Герой Социалистического Труда
Армия: Бронетанковые войска
Максарёв Юрий Евгеньевич

Максарёв Юрий Евгеньевич

10.08.1903 - 11.11.1982

Герой Социалистического Труда

Даты указов

20.01.1943

Медаль № 31

Орден Ленина № 12686

Максарёв Юрий Евгеньевич – директор Уральского танкового завода №183 имени Коминтерна Народного комиссариата танковой промышленности СССР, город Нижний Тагил Свердловской области.

Родился 28 июля (10 августа) 1903 года в Порт-Артуре, ныне город Люйшунь Китайской Народной Республики. Сын русского офицера. Окончил кадетский корпус в 1917 году.

С 1917 года работал электромонтёром в одной из петроградских артелей, с 1919 – кладовщиком в Петроградском фотоинституте. В 1920 вступил в Красную Армию, телефонист. Участник подавления Кронштадтского восстания (1921). В 1921 году вступил в РКП(б)/ВКП(б)/КПСС. В 1921 году уволен по сокращению из РККА и поступил в Петроградский политехнический институт. Был вынужден прервать учёбу из-за материального положения и в 1922–1923 годах ходил кочегаром на транспорте «Трансбалт». В 1923 году восстановился в политехническом институте, откуда в 1924 году перевёлся в Ленинградский технологический институт. Окончил его в 1930 году по специальности инженера-технолога.

Ещё во время учёбы стал трудиться техником на заводах «Большевик» (1926–1927) и «Гипромез» (1927–1929) в Ленинграде. В 1929 году пришёл на завод «Красный путиловец» (с 1934 года – Кировский завод), где произошло его становление как крупного специалиста и организатора оборонной промышленности. С 1929 года был мастером, механиком цеха, с 1932 года – заместителем начальника цеха, затем начальником кузнечного цеха и начальником танкового отдела завода.

В 1938 году назначен директором Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна №183 на место арестованного и расстрелянного предшественника. По существу, завод являлся танковым и выпускал лёгкие танки Т-35 и БТ, а конструкторы завода во главе с М. И. Кошкиным и А. А. Морозовым совершили трудовой и человеческий подвиг. Работая на энтузиазме, при явном и скрытом противодействии большинства московских руководителей промышленности и Наркомата обороны СССР они создали и всесторонне испытали новый танк, ставший легендой. Исключительно много для создания Т-34 сделал и директор завода Максарёв. В 1940 году Харьковскому заводу было поручено первому в СССР спешно осваивать массовый выпуск Т-34, и эта задача была успешно выполнена. К началу войны выпущено свыше 1 тысячи танков Т-34.

В годы Великой Отечественной войны Ю. Е. Максарёв руководил работой завода в условиях приближающего фронта. Завод не эвакуировали до последней возможности, так как тогда остальные предприятия танковой промышленности были либо на пути в эвакуацию, либо только начинали воссоздание на новых местах, и поступление новых танков в действующую армию почти отсутствовало. Когда партийное бюро завода постановило при налётах вражеской авиации не останавливать работу и не спускаться в бомбоубежища, Максарёв сам стал при каждом налёте переходить в цеха, где находился вместе с рабочими. В сентябре 1941 года, когда Харьков был оставлен Красной Армией, он сумел за считанные дни произвести демонтаж и полный вывоз оборудования и производственных запасов на Урал. Там в такие же кратчайшие сроки Максарёв организовал восстановление производства танков.

Однако в феврале 1942 года по распоряжению Сталина Максарёв был снят с должности за невыполнение плана выпуска танков, его намеревались отдать под суд. Спас его заместитель народного комиссара танковой промышленности И. М. Зальцман, прибывший на завод для разбора ситуации и повышения выпуска танков. В 1942 году Максарёв несколько месяцев был главным инженером Кировского завода в Челябинске.

