Головатый Ферапонт Петрович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 1380
Орден Ленина № 69710
Головатый Ферапонт Петрович — председатель колхоза «Стахановец» Ново-Петровского района Саратовской области.
Родился 24 мая (5 июня) 1890 года в селе Сербиновка Пирятинского уезда Полтавской губернии, ныне Гребёнковского района Полтавской области Украины, в семье крестьянина. Украинец.
В 1910 году был призван в армию и благодаря хорошим внешним данным, высокому росту направлен в лейб-гвардию. Нёс караульную службу в Царском Селе и у Зимнего дворца в Петербурге. В августе 1914 года с пулемётной командой направлен на фронт. Воевал в Восточной Пруссии, был награждён тремя Георгиевскими крестами: за храбрость, проявленную и в бою и при спасении раненых, и при выходе из окружения. В феврале 1917 года избран в полковой комитет. Участвовал в Гражданской войне, был командиром эскадрона в 1-й Конной армии.
В марте 1921 года вернулся к мирной жизни, поселился на хуторе Степном на Саратовщине. Занимался пчеловодством. Избирался председателем сельсовета, первым вступил в колхоз, когда началась коллективизация. Жил на окраине села Степное. В 1937 году, когда изба помешала окультуривать прилегающие сельскохозяйственные угодья, ему предложили выселиться из старого дома, а новый не дали. Головатый категорически отказался переселяться и был арестован. Провёл 10 месяцев в одиночной камере и благополучно вернулся в село.
В годы Великой Отечественной войны был членом правления колхоза «Стахановец», стал одним из инициаторов всенародного патриотического движения по сбору средств в фонд Красной Армии.
В декабре 1942 года по собственной инициативе внёс в Фонд обороны 100 тысяч рублей личных сбережений на покупку самолёта. Деньги были выручены от продажи на рынке мёда с собственной пасеки и продажи коров. Это при том, что на иждивении деда с бабушкой было 11 внуков, чьи отцы были на фронте. Деньги Ферапонт Головатый принёс лично директору Саратовского авиационного завода, выпускавшего истребители Яковлева.
Самолёт-истребитель Як-1Б был вручён летчику Борису Ерёмину, уроженцу Саратовской области, воевавшему под Сталинградом. На борту самолёта была начертана дарственная надпись: «Сталинградскому фронту от колхозника артели «Стахановец» тов. Головатого». На этом самолёте Ерёмин дошёл от Сталинграда до Крыма, одержал не одну победу и ни разу не был сбит. После освобождения Севастополя самолёт, как выработавший ресурс эксплуатации, отправили в Саратов, где установили для обозрения на одной из площадей города.
В июне 1944 года Ф. П. Головатый на митинге в Саратове передал гвардии подполковнику Ерёмину второй самолёт, приобретённый на свои средства. На это раз истребитель Як-3, с надписью на борту «От Ферапонта Петровича Головатого второй самолёт на окончательный разгром врага». На этой машине Ерёмин воевал до Победы, сбив последний самолет противника в небе Берлина.
Ферапонт Головатый продолжал работать в колхозе. В 1944 году вступил в ВКП(б)/КПСС. В 1946 году избран председателем колхоза «Стахановец». Приложил много усилий к восстановлению хозяйства в послевоенное время. В 1947 году в ходе уборочных работ в колхозе был собран высокий урожай пшеницы — 31,3 центнера с гектара на площади 40 гектаров.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1948 года за получение высокого урожая пшеницы при выполнении колхозом обязательных поставок и натуроплаты за работу МТС в 1947 году и обеспеченности семенами зерновых культур для весеннего сева 1948 года Головатому Ферапонту Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Руководил колхозом до последнего дня. Скончался 25 июля 1951 года. Похоронен на кладбище села Степное ныне Калининского района Саратовской области.
Награждён орденом Ленина (26.03.1948).
Его именем был назван колхоз, в селе Степное — улица. Первый самолёт, построенный на средства Головатого, Як-1Б, с 1991 года экспонируется в Саратовском государственном музее боевой славы, расположенном в Парке Победы на Соколовой горе. Второй, Як-3, хранился долгое время в Москве в музее ОКБ имени Яковлева, в Доме авиации, затем в частном музее авиации города Санта-Моника (США), в 2015 году возвращён в Россию.
Биографию подготовил:
Публикации в сети Интернет