Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Каприн Дмитрий  Васильевич

Каприн Дмитрий Васильевич

04.10.1921 - 17.11.2015

Герой Советского Союза

Даты указов

19.04.1945

Медаль № 6140

Каприн Дмитрий Васильевич — командир эскадрильи 74-го гвардейского штурмового авиационного полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, гвардии капитан.

Родился 4 октября 1921 года в селе Кадом, ныне посёлок Рязанской области, в семье рабочего-сплавщика. Русский. С 1926 года жил в Москве. Окончил 7 классов средней школы и 2 курса Московского энергетического техникума. Учился в аэроклубе.

В Красной Армии с 1940 года. В 1942 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны с сентября 1942 года. Воевал на Сталинградском, Южном, 4-м Украинском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в Сталинградской битве, освобождал Донбасс, участвовал в боях над Днепром и за его Никопольский плацдарм, освобождал Крым, Литву, участвовал в боях в Восточной Пруссии и за город Кёнигсберг.

Командир эскадрильи 74-го гвардейского штурмового авиаполка гвардии капитан Каприн к октябрю 1944 года совершил 105 боевых вылетов, уничтожил 17 танков, 48 автомашин с пехотой и грузами, взорвал 7 складов с боеприпасами и горючим, 3 дзота, вывел из строя 28 орудий полевой и зенитной артиллерии противника.

16 февраля 1945 года был сбит под Кёнигсбергом, попал в плен к немцам. Однако при первой же бомбёжке бежал из лагеря с группой 12 человек, воспользовавшись начавшейся паникой, и смог вернуться к своим.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Каприну Дмитрию Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Всего за годы войны совершил 130 боевых вылетов, нанеся большой урон противнику.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1954 году окончил Высшие лётно-тактические курсы. Член КПСС с 1956 года. Командовал вертолётным полком. Участвовал в освоении целинных и залежных земель в Казахстане. С 1970 года полковник Д. В.Каприн — в запасе. Жил в Москве.

Умер 17 ноября 2015 года. Похоронен на на Введенском кладбище города Москва.

Награждён орденом Ленина (19.04.1945), 4 орденами Красного Знамени (13.08.1943; 23.02.1944; 17.02.1945; 31.10.1967), орденом Александра Невского (03.07.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (07.10.1944; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (20.02.1943; 26.10.1955), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (17.05.1951).

В Москве на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска (2024).


С первого дня Великой Отечественной войны все чаяния курсанта Дмитрия Каприна были подчинены одному желанию — на фронт! И вот этот день наступил. В сентябре 1942 года военный лётчик Каприн в числе других выпускников училища прибыл на Сталинградский фронт и был зачислен в штурмовой авиационный полк.

Начались боевые вылеты. Днём и ночью нагруженный бомбами Ил-2 Каприна уходил на задания. В боях за Сталинград молодой лётчик прошел суровую школу мужества, стал мастером штурмового удара.

После разгрома немцев под Сталинградом часть, в которой служил Каприн, была переброшена на Южный фронт. Лейтенант Каприн участвовал в штурмовках противника в Ростовской и Донецкой областях, над реками Калитва и Миус.

Осенью 1943 года советские войска начали грандиозную битву за Днепр. В районе города Никополь фашисты сохранили за собой большой плацдарм, за который до февраля 1944 года шли жестокие бои, как на земле, так и в небе.

В один из ноябрьских дней 1943 года капитану Каприну было поручено разбомбить фашистскую переправу через Днепр. Вскоре 2 штурмовика — Каприна и Коломейца — с 2-я прикрывающими их истребителями взмыли в воздух. Показались патрулирующие «мессеры», завязался бой. Беспрестанно маневрируя, Каприн зорко всматривается в землю, разыскивает цель. Теперь, когда «мессеры» окружили наши самолёты, не давая открыть огонь своей артиллерии, нельзя было терять ни минуты. На реке ясно обозначилась переправа. И машина командира ринулась вниз. А вслед за ней устремился ведомый. Для большей точности бомбежку произвели с отвесного пикирования. Переправа была разбита первыми же бомбами. 2 наших истребителя, завершая атаку, прошили позиции фашистов шквальным пулемётным огнём. За уничтожение переправы все 4 лётчика были награждены орденами.