В том же 1942 году вернулся в Нижний Тагил главным инженером, а с 1942 по 1946 год был директором Уральского танкового завода №183 имени Коминтерна (с 1943 года – имени И. В. Сталина) в городе Нижний Тагил Свердловской области. Организовал поточное производство танков, широко внедрял новые сварочные технологии академика Е. О. Патона, также работавшего тогда в Нижнем Тагиле. Завод в годы войны выпустил около 35 тысяч танков Т-34. При этом была решена, казалось бы, невыполнимая задача по повышению жизнеспособности танка (пробег танка, ресурс двигателей и узлов, движение без ремонта). В результате советские танки постоянно маневрировали, ходили в глубокие дерзкие рейды по тылам врага, целые танковые армии совершали марши своим ходом, появляясь на участках фронта в сотнях километров от прежнего места пребывания внезапно для врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 января 1943 года за выдающиеся заслуги в деле освоении производства, конструирования и усовершенствования танков и умелое руководство заводами Максарёву Юрию Евгеньевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Воспоминания ветеранов оборонной промышленности военных лет практически единодушно сходятся в оценке Максарёва как исключительно грамотного и талантливого инженера, требовательного, но тактичного руководителя. Сам отличный новатор производства, Максарёв всегда поддерживал новаторство подчинённых. Так, на его заводе с 1942 по 1945 год внедрено в производство свыше 3 тысяч новаторских предложений, давших экономию на 110 миллионов рублей. Завод за время его руководства был награждён орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени.

С марта 1946 года был первым заместителем Министра транспортного машиностроения СССР, одновременно – начальник Главного управления танкового производства министерства. С марта 1949 года – заместитель председателя Бюро по машиностроению и судостроению при Совете Министров СССР. С января 1950 года – Министр транспортного машиностроения СССР.

После смерти И. В. Сталина 5 марта 1953 года при реорганизации правительства Министерство транспортного машиностроения включено в состав Министерства транспортного и тяжёлого машиностроения СССР, а сам Максарёв стал заместителем министра в новом объединённом министерстве. В отличие от большинства сталинских наркомов и руководителей, снятых или пониженных в должностях при Н. С. Хрущёве, Максарёв оставался на высоких государственных постах. Был заместителем председателя Бюро по машиностроению в 1954–1955 годах, первым заместителем председателя Государственного комитета по новой технике в 1955–1957 годах. С 1957 года – председатель, а с 1959 года – первый заместитель председателя Государственного научно-технического комитета.

С 1961 года возглавлял Комитет по делам изобретений СССР, который в 1963 году переименован в Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий. В 1965 году этот комитет вновь переименован в Комитет по делам изобретений СССР, а в 1973 году опять произошло обратное переименование в Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий. Все эти году Комитет возглавлял Ю. Е. Максарёв. За годы руководства комитетом ему удалось поднять дело изобретательства в стране на мировой уровень. Была создана хорошая законодательная база, переработано патентное и авторское право, СССР подписал и неукоснительно соблюдал все важнейшие международные конвенции и соглашения по делам изобретений и открытий. В августе 1978 года Ю. Е. Максарев вышел на пенсию.

Избирался кандидатом в члены ЦК КПСС (1952–1961), депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946–1950).

Жил в городе Москве. Скончался 11 ноября 1982 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы (участок 10).

Генерал-майор инженерно-танковой службы (21.01.1945). Награждён 7 орденами Ленина (19.09.1941; 05.06.1942; 20.01.1943; 05.08.1944; 08.12.1951; 04.01.1954; 22.01.1954), орденами Октябрьской Революции (25.08.1971), Суворова 1-й степени (16.09.1945), Кутузова 2-й степени (19.04.1945), 2 орденами Трудового Красного Знамени (08.08.1966; 09.08.1973), медалями.

Лауреат Сталинской премии (1946).

Имя Героя носит улица в Нижнем Тагиле. На жилом доме на Кудринской площади Москвы, где жил Герой, в его честь установлена мемориальная доска.

В 2003 году в Российском агентстве по товарным знакам учреждена ежегодная премия имени Ю. Е. Максарёва за лучшую диссертационную работу, внёсшую существенный вклад в решение проблем правовой охраной интеллектуальной собственности в России.


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров

Источники

Вооружение и военная техника Сухопутных войск. Биографическая энциклопедия. 2010.

Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945.Кр.спр.-М.:Республика,1995.