Герой Социалистического Труда
Производство: Авиастроение
Шахурин Алексей Иванович

Шахурин Алексей Иванович

25.02.1904 - 03.07.1975

Герой Социалистического Труда

Даты указов

08.09.1941

Медаль № 14

Орден Ленина № 7311

Шахурин Алексей Иванович – Народный комиссар авиационной промышленности СССР, город Москва.

Родился 12 (25) февраля 1904 года* в деревне Михайловская Сухановской волости Подольского уезда Московской губернии (ныне не существует; территория района Северное Бутово Юго-Западного административного округа Москвы). Русский.

С 1919 года работал электромонтером в Подольске, с 1921 – фрезеровщиком на заводе «Манометр» в Москве. В 1925 году переведён на комсомольскую работу – секретарь Бауманского райкома комсомола города Москвы, затем работал в Наркомате торговли РСФСР. Окончил Московский инженерно-экономический институт в 1932 году. Член ВКП(б) с 1925 года.

После окончания института в 1932 году распределен начальником отдела организации производства авиазавода. С 1933 года – в Красной армии. В 1933–1938 годах проходил службу в научно-исследовательском и учебном отделах Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. В феврале – апреле 1938 парторг ЦК ВКП(б) на заводе №1 "Авиахим".

В период острейшего дефицита кадров, вызванного массовыми репрессиями конца 1930-х годов, выдвинут на крупные руководящие посты. В мае 1938 года Шахурин назначен первым секретарем Ярославского обкома ВКП(б), с января 1939 года – первый секретарь Горьковского обкома ВКП(б). С марта 1939 года – член ЦК ВКП(б).

10 января 1940 года Шахурин назначен Народным комиссаром авиационной промышленности СССР. На этом посту провёл большую работу по созданию новых авиационных заводов, реконструкции ранее действующих, координацию работы конструкторских бюро и предприятий, запуску в серию новых образцов авиатехники, организации оперативного устранения дефектов и недостатков, выявленных в многочисленных боевых действиях предвоенного периода.

С началом Великой Отечественной войны Шахурин организовал срочную эвакуацию авиационных и смежных предприятий в Поволжье и в Сибирь. При этом И. В. Сталин поставил ему задачу ежедневно увеличивать выпуск боевых самолетов. Эти задачи были успешно решены: во втором квартале 1941 года выпуск боевых самолётов составил 27 единиц в сутки, в третьем квартале 1941 года в условиях начавшейся войны – 61 боевой самолёт в сутки. За успешное выполнение этой задачи Шахурин был представлен к высшей награде Родины.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1941 года за выдающиеся достижения в области организации и осуществления серийного производства новых типов боевых самолётов Алексею Ивановичу Шахурину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина.

В дальнейшие годы войны под руководством наркома Шахурина произведено резкое увеличение выпуска самолетов. Производство отечественных боевых самолетов за войну характеризуется следующими показателями: 1941 год (июль – декабрь) – 8,2 тыс.; 1942-й – 21,7 тыс.; 1943-й – 29,9 тыс.; 1944-й – 33,2 тыс.; 1945-й (январь – август) – 19,1 тыс. боевых самолётов. А всего за всю войну выпущено 112,1 тыс. боевых самолётов. При этом произведена полная замена всей номенклатуры выпускаемых машин, а по некоторым разновидностям самолетов – неоднократно.

Однако после войны отношение Сталина к выдающемуся организатору и руководителю оборонной промышленности резко изменилось. По одной из версий, причиной был неуступчивый характер Шахурина, приводящий к частым спорам с вождём и многочисленным конфликтам с промышленными и партийными руководителями. Непосредственным поводом стало письмо сына Сталина генерал-майора авиации Василия Сталина, что он как лётчик считает, что американские самолёты лучше советских. Шахурин был снят с поста Народного комиссара авиационной промышленности СССР 5 января 1946 года и направлен в распоряжение ЦК ВКП(б). В марте 1946 года его вывели из состава ЦК ВКП(б).