Однажды в январе 1944 года, когда бои шли на Никопольском плацдарме, гвардии капитан Каприн получил обычное задание — нанести удар по немецкой группировке. В составе шестёрки Ил-2 и 2-х истребителей группа Каприна вылетела к цели. Но в это время наземная станция перенацелила группу. Ей было приказано встретить и задержать большую группу фашистских бомбардировщиков и истребителей, которые шли бомбить расположение наших войск. Груз бомб штурмовики должны были сбросить на врага по своему усмотрению. Чёрные шапки взрывов накрыли замаскированные немецкие блиндажи на передовой.

При выходе из атаки Каприн, внимательно наблюдавший за небом, вдруг увидел приближавшиеся «юнкерсы». Фашистские бомбардировщики тянулись в сторону наших войск. Каприн пошёл в атаку. Самолёт командира молниеносно врезался в строй фашистских бомбардировщиков. И уже через несколько секунд 2 «юнкерса», оставляя за собой чёрный след дыма, штопором пошли к земле.

Манёвр был настолько неожиданным, что гитлеровцы, несмотря на свое явно численное превосходство, на какое-то мгновение растерялись. Но этого было вполне достаточно для того, чтобы подоспевшие штурмовики присоединились к своему ведущему и метким огнём заставили фашистов сбросить бомбы над своей территорией.

Истребители противника, обозлённые неудачей, с яростью набросились на нашу группу. Но было уже поздно: на помощь советским штурмовикам шли «ястребки». 17 «юнкерсов» и «мессершмиттов» недосчитались гитлеровцы в том бою.

В разгар ожесточённых боев в Восточной Пруссии перед авиацией была поставлена ответственная задача: эшелонированным бомбоштурмовым ударом уничтожить крупную немецкую группировку в районе Загерна. Первую же группу штурмовиков командир дивизии приказал вести Каприну.

Фашисты встретили наши «илы» бешеным огнём зенитной артиллерии. Небо в районе атаки было усеяно сплошными разрывами снарядов. Однако штурмовики, прорвав завесу огня, перестроились в круг и начали бомбёжку. Тонны смертоносного груза посыпались на врага.

Израсходовав весь боекомплект, группа Каприна стала отходить в сторону от цели. И именно в этот момент машину командира бросило в сторону, почти одновременно вторым попаданием разломило её надвое. Каприн был ранен в плечо, но сумел за 100 метров до земли раскрыть парашют. Приземлился не удачно. От боли в ногах не было сил подняться. Сильно ныло плечо.

Послышались голоса, и на опушке показалось человек 10 немецких автоматчиков. Превозмогая боль, Каприн бросился в ближайшую воронку, выхватил пистолет и залёг. Он успел выстрелить в приближающегося офицера, когда что-то тяжёлое ударило лётчику в голову.

Когда вернулось сознание, Каприн понял, что попал в плен. В плену находился недолго. При первой же бомбёжке воспользовался начавшейся паникой и с группой военнопленных, разоружив охрану, бежал.

А через несколько дней боевые друзья снова поздравляли своего командира. На этот раз в связи с присвоением Дмитрию Васильевичу Каприну звания Героя Советского Союза.

Ещё долго после войны гвардии полковник Каприн держал штурвал самолёта, воспитывая молодых лётчиков, передавая им свой богатый опыт. Освоил другую машину – вертолёт. В начале 60-х годов Каприн командовал вертолётным полком в степях Саратовской области. Служба была связана с испытаниями космических кораблей. Личный состав полка занимался поиском приземлившихся космонавтов и доставкой их в научно-исследовательские институты.

И вот перед полком Каприна поставили новую задачу: оказать помощь в освоении залежных земель. На целине сначала создавались оперативные группы по координации работы автомобильных рот и батальонов. Они располагались в крупных административно-хозяйственных центрах: Алма-Ата, Кокчетав, Целиноград, Уральск и других. Расстояние между ними доходило до 200-400 километров. Поэтому вертолёты полка Каприна летали во все эти города и координировали работу автомобильных рот, батальонов и других воинских частей. Нередко приходилось менять экипажи вертолётов, привозить палатки, медикаменты, посылки и письма личному составу, эвакуировать больных. Всё делали для того, чтобы благоустроить жизнь целинников.

В 1964 году к боевым орденам и медалям полковник Каприн прибавил медаль за освоение целины.

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)

Источники

Герои огненных лет. Книга 2. М.: Московский рабочий, 1976

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.