Герой Социалистического Труда
Производство: Авиастроение
Швецов Аркадий Дмитриевич

Швецов Аркадий Дмитриевич

24.01.1892 - 19.03.1953

Герой Социалистического Труда

Даты указов

24.01.1942

Медаль № 21

Орден Ленина № 9214

Швецов Аркадий Дмитриевич - главный конструктор Объединённого конструкторского бюро №19 при Молотовском моторостроительном заводе имени Я.М. Свердлова Народного комиссариата авиационной промышленности СССР.

Родился 12 (24) января 1892 года в поселке Нижне-Сергинского завода Красноуфимского уезда Пермской губернии, ныне город Нижние Серги Свердловской области. Сын народного учителя. Русский. Беспартийный.

Окончил Алексеевское реальное училище в Перми в 1908 году. После окончания училища в 1910 году приехал в Москву для получения технического образования. Из-за недостатка средств несколько раз приходилось прерывать обучение. С 1917 года работал техником-конструктором на московском заводе «Динамо».

Окончил Московское высшее техническое училище только в 1921 году. Работал на государственном авиационном заводе № 4 "Мотор" (затем авиационный завод имени М.В. Фрунзе) в Москве инженером, с 1922 года был там начальником технического бюро, в 1924 году стал главным инженером завода. В 1925–1926 годах создает пятицилиндровый звездообразный авиационный мотор М-11, который по результатам испытаний побеждает в конкурсе и становится первым отечественным серийным авиационным двигателем воздушного охлаждения. Он устанавливался на самолёты По-2 (У-2), АИР-6, УТ-2, Як-18. В 1931 и в 1933 годах выезжал в командировки в США для изучения зарубежного опыта.

В 1934 году Аркадий Швецов назначается главным конструктором строящегося Пермского моторостроительного завода и ОКБ-19 при нём, которым остался до конца жизни. Численность его конструкторского бюро составляла 16 человек. Сначала он приступил к разработке отечественных модификаций лицензионного американского поршневого двигателя фирмы «Райт». Первая из них - пятицилиндровый М-25А мощностью 625 л.с. - была выпущена в 1936 году (устанавливался на истребителях И-15 и И-16). В 1937-м появился мотор М-25Б, мощность которого на 10,5% превосходила мощность американского двигателя, а в следующей модели - М-62 - этот показатель был выше уже на 43% (под новым наименованием АШ-62 устанавливался на Ан-2). Также в 30-е годы Швецовым созданы двигатели М-22 и М-63. Авиадвигатели Швецова применялись на истребителях И-15, И-16.

В декабре 1939 года конструкторское бюро Пермского моторостроительного завода было реорганизовано в самостоятельный опытно-конструкторский цех, в составе конструкторское бюро, механического и сборочного цеха, опытно-летной испытательной станции. Такое объединение позволило значительно сократить процесс разработки и доводки двигателей.

В период с 1934 по 1953 год под руководством А.Д. Швецова было создано семейство поршневых двигателей воздушного охлаждения АШ ("Аркадий Швецов"), охватывающее всю эпоху развития этого типа двигателей. Четырнадцатицилиндровый АШ-82 устанавливался на истребителях Ла-5 и Ла-7, бомбардировщиках Ту-2. Поршневые звездообразные двигатели воздушного охлаждения АШ-62ИР применялись на транспортных самолётах Ли-2 и Ан-2. Эти и другие двигатели Швецова устанавливались на самолеты Туполева, Ильюшина, Лавочкина, Поликарпова, Яковлева, внесшие определяющий вклад в дело завоевания господства в воздухе в Великой Отечественной войне.

"За выдающееся достижение в области авиационного моторостроения, поднимающее оборонную мощь Советского Союза", Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 января 1942 года Швецову Аркадию Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

В годы Великой Отечественной войны конструкторское бюро Швецова с полной самоотдачей трудилось над созданием двигателей для новых типов самолетов. Стремительное перевооружение авиации всех воюющих сторон требовали разработки и внедрения новых авиадвигателей в самые сжатые сроки. Так, КБ швецова создало двигатель большой мощности воздушного охлаждения АШ-73 для тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Ту-4.

Его улучшенный вариант АШ-73ТК представлял собой 18-цилиндровую звезду с двумя турбокомпрессорами, обеспечивавшими высотность 11 000 м. Впервые на отечественном двигателе был применен стальной картер взамен дюралюминиевого. Мощность АШ-73ТК достигала 2400 л. с., что для силовой установки такого типа являлось, видимо, пределом. Этот двигатель устанавливался на самолетах-разведчиках и патрульных «летающих лодках» М-10.

Сразу после войны Швецов создает уникальный двигатель АШ-2ТК, мощность которого достигала 4300 л. с. Он планировался для установки на стратегические бомбардировщики. Этот двигатель стал непревзойденной вершиной отечественного поршневого двигателестроения, но в серию не пошел: наступала эпоха реактивной авиации.

Двигатели АШ-82ФН устанавливались на пассажирских самолётах Ил-12, Ил-14. Выдающимся достижением Швецова стало создание принципиально новых двигателей для только что появившихся вертолётов, в частности для Ми-4, Як-24 и др. Всего на различных самолётах и вертолётах Советского Союза работало свыше 200 тысяч авиамоторов Швецова, в серийное производство запущено 15 типов швецовских моторов и ещё несколько десятков их модификаций.

А.Д. Швецов создал школу конструкторов двигателей воздушного охлаждения. Его учеником был заменивший рано скончавшегося учителя Герой Социалистического Труда выдающийся отечественный двигателестроитель П.А. Соловьев. В 1947 году А.Д. Швецов был "повышен" в должности и стал генеральным конструктором.

Скоропостижно скончался от остановки сердца 19 марта 1953 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Доктор технических наук (1940).

Генерал-майор инженерно-технической службы (19.08.1944).
Генерал-лейтенант инженерно-технической службы (17.07.1948).

Награждён 5 орденами Ленина (28.12.1936, 24.01.1942, 21.06.1943, 02.07.1945, 1949, 1952), орденами Суворова 2-й степени (19.08.1944), Кутузова 1-й степени (16.09.1945), Трудового Красного Знамени (1952), медалями, в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Лауреат четырёх Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1948). Депутат Верховного Совета СССР 2-3 созывов (с 1946 года).

В городах Пермь и Нижние Серги Свердловской области установлены бюсты А.Д.Швецова. Его имя носят авиационный техникум и улица в Перми.


Фото: Фёдор Кислов/ТАСС


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров

Источники

Советские инженеры. ЖЗЛ. Москва, 1985.