Герой Социалистического Труда
Армия: Железнодорожные войска
Коршунов Павел Иванович

Коршунов Павел Иванович

01.03.1907 - 31.03.1987

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 179

Орден Ленина № 16453

Коршунов Павел Иванович - командир 77-го отдельного строительно-путевого железнодорожного батальона 5-й отдельной железнодорожной бригады, майор.

Родился 1 марта 1907 года в селе Мелюковка (Милюковка) Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне Наровчатского района Пензенской области), в семье крестьянина. Русский. Учился на общеэкономическом факультете педагогической академии в городе Самарканде. С третьего курса был призван в ряды Красной Армии. Службу проходил в горнострелковом полку Среднеазиатского военного округа. В 1930 году был уволен в запас. Работал заведующим часовым отделом Дворца пионеров Замоскворецкого района города Москвы.

В апреле 1932 года вновь был призван в ряды Красной Армии и назначен на должность командира роты 21-го строительного железнодорожного полка особого корпуса железнодорожных войск. В последующие годы командовал полковой школой, был начальником штаба учебного батальона, избирался секретарем партбюро учебного батальона. Член ВКП(б)/КПСС с 1937 года.

Начало Великой Отечественной войны капитан Коршунов встретил в должности командира учебного батальона 5-й отдельной железнодорожной бригады. С апреля 1942 года был назначен командиром 77-го отдельного строительно-путевого железнодорожного батальона этой же бригады. Батальон майора Коршунова действовал на одном из главных направлений Юго-Западного фронта. Днем и ночью работали воины-железнодорожники, отправляя эшелон за эшелоном в тыл страны. Они формировали поезда, тушили пожары, ликвидировали последствия налетов авиации противника, эвакуировали ценное имущество.

С января 1943 года воины батальона полным ходом вели восстановительные работы на железнодорожных участках Отрожка - Воронеж, Касторная - Старый Оскол, Касторная - Кшень, Щигры - Курск, а также на станциях Воронеж, Курск. Наиболее ярко волевые качества комбата и его бойцов проявились при восстановлении Курского железнодорожного узла. Уже через трое суток после отступления врага он был восстановлен и мог принимать и отправлять 25 пар поездов в сутки.

Фашисты яростно бомбили станцию Курск. Однако воины-железнодорожники в короткие сроки устраняли последствия вражеских налетов и обеспечивали проезд воинских эшелонов к фронту. Особенное напряжение пришлось выдержать железнодорожникам 2 июня 1943 года. На Курск совершили налет более 800 фашистских самолетов. Бомбардировка продолжалась 22 часа. За это время на узел было сброшено около 1600 бомб. Было разрушено 12 километров станционных путей, депо, водоемное здание, многие стрелочные переводы, 154 груженых вагона, 8 паровозов... Узел лежал в руинах...

Батальону Коршунова понадобилось 11 часов 30 минут чтобы убрать исковерканный подвижной состав, уложить пути и открыть движение поездов. Через 35 часов последствия бомбежки были устранены полностью. Мужество и трудовой героизм были проявлены беспримерные, работы начались когда еще рвались бомбы. Многие воины батальона за этот подвиг были награждены орденами и медалями. Начальник станции Курск П. А. Шубин, командир бригады полковник П. И. Бакарев и майор П.И. Коршунов представлены к присвоению званий Герой Социалистического Труда.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» полковнику Коршунову Павлу Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Великую Отечественную войну полковник Коршунов закончил в должности начальника штаба 47-й железнодорожной бригады. После Победы продолжал службу в железнодорожных войсках на командных должностях. В 1954 году ему было присвоено звание генерал-майора. С 1964 года - в отставке.

Жил в городе Харькове, активно участвовал в воспитании молодежи, возглавлял совет ветеранов железнодорожной части. Скончался 31 марта 1987 года. Похоронен на кладбище №2 в Харькове.

Награжден 2 орденами Ленина (05.11.1943; ...), 3 орденами Красного Знамени (10.08.1944, 08.06.1945, …), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (12.06.1943; 11.03.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (30.04.1943), 2 орденами Красной Звезды (17.01.1942, …), медалями; 2 чехословацкими орденами; знаком «Почетному железнодорожнику». «Почетный гражданин г. Курска».

Приказом Министра обороны СССР от 20 апреля 1985 года зачислен навечно в списки личного состава почетным солдатом железнодорожной воинской части.

В 1973 и в 2005 годах на здании вокзала станции Курск были установлены мемориальные доски, посвященные подвигу железнодорожников. На одной из которой увековечено и имя Павла Ивановича Коршунова.


Вот что рассказывают архивные документы о работе Курского железнодорожного узла:

«...Командиры, политработники, коммунисты и комсомольские активисты своим бесстрашием и мужеством воодушевляли бойцов. Так, после одной вражеской бомбежки бойцы и командиры 1-й и 4-й рот во главе с майором П. И. Коршуновым выбежали из укрытий для ликвидации последствий налета.

Командир отделения коммунист Лешманов со своими бойцами бросился к горящим вагонам с боеприпасами, быстро их расцепили, растащили по путям и спасли для фронта необходимые грузы. А коммунист старший сержант Сватов со своим отделением начал восстанавливать путь, чтобы дать возможность вывести со станции уцелевшие вагоны. По примеру своих командиров и коммунистов, также самоотверженно действовали все бойцы. Через пять часов после вражеского налета главные пути были восстановлены, через Курск пошли поезда.

Особенно большое напряжение всех моральных и физических сил потребовалось выдержать бесстрашным железнодорожникам днем и ночью 2 июня 1943 года. Тогда на Курск совершили налет 824 фашистских самолета. Бомбардировка продолжалась 22 часа За это время на узел было сброшено 1600 бомб Было разрушено 12 километров станционных путей, депо, водоемное здание, многие стрелочные переводы, 154 груженых вагона, 8 паровозов. Узел лежал в руинах.
Командир батальона майор Коршунов, парторги рот Хайрулин, Шанин, Пономарев призвали коммунистов показать пример в восстановлении станции Они первыми выбегали из укрытий после очередных заходов фашистских бомбардировщиков и приступали к восстановительным работам. Так, например, Пономарев с группой бойцов четко и быстро организовал восстановительные работы по ремонту путей, на которых находился воинский состав Осколком Пономарев был ранен в руку, но продолжал вместе с товарищами восстанавливать путь и работал до тех пор, пока эшелон не ушел со станции. После этого он возглавил группу по спасению раненых солдат и командиров из горящего санитарного поезда.

...Коммунист старший сержант Вовчинский в самый разгар бомбардировки вскочил в паровоз и вывел в безопасную зону несколько составов с ценным воинским грузом и санитарный поезд. За эти смелые действия он был награжден орденом Красной Звезды.

Через 11 часов 30 минут после налета воины убрали исковерканный подвижной состав, уложили пути и открыли движение поездов через станцию Комбат доложил командованию: «Курский узел действует... »

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 2. М. 2003

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Золотые звезды железнодорожных войск. Ленинград, 1985

Кабанов П.А. Стальные перегоны. М.: Воениздат, 1973.

Подводная археология   Т