Герой Социалистического Труда
Армия: Железнодорожные войска
Зубков Иван Георгиевич

Зубков Иван Георгиевич

26.07.1904 - 28.06.1944

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 69

Орден Ленина № 15479

Зубков Иван Георгиевич - начальник Строительства №5 Народного комиссариата путей сообщения СССР, начальник Управления военно-восстановительных и заградительных работ Ленинградского фронта, генерал-директор пути и строительства II ранга.

Родился 13 (26) июля 1904 года в станице Ессентукская Терской области - ныне город Ессентуки в Ставропольском крае. Сын инженера-путейца. Учился в кадетском корпусе. После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года жил с семьёй в городе Кашира Московской губернии, в Донбассе, в Закавказье.

С 1919 года работал подручным слесаря, молотобойцем, чертёжником, десятником. С 1922 года учился на рабфаке при Политехническом институте в Тифлисе и одновременно трудился в службе пути Закавказской железной дороги. В 1925 году из-за смерти отца вынужден был оставить учёбу и приехать к матери в город Льгов Курской губернии. Нехватка кадров тогда была настолько сильная, что не окончивший рабфак И. Зубков был назначен преподавателем, а затем и директором школы фабрично-заводского ученичества в Льгове.

В 1930 году окончил Харьковский технологический институт. Работал в Народном комиссариате путей сообщения СССР, на строительстве железнодорожных мостов на Украине.

В 1933 году по собственной просьбе переведён на строительство Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича: сменный мастер, с 1934 года - заместитель начальника шахты, начальник шахты №55. За образцовую работу и обеспечение большевистских темпов в работе при строительстве второй очереди Московского метрополитена награждён в 1939 году медалью «За трудовую доблесть». В 1940 году вступил в ВКП(б).

В июне 1940 года назначен начальником строительства №300 (стройка железнодорожной линии в Молдавии). В январе 1941 года Иван Зубков назначен начальником строительства Народного комиссариата путей сообщения №5 - под этим наименованием значилась только что начавшаяся стройка Ленинградского метрополитена. К началу войны началась прокладка первой линии от Автово до Финляндского вокзала. Были заложены 34 шахтных ствола, началась проходка штолен.

С началом Великой Отечественной войны стройка была заморожена. Однако Строительство №5 НКПС СССР было полностью сохранено под начальством И. Г. Зубкова и в полном составе переведено на строительство железобетонных оборонительных укреплений на Карельском перешейке для обороны Ленинграда с севера.

В сентябре 1941 года советские войска форсировали Неву в районе Невской Дубровки и заняли плацдарм на её левом берегу (легендарный «Невский пятачок»). Получив приказ построить понтонную переправу для переброски танков на левый берег Невы, метростроители под командованием Зубкова выполнили его под обстрелом немецкой артиллерии. Затем он выполнил работы по строительству железнодорожных подходов (линия Войбокало - мыс Коса) и портовых сооружений для навигации по Ладоге. Награждён орденом Красной Звезды. В апреле 1942 года И. Г. Зубков назначен одновременно и начальником Управления военно-восстановительных и заградительных работ Ленинградского фронта.

В начале зимы 1942-1943 годов в блокадном Ленинграде вновь сложилась трагическая обстановка с продовольствием. Автомобильная «Дорога жизни» не справлялась с снабжением города продовольствием, так как в преддверии прорыва блокады была перегружена грузами для войск Ленинградского фронта. Тогда Зубков взялся возвести железнодорожную ледовую переправу через Ладожское озеро. При этом он предложил класть путь с широкой колеёй не на лёд, а на свайно-ледяную эстакаду, чтобы поезда могли двигаться в Ленинград полными составами, а не повагонно, как изначально планировалось. В короткий срок была построена не имеющая аналогов в мире ледовая железная дорога длиной более 35 километров.

В январе 1943 года советские войска прорвали блокаду Ленинграда. Был пробит узкий коридор вдоль южного берега Ладожского озера. Воины-железнодорожники Строительства №5 во главе с Зубковым совершили инженерное чудо. Всего за пятнадцать дней по труднопроходимым болотам была построена 33-километровая железная дорога Шлиссельбург - Поляны с мостом через Неву протяженностью 1300 метров. Для ускорения сроков строительства сначала строился мост свайно-ледяной конструкции и одновременно началось сооружение постоянного моста. 7 февраля 1943 года, на день раньше намеченного срока, на Финляндский вокзал Ленинграда прибыл первый поезд с Большой земли. Вскоре вступил в строй и постоянный мост. За этот трудовой подвиг начальник Управления военно-восстановительных работ И. Г. Зубков был награждён орденом Красного Знамени.

Железная дорога в полосе прорыва называлась ленинградцами «Дорогой Победы», а железнодорожниками - «коридором смерти». Каждый день она подвергалась бомбёжкам и артобстрелам. Не было дня, чтобы полотно не разрушалось попаданием снарядов и бомб. Однако железнодорожники немедленно устраняли любые повреждения полотна и моста. Иван Зубков руководил непрерывным устранением всех повреждений, создавал резервы средств и техники для любых экстренных случаев. Благодаря его опыту и мастерству был спасён мост во время внезапного весеннего ледохода с Ладоги; восстановлен мост после прямого попадания вражеского тяжёлого снаряда, обрушившего самый труднодоступный пролёт; восстановлены пути после взрыва эшелона с боеприпасами, после которого на месте насыпи образовалась гигантская воронка. Работавшие на «Дороге Победы» железнодорожники считались призванными в действующую армию, наряду с бойцами переднего края снабжались и несли такие же жестокие потери. В 1943 году начальнику Строительства №5 Наркомата путей сообщения СССР и начальнику Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта И. Г. Зубкову было присвоено специальное звание «генерал-директор пути и строительства II ранга», которое по аналогии с воинскими званиями соответстввовало званию «генерал-лейтенант».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Зубкову Ивану Георгиевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

После изгнания врага из-под Ленинграда руководил восстановлением железнодорожного хозяйства и строительством новых дорог для снабжения наступавших войск Ленинградского фронта.

Трагически погиб 28 июня 1944 года при вылете для осмотра с воздуха подлежащего восстановлению моста. Самолёт, на борту которого находился И. Г. Зубков, был повреждён вражеским истребителем и разбился при посадке на аэродроме вблизи города Лодейное Поле Ленинградской области.

Похоронен на Казачьем кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Генерал-директор пути и строительства II ранга (1943). Награждён орденами Ленина (05.11.1943), Красного Знамени (15.03.1943), Отечественной войны 1-й степени (05.10.1944, посмертно), Красной Звезды (06.02.1942), медалями «За трудовую доблесть» (05.02.1939), «За оборону Ленинграда» (вручена в 1943).

Именем Героя названа улица в Санкт-Петербурге (2014).


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров

Источники

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Документы на сайте «Подвиг народа»

Пашкова Т.Л., Михайлов В.А. Самые знаменитые железнодорожники России. Москва, 2005.