4 апреля 1946 года его арестовали. Вместе с ним были арестованы и проходили обвиняемыми по делу Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами главный маршал авиации А. А. Новиков, главный инженер ВВС генерал-полковник А. К. Репин, член Военного совета ВВС генерал-полковник Н. С. Шиманов, начальник Главного управления заказов ВВС генерал-лейтенант Н. П. Селезнёв, заведующие авиационными отделами ЦК ВКП(б) А. В. Будников и Г. М. Григорьян.

11 мая 1946 года А. И. Шахурин приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР к 7 годам лишения свободы по ст. 193-17 п."б" УК РСФСР за "злоупотребления и превышение власти при особо отягчающих обстоятельствах" и "выпуск нестандартной, недоброкачественной и некомплектной продукции" с ходатайством о лишении государственных наград и воинского звания. Остальные обвиняемые получили сроки от 2 до 6 лет. Постановлением Совета Министров СССР от 18 мая 1946 года Шахурин лишён воинского звания. По ходатайству Военной Коллегии Верховного Суда СССР Президиум Верховного Совета СССР указом от 20 мая 1946 года лишил Шахурина, Репина, Новикова и Селезнёва всех правительственных наград, в том числе Шахурина – звания Героя Социалистического Труда.

Вскоре после смерти Сталина, в апреле 1953 года, Шахурин был освобождён (отбыл свой срок полностью). 29 мая 1953 года реабилитирован.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1953 года Шахурин Алексей Иванович был восстановлен в звании Героя Социалистического Труда, ему были возвращены все ордена и медали. Постановлением Президиума ЦК КПСС от 12 июня 1953 года его восстановили в партии. Постановлением Совета Министров СССР от 15 июня 1953 года ему возвращено воинское звание генерал-полковника инженерно-авиационной службы.

В 1953–1957 годах – заместитель Министра авиационной промышленности СССР. В 1957–1959 годах – заместитель Председателя Государственного комитета Совета Mинистров СССР по внешнеэкономическим связям. В августе 1959 года уволен в отставку.

Жил в Москве. Работал с июля 1962 по август 1963 года консультантом Института экономики АН СССР, в марте 1966 – октябре 1970 – научным консультантов и старшим научным сотрудником Всесоюзного НИИ стандартизации, в мае 1971 – августе 1973 – старшим научным сотрудником Всесоюзного НИИ по нормализации в машиностроении. Скончался 3 июля 1975 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 1).

Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (30.04.1943).
Генерал-полковник инженерно-авиационной службы (19.08.1944, с перерывом).

Награждён 2 орденами Ленина (08.09.1941; 25.05.1944), орденами Красного Знамени (05.11.1954), Суворова 1-й степени (16.09.1945), Кутузова 1-й степени (19.08.1944), Трудового Красного Знамени (24.02.1954), Красной Звезды (21.08.1953), медалью «За боевые заслуги» (03.11.1944), другими медалями.

В Москве на здании Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского была установлена мемориальная доска А. И. Шахурину.

Автор мемуаров «Крылья победы» (М., 1983, 1985, 1990, 1987 (Ереван, на армянском языке), 1989 (Берлин, на немецком языке)), «Сокрушение люфтваффе» (М., 2004).

Примечание:
1) Дата рождения подтверждена по метрической книге Троицкой церкви села Троицкого на Обитце (Центральный государственный архив Москвы, фонд 203, опись 780, дело 3439, стр. 217), в которой имеется запись о рождении 12 февраля и крещении 15 февраля 1904 года младенца Алексея Шахурина. – Дополнил Андрей Симонов.


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров

Источники

Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энц.словарь.-М,Вече,2000

Звягинцев В.Е. Трибунал для академиков. М.: Терра, 2009

Звягинцев В.Е. Трибунал для героев. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005

Ивкин В.И. Государственная власть СССР. 1923-1991. – Москва, 1999.

Куманёв Г.А. Говорят сталинские наркомы. Смоленск, 2005.