Голуба работали на восстановлении главных путей на участке Сталинград 1 — Тракторный завод. Задания правительства быи выполнены досрочно. В течение трёх месяцев МПС-51 держала переходящее Красное знамя ВЦСПС и НКПС за отличную работу по восстановлению Сталинградского узла. Наиболее отличившиеся путейцы были награждены медалью «За оборону Сталинграда».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Голубу Ивану Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Из Сталинграда МПС-51 была отправлена в Заполярье, на Кировскую прифронтовую дорогу, которую нещадно бомбили гитлеровцы и финны. В октябре 1944 года Голубу присвоено персональное звание директора-подполковника пути и строительства, награждён орденом Красной Звезды.
В декабре 1944 года он был зачислен курсантом Центральных технических курсов Наркомата путей сообщения. В Москве праздновал День Победы. А в декабре 1946 года, на «отлично» сдав все экзамены, получил назначение на должность начальника конторы № 9 Управления путевых ремонтных поездов при Кавказском округе железных дорог. В 1948 году экстерном сдал пять госэкзаменов в Ростовском техникуме железнодорожного транспорта. В 1956 году окончил Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта. Трудился заместителем начальника работ в Харькове, в 1957-1960 годах — в Алма-Ате. В течение 16 лет работал главным механиком в тресте «Центротрансстрой», а с 1983 по 1986 год был начальником материально-технической базы Хозуправления Министерства путей сообщения СССР.
Жил в городе Москве. Умер 25 марта 1986 года. Похоронен в Москве на Бабушкинском кладбище.
Награждён орденами Ленина (05.11.1943), Трудового Красного Знамени (13.09.1943), Красной Звезды (29.07.1945), «Знак Почёта» (23.11.1939), медалями, двумя знаками «Почётному железнодорожнику».
Биографию подготовил:
Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004