Казаков Михаил Николаевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 7548
Казаков Михаил Николаевич — командир звена 8-го гвардейского штурмового авиационного Феодосийского полка 11-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Балтийского флота, гвардии старший лейтенант.
Родился 7 ноября 1920 года в селе Максимовка ныне Базарно-Карабулакского района Саратовской области. Русский. Окончил 9 классов средней школы в городе Челябинске в 1938 году, аэроклуб в города Краснодаре в 1939 году, Центральную летно-планерную школу в города Кременце Тарнопольской области в 1941 году. Работал в городе Сарапуле начальником планерного клуба и летчиком-инструктором в школе пилотов. В 1943 году окончил курсы командиров звеньев штурмовой авиации ВВС ВМФ.
С сентября 1943 года до февраля 1945 года сражался в составе Военно-Воздушных Сил Черноморского и Балтийского флотов. Принимал участие в освобождении Таманского полуострова, Крыма, Ленинградской области, Эстонии, Латвии и Литвы, разгроме морских сил противника на Черном и Балтийском морях. Совершил 91 успешный боевой вылет на штурмовике Ил-2 и потопил лично и в составе группы 17 судов противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Казакову Михаилу Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
До 1961 года М.Н. Казаков продолжал службу в морской авиации. В 1945 году окончил Высшие офицерские курсы авиации ВМФ. В 1954 году ему было присвоено звание военного летчика 1-го класса. Подполковник запаса, жил в городе Евпатории. Работал машинистом ТЭЦ.
Умер 10 марта 1994 года. Похоронен на Аллее Героев кладбища города Евпатория.
Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени (1943, 1944-3), орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (1957), медалями, в том числе "За боевые заслуги" (1953), "За оборону Кавказа".
Весной 1944 года во время боевых действий наших войск по освобождению Крыма Казаков с летчиками своего звена наносил штурмовые удары по плавсредствам противника в морских портах, воспрещая вражеским кораблям огневую поддержку войск и эвакуацию их морем.
11 апреля 1944 года Казаков в составе большой группы "ильюшиных" трижды вылетал для нанесения ударов по кораблям и транспортным судам противника в Феодосии. Летчики потопили тральщик, две десантные баржи и сейнер, повредили две баржи, три катера и портовое оборудование. Лично Казаков пустил ко дну катер противника. Попытка гитлеровцев начать эвакуацию Феодосии была сорвана.
В ночь на 10 мая 1944 года к мысу Херсонес подошел последний вражеский конвой из двух дизель-электроходов и нескольких десантных барж. Приняв на борт по 5-6 тысяч солдат и офицеров, суда взяли курс на Констанцу. На рассвете штурмовая и минно-торпедная авиация Черноморского флота атаковала караван. Все суда противника были потоплены. В этой замечательной победе была доля ратного труда старшего лейтенанта Казакова.
В мае 1944 года после освобождения Крыма 8-й штурмовой полк был переброшен на Балтику. Здесь Казаков проявил себя как настоящий мастер топ-мачтового бомбометания (с бреющего полета). Особенно памятны для летчика боевые вылеты 15 сентября. В этот день финны попросили советское командование оказать помощь в уничтожении гитлеровского десанта, высадившегося на о. Сурсари. Наши штурмовики в течение дня потопили четыре десантные баржи, сторожевой корабль и буксирный пароход. Многие суда получили повреждения. Уцелевшие вражеские корабли отошли на запад, оставив свой десант на острове без поддержки. К концу дня десантники прекратили сопротивление. В этой операции Казаков потопил десантную баржу.
20 ноября 1944 года от наземных войск было получено сообщение о подходе к Мемелю (ныне - Клайпеда, Литва) крупного транспорта противника. Погода стояла не летная. Аэродром Паланга и море были окутаны густым туманом. Однако командование полка приняло решение потопить транспорт противника. Выполнение этой трудной задачи было поручено Казакову. После долгих поисков он обнаружил судно и с бреющего полета нанес по нему точный бомбовый удар. Транспорт загорелся и через некоторое время исчез в морской пучине. Как потом сообщили пленные, выловленные в море нашими бойцами, это был транспорт "Фуаильер" водоизмещением 6200 тонн. Он имел на борту более 200 офицеров, боеприпасы и вооружение, предназначенные для вражеской группировки, прижатой нашими войсками к морю в районе Мемеля.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Румянцев Н.М. Люди легендарного подвига. – Саратов, 1968.