Синегубов Николай Иванович
Лишённый звания Героя Социалистического Труда
Лишённый звания Героя Социалистического Труда
Медаль № 90
Орден Ленина № 15493
Синегубов Николай Иванович - заместитель Народного комиссара путей сообщения СССР, комиссар государственной безопасности.
Родился 30 декабря 1895 года на станции Дебальцево Екатерининской железной дороги (Успенская волость Таганрогского округа Области Войска Донского, ныне город в Донецкой области Украины) в семье железнодорожного рабочего. Украинец. Окончил дебальцевское двухклассное училище в 1910 году. С 1910 года из-за бедного состояния семьи приступил к работе сперва учеником маляра, затем молотобойцем и старшим дворником 14-го участка службы пути, с 1913 - помощником смотрителя зданий, с 1914 - десятником по строительству зданий на станциях Дебальцево и Гришине Екатерининской железной дороги.
В мае 1915 года призван в Русскую императорскую армию. Участник 1-й Мировой войны. Два года служил рядовым 4-го запасного сапёрного батальона в городе Самаре. В 1916-1917 годах – инструктор подрывного дела в 3-й особой дивизии (Северный фронт) в чине старшего унтер-офицера. В марте 1918 года вернулся домой, трудился конторщиком 15-го и 20-го участков пути на станциях Дебальцево и Сватово. С декабря 1919 года - комиссар и секретарь ревкома на станции Дебальцево. Член РКП(б) с 1920 года.
В июле 1920 года, как фронтовик и пролетарского происхождения, был направлен на работу в органы ВЧК. Служил секретарём отделения дорожно-транспортной ЧК, с 1921 - помощником начальника секретно-оперативной части дорожно-транспортного отдела (ДТО) ОГПУ на станции Попасная Северо-Донецкой железной дороги. С марта 1922 - инспектор и начальник организационной части ДТП ГПУ Украинской ССР в Харькове. С марта 1923 года - начальник дорожно-транспортного отдела ГПУ на станции Славянск и с апреля 1924 - на станции Красный Лиман Северо-Донецкой железной дороги.
С марта 1926 года - старший оперуполномоченный и старший инспектор Южного окружного транспортного отдела ГПУ, с июня 1926 - помощник начальника ДТО ОГПУ Южной железной дороги. С апреля 1928 года - начальник ДТО ОГПУ Екатеринославской железной дороги (Днепропетровск). С мая 1931 года - заместитель начальника ДТО ОГПУ Южной железной дороги, а с октября 1931 года - начальник ДТО Забайкальской железной дороги. В эти годы его служба характеризуется вручением в 1927 году именного боевого оружия, а в 1930 году — знака «Почётный чекист». Однако в декабре 1932 года был снят с должности и подвергнут дисциплинарному наказанию в виде аресте на 30 суток за незаконную покупку для своего отдела легковой автомашины, которая к тому же оказалась украденной.
С мая 1933 года продолжил службу в центральном аппарате ОГПУ СССР - помощник начальника железнодорожной части транспортного отдела ОГПУ СССР, с октября 1933 - старший инспектор там же, с июля 1934 - заместитель начальника отделения транспортного отдела Главного управления государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР, с апреля 1935 года - начальник 3-го отделения того же отдела.
С 1937 года - помощник начальника 6-го отдела ГУГБ НКВД СССР. С июня 1938 года - заместитель начальника 1-го отдела Главного транспортного управления (ГТУ) НКВД СССР. С августа 1939 года - начальник следственной части и одновременно заместителем начальника ГТУ НКВД СССР. С 1937 года активно участвовал в незаконных репрессиях против работников железнодорожного транспорта, в 1939 году участвовал в операции по задержанию бывшего Наркома внутренних дел УССР А.Успенского, находившегося во всесоюзном розыске, а в 1940 году - в операции по уничтожению польских граждан в Катыни, был награжден именным оружием.
С ноября 1940 года - начальник 1-го отдела - заместитель начальника ГТУ НКВД СССР. С марта 1941 года – начальник Отдела железнодорожной милиции - заместитель начальника Главного управления милиции НКВД СССР.
30 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР утвердил старшего майора госбезопасности Синегубова начальником Транспортного управления НКВД СССР. В начале 1942 года железнодорожный транспорт оказался в критическом положении. Был учреждён Транспортный комитет при ГКО. 25 марта 1942 года Синегубов был утвержден ЦК ВКП(б) на должность заместителем Наркома путей сообщения СССР. Как заместитель наркома, отвечал за работу следующих управлений и отделов НКПС: Центрального управления пути; аппарата главного ревизора по безопасности движения; Центрального управления связи; Центрального пассажирского управления; Метрополитена; Военного отдела; Отдела охраны; Административно хозяйственного отдела. В октябре 1942 года в связи с переходом на работу в НКПС старший майор госбезопасности Н.И. Синегубов освобожден от должности начальника Транспортного управления НКВД СССР и переведен в действующий резерв.
В июле 1942 года был назначен уполномоченным Государственного Комитета Обороны СССР по железнодорожному обеспечению Сталинградской битвы, ведал ускорением строительства Волжской рокады от Саратова к Иловле, развитием линии Урбах—Астрахань, которая явилась единственным путём снабжения волжской твердыни всем необходимым. Синегубов непосредственно ведал доставкой танков, артиллерии и войск для окружения под Сталинградом 300-тысячной армии захватчиков, а после её ликвидации — срочной переброской войск Донского фронта к Курску.
Одновременно являлся Уполномоченным ГКО по Красноводскому порту. Отвечал за транспортировку наливных грузов через Астрахань и через Каспийское море в Гурьев и Красноводск. С октября 1943 года - Уполномоченный ГКО по улучшению воинских перевозок на Южно-Донецкой железной дороге.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» инженер-майору Синегубову Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».
В ноябре 1943 году Синегубову было присвоено специальное звание - вице-генерал-директор путей сообщения 2 ранга. В 1944-45 годах Синегубов, заботясь о путевом хозяйстве, обеспечивал перевозки войск и военных грузов для решающих операций по освобождению советской территории и сопредельных стран, как и штурма Берлина. После победы, в июле 1945 года, по совместительству был назначен Уполномоченным ГКО по обеспечению погрузки, вывоза и разгрузки трофейного германского оборудования.
После войны продолжал работу в Министерстве путей сообщения СССР. С июля 1948 года – заместитель Министра путей сообщения по путевому хозяйству и главный ревизор по безопасности движения. В июне 1951 года освобожден от обязанностей замминистра с оставлением главным ревизором по безопасности движения и членом Коллегии МПС СССР. С апреля 1953 года - начальник Отдела защитных лесонасаждений Главного управления пути и сооружений МПС СССР. В мае 1956 года вышел на пенсию по возрасту.
После смерти Сталина начался пересмотр деятельности сталинского руководства и многих должностных лиц органов внутренних дел и государственной безопасности в конце 1930-х годов и в ходе войны. Подверглась разбирательству и деятельность Н.И. Синегубова. В итоге Постановлением Комитета партийного контроля при ЦК КПСС от 11 августа 1958 года он был исключен из КПСС "за фальсификацию следственных материалов и применение незаконных методов при допросе арестованных в период работы в Главном транспортном управлении НКВД СССР". 30 декабря 1958 года Президиум ЦК КПСС принял решение об обращении в Верховный Совет СССР с вопросом о лишении Н.И. Синегубова звания Героя Социалистического труда, орденов и медалей СССР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1959 года за грубые нарушения социалистической законности Синегубов Николай Иванович лишен звания Героя Социалистического Труда.
В тексте Указа говорилось: «Учитывая, что Синегубов в период своей работы в органах государственной безопасности при проведении следствия допускал грубые нарушения социалистической законности, повлекшие за собой тяжкие последствия, и что при присвоении ему звания Героя Социалистического Труда и награждении орденами и медалями эти обстоятельства не были известны, а также, учитывая, что совершенные им поступки несовместимы со званием Героя Социалистического Труда и награждением орденами...»
С этого времени его имя фактически было вычеркнуто из истории. Жил на даче в Подмосковье. Умер 23 марта 1971 года. Похоронен в Москве на Донском кладбище.
Специальные звания: капитан государственной безопасности (14.12.1935), майор государственной безопасности (4.09.1939), старший майор государственной безопасности (14.03.1940), комиссар государственной безопасности (16.08.1943), вице-генерал-директор путей сообщения 2-го ранга (3.05.1944), вице-генерал-директор путей сообщения 1-го ранга (25.05.1949). Лишен звания 12.01.1959 года.
Был награждён 3 орденами Ленина (24.11.1942, 5.11.1943, 6.08.1954), орденами Красного Знамени (19.01.1940), Кутузова 1-й степени (29.07.1945), Красной Звезды (22.07.1937), «Знак Почёта» (26.04.1940), медалями, знаками «Почётный сотрудник ВЧК-ГПУ (V)» (№ 482). Лишен всех этих наград 12 января 1959 года, за исключением ведомственного знака «Почётный железнодорожник» (21.11.1943).
Биографию подготовил:
Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004
Звягинцев В.Е. Трибунал для академиков. М.: Терра, 2009
Петров Н.В. Кто руководил органами госбезопасности в 1941-1954. М., Звенья, 2010