Тютюшкин Семён Фокович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 136
Орден Ленина № 16267
Тютюшкин Семён Фокович – машинист-инструктор колонны паровозов №12 специального резерва Народного комиссариата путей сообщения СССР, Сталинградская область.
Родился 16 апреля 1901 года в городе Елисаветград (с 1939 года – Кировоград, Украина), в семье рабочего. Русский. Окончил четыре класса школы. С 12 лет стал работать на заводе.
В 1917 году пришел трудиться в депо железной дороги станции Елисаветград, был учеником слесаря, слесарем. В 1922-1924 годах служил в Красной Армии. После демобилизации вернулся в родной город. Стал помощником машиниста, в 1930 году – машинистом.
С началом Великой Отечественной войны водил эшелоны с войсками. При эвакуации из Кировогограда Тютюшкин возглавлял бригаду, которая вела поезд с военными, руководством станции и депо. Через станцию Хировка, уже занятую гитлеровцами, пришлось прорываться с боем. Впереди пустили заминированную дрезину, которая взорвалась на станции. Через несколько секунд по соседнему пути на большой скорости Тютюшкин провел свой эшелон.
Дальше был Кременчуг, Харьков, где Тютюшкин получил назначение в паровозное депо Поворино Пензенской железной дороги. Затем был машинистом колонны паровозов №18 особого резерва Народного комиссариата путей сообщения, депо Тихвин Северной железной дороги. Водил поезда с грузами для блокадного Ленинграда, быстро и бесперебойно подвозил фронту технику, боеприпасы, продовольствие.
В его бригаде не было ни одного нарушения трудовой дисциплины, не было брака в работе. Имея солидный стаж слесарного мастерства, он хорошо знал ремонтное дело, почти всегда после возвращения из поездки «подлечивал» паровоз: то заваривал пробоину, то менял покалеченные осколком детали.
В октябре 1942 года, как опытный машинист, был направлен в формируемую на станции Кашира Московско-Донбасской железной дороги колонну №12 специального резерва Наркомата путей сообщения. Энтузиазм Тютюшкина и других железнодорожников способствовал досрочному введению колонны в строй. Вскоре колонна была отправлена под Сталинград и находилась там до полного разгрома немецко-фашистской группировки.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Тютюшкину Семёну Фоковичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».
С апреля 1944 года и до Победы над Германией спецколонна №12 дислоцировалась на участке Барановичи – Брест – Белосток – Варшава, обеспечивая снабжение частей 2-го Белорусского фронта. В ноябре 1944 года Тютюшкину было присвоен звание «инженер-лейтенант тяги».
В 1946 году вернулся в родной город. Трудился в депо станции Кирово-Украинская (ныне – Кировоград) Одесской железной дороги. До выхода на пенсию в 1956 году работал машинистом, дежурным по депо. Умер 25 ноября 1980 года. Похоронен в Кировограде.
Награждён 2 орденами Ленина, медалями, знаками «Почётный железнодорожник» и «Отличный паровозник».
В городе Кировоград на здании железнодорожного вокзала Герою установлена мемориальная доска, его именем названа улица.
Биографию подготовил:
Герои стальных магистралей. Кн. 1. М. 2000
Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